Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 8-Г08-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Пирожкова В.Н., судей - Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Угличского муниципального района на решение Ярославского областного суда от 18 марта 2008 года, которым заявление Администрации Угличского муниципального района удовлетворено в части признания недействующим подпункта 6 пункта 2 приложения 1 "Перечень имущества Администрации Угличского муниципального района, подлежащего передаче городскому поселению Углич", утвержденного Законом Ярославской области от 09.11.2007 года N 94-з "О разграничении имущества между Угличским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав", в остальной части заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Администрации Угличского муниципального района Торопова Е.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Государственной Думы Ярославской области - Вахрамеевой Е.А. и Соболевой Т.И., представителей губернатора Ярославской области - Килипченко О.Ю. и Демьянова В.А., представителя городского поселения Углич Сакулина А.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Власовой Т.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Администрация Угличского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению в части Закона Ярославской области от 09.11.2007 N 94-з "О разграничении имущества между Угличским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав", ссылаясь на то, что возражает против передачи городскому поселению Углич имущества, указанного:
- в перечне 1 приложения 1 к закону, указанного в строках 3 и 4 (нежилые помещения, в которых расположены 2 библиотеки - филиала муниципального учреждения "Централизованная библиотечная система Угличского муниципального района", в строках 6-20 (земельный участок для обслуживания стадиона и имущество стадиона), в строках 21-39 (движимое имущество, расположенное на земельном участке, предназначенном для обслуживания городского парка);
- в перечне 2 приложения 1 к закону, указанного в строке 6 (муниципальное унитарное предприятие "Риком").
Администрация Угличского муниципального района имеет существенный интерес к использованию перечисленных объектов, наличие которых в собственности муниципального района отвечает полномочиям муниципального района, определенным в статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Названные объекты являются единственными для Угличского муниципального района для осуществления соответствующих полномочий. При принятии оспариваемого закона были допущены нарушения другого Закона Ярославской области - от 28.12.2005 N 90-з "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период", выразившиеся в том, что перечень названного муниципального имущества не выносился на рассмотрение на заседании комиссии по разграничению муниципального имущества между Угличским муниципальным районом и городским поселением Углич и решение этой комиссией по спорному имуществу не выносилось. Перечни имущества были рассмотрены согласительной комиссией при Губернаторе Ярославской области. При этом, не учтены возражения Администрации Угличского муниципального района. Не были учтены эти возражения и Государственной Думой Ярославской области при рассмотрении законопроекта о разграничении муниципального имущества.
Решением Ярославского областного суда от 18 марта 2008 года заявление удовлетворено в части. Признан недействующим подпункт 6 пункта 2 приложения 1 "Перечень имущества Администрации Угличского муниципального района, подлежащего передаче городскому поселению Углич", утвержденного Законом Ярославской области от 09.11.2007 года N 94-з "О разграничении имущества между Угличским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав" (касающийся передачи МУП "Риком").
В кассационной жалобе Администрация Угличского муниципального района просит об отмене решения суда в части и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными в суде обстоятельствами.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 той же статьи).
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает правовой акт недействующим полностью или в части (часть 2).
Из дела видно и судом установлено, что на основании статьи 17.1 Закона Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 65-з "О наименованиях, границах и статусе" образованы в составе Угличского муниципального района ряд муниципальных образований, в том числе, со статусом городского поселения Углич с центром в г. Углич (л.д. 169).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 17.1 Закона" имеется в виду "п. 1 статьи 17 Закона"
9 ноября 2007 года принят Закон Ярославской области N 94-з "О разграничении имущества между Угличским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав", опубликован в газете "Губернские вести" 14 ноября 2007 года. Данным законом в приложении N 1 утвержден Перечень имущества Угличского муниципального района, подлежащего передаче городскому поселению Углич (Перечень 1), и Перечень муниципальных предприятий и учреждений Угличского муниципального района, подлежащего передаче городскому поселению Углич (Перечень 2).
Отказывая Администрации Угличского муниципального района в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению названного Закона в части имущества, указанного в Перечне 1 в строках 3 и 4, 6-20, 21-39 (приложения 1 к закону), суд пришел к выводу об отсутствии для этого предусмотренного законом основания.
Этот вывод суда мотивирован тем, что оспариваемый закон был принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и с соблюдением установленных требований.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на законе, подтверждается материалами дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) установлено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке. Разграничение имущества осуществляется между: вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят соответствующие поселения, осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества в данном Федеральном законе. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Федерального закона и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (пункт 11.1).
Законом Ярославской области от 28 декабря 2005 года N 90-з (с последующими изменениями) установлен порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Ярославской области в переходный период, в соответствии с которым: (статья 2.1) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят соответствующие поселения, осуществляется на основании законов Ярославской области о разграничении муниципального имущества (пункт 1). В перечни передаваемого имущества включается движимое и недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, включая муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения (пункт 2). Для формирования перечней имущества, передаваемого в собственность поселений, до 15 октября 2006 года органами местного самоуправления создаются комиссии по разграничению муниципального имущества, состоящие на паритетных началах из представителей органов местного самоуправления муниципального района и органов местного самоуправления поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района. Комиссии по разграничению муниципального имущества формируют перечни имущества, передаваемого в собственность поселений. Сформированные комиссиями по разграничению муниципального имущества перечни имущества, передаваемого в собственность поселений, передаются для утверждения муниципальными советами поселений. Перечни имущества, передаваемого в собственность поселений, утверждаются муниципальными советами поселений в течение месяца со дня их получения, а затем вместе с копиями решений об их утверждении направляются в течение 5 рабочих дней в представительный орган муниципального района, который в течение трех недель принимает решения об утверждении перечней имущества, передаваемого в собственность поселений, и направляет копии данных решений вместе с копиями соответствующих решений муниципальных советов поселений, а также документов, подтверждающих согласованность предложений по разграничению имущества, в Администрацию Ярославской области для подготовки проекта закона Ярославской области о разграничении муниципального имущества и внесения этого законопроекта в Государственную Думу Ярославской области Губернатором Ярославской области (пункт 4). В случае возникновения разногласий при формировании перечней имущества, передаваемого в собственность поселений, или в случае возникновения разногласий при их утверждении формирование перечней осуществляет согласительная комиссия, создаваемая Губернатором Ярославской области, в состав которой включаются представители муниципального района, входящих в его состав поселений, Губернатора Ярославской области и депутаты Государственной Думы Ярославской области. Согласительная комиссия формирует перечни имущества, передаваемого в собственность поселений, в течение месяца со дня получения необходимой для этого информации и передает их Губернатору Ярославской области для подготовки и внесения в Государственную Думу Ярославской области проекта закона Ярославской области о разграничении муниципального имущества (пункт 5).
Судом установлено, что постановлением Главы Угличского муниципального района от 17.10.2006 года N 947 на паритетных началах были созданы комиссии по разграничению муниципального имущества, в том числе между Угличским муниципальным районом и городским поселением Углич. В связи с возникшими разногласиями при формировании перечней муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность городского поселения Углич, постановлением губернатора Ярославской области от 6 марта 2007 года N 947 была создана согласительная комиссия по разграничению муниципального имущества между Угличским муниципальным районом и городским поселением Углич, которая на своих заседаниях 23.04.2007 г., 19.09.2007 г., 12.10.2007 г. с участием представителя Угличского муниципального района сформировала перечень муниципального имущества, подлежащего разграничению, и направила соответствующие протоколы губернатору области для подготовки и внесения в Государственную Думу Ярославской области проекта закона о разграничении муниципального имущества.
Также установлено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Угличским муниципальным районом и городским поселением Углич, осуществлено в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ видами имущества. Согласно части 2 статьи 50 названного Закона в собственности поселений могут находиться: имущество библиотек поселения, имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта и другое имущество, которое по своему назначению отвечает установленным законом полномочиям городского поселения.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права и сделан обоснованный вывод об отсутствии противоречия оспариваемых норм Закона Ярославской области положениям федерального законодательства. Также обоснованным является вывод суда об отсутствии нарушений законодательства при принятии и введении в действие оспариваемого Закона Ярославской области.
В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы о том, суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение, Судебная коллегия признает несостоятельными.
Ссылки в жалобе Администрации Угличского муниципального района на то, что к спорным правоотношениям суд не применил положения подпунктов 12, 17, 18 пункта 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в соответствии с которыми вышеуказанное спорное имущество могло быть оставлено в собственности муниципального района, не влекут отмену решения суда. Приведенные нормы права не являются диспозитивными. Судом установлено, что при разработке и принятии оспариваемого Закона Ярославской области учтено, что перечисленные объекты расположены в городском поселении Углич и пользуются ими, в основном, жители городского поселения. В собственности муниципального района имеется иное имущество, предназначенное для осуществления соответствующих полномочий.
Утверждение в жалобе Администрации Угличского района о том, что, поскольку район не выразил своего волеизъявления на передачу вновь созданному поселению спорного имущества, то перечень этого имущества не подлежал утверждению Законом Ярославской области от 09.11.2007 г. N 94-з, не является основанием к отмене решения суда. Как установлено судом, в связи с возникшими между муниципальным районом и городским поселением разногласиями при формировании перечней имущества, была создана согласительная комиссия с участием представителей обеих сторон, которая и сформировала перечни передаваемого муниципального имущества. Такая процедура соответствует статье 2.1 Закона Ярославской области от 28 декабря 2005 года N 90-з и не противоречит федеральному законодательству.
Другие доводы кассационной жалобы также не содержат предусмотренных законом оснований к отмене решения суда.
В силу изложенного, руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 18 марта 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Угличского муниципального района - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2008 г. N 8-Г08-8
Текст определения официально опубликован не был