Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2003 г. N 81-Г03-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И., судей - Потапенко С.В., Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 9 декабря 2003 г. дело по иску Главного управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области к региональному отделению (Кемеровская область) политической партии "Консервативная партия России" о ликвидации по кассационной жалобе регионального отделения (Кемеровская область) политической партии "Консервативная партия России" на решение Кемеровского областного суда от 13 октября 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Главное управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области обратилось в суд с иском к региональному отделению (Кемеровская область) политической партии - Консервативная партия России о ликвидации по тем основаниям, что при его создании были допущены грубые нарушения закона, касающиеся количества членов регионального отделения партии и порядка создания руководящего органа, которые носят неустранимый характер: от указанных при регистрации отделения 121 члена партии заявлений о приёме в партию не имеется, решения об их приёме в партию не принималось; в состав руководящего органа (комитета) избран Рогозин О.В., не являющийся членом партии. Какая-либо деятельность отделением не осуществляется; устав политической партии, как в части реализации уставных задач, так и в части членства в политической партии не соблюдается.
Свои требования истец обосновывал также тем, что в установленный законом срок отделение не представило данные об изменении места нахождения руководящего органа.
Представители регионального отделения (Кемеровская область) политической партии - Консервативная партия России Буркина Л.Г. - председатель комитета (л.д. 73) и Растокин С.И., действовавший на основании доверенности (л.д. 74), заявленные требования не признали, пояснив, что заявления о приёме в члены партии имелись, решения о приёме этих лиц в члены партии принимать не требовалось; О.В. Рогозин является членом партии; необходимое количества делегатов имелось; не оспаривали, что по указанному в представленных на регистрацию документах юридическому адресу комитет не находится.
Решением Кемеровского областного суда от 13 октября 2003 г. заявление Главного управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области удовлетворено. Суд постановил ликвидировать региональное отделение (Кемеровская область) политической партии - Консервативная партия России (регистрационный номер ...).
В кассационной жалобе Региональное отделение Кемеровской области политической партии "Консервативная партия России" просит об отмене решения по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 указанного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Одновременно в ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" говорится, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу п. 2 ст. 15 Федерального Закона "О политических партиях" N 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральным органом исполнительной власть (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" в ч. 2 п. 4 установлено, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.
Пунктом 5 этого Постановления установлено, что решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат общественных объединений и религиозных организаций утверждается распоряжением федерального органа юстиции или его территориального органа.
Следовательно, внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.
Поэтому Главное Управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области имеет право на обращение в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия и её региональное отделение обязаны информировать уполномоченные органы об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней с момента таких изменений. Уполномоченные органы не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от политической партии или её регионального отделения сообщают об этом в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии или её региональном отделении.
В пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" определяется перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, в том числе адрес (место нахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; фамилия, имя, отчество, должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (п.п. "в" и "л").
В силу п. 3 ст. 42 Федерального закона "О политических партиях" ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновлённых сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях (п.п. "г").
Как видно из материалов дела, региональное отделение (Кемеровская область) политической партии - Консервативная партия России зарегистрировано управлением Министерства юстиции РФ по Кемеровской области 11 июня 2002 г., включено в ведомственный реестр юридических лиц с регистрационным номером ... в единый государственный реестр юридических лиц - с регистрационным номером ...
В нарушение требований ст. 27 названного Федерального закона "О политических партиях" данное отделение политической партии неоднократно не представляло в Главное управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области информацию об изменении сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа, по которому осуществляется связь с отделением, что подтверждается объяснениями представителей Главного управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области, регионального отделения политической партии - Консервативная партия России, распоряжением управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области от 11 июня 2002 г. N 238 "О государственной регистрации регионального отделения политической партии" (л.д. 21), копией свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии, согласно которому постоянно действующим руководящим органом данного регионального отделения политической партии является комитет с место нахождением в г. Калтане Кемеровской области, ул. Тургенева, 5 (л.д. 19).
Изменение места нахождения руководящего органа регионального отделения политической партии и неоднократное непредставление в соответствующий орган в установленный срок обновлённых сведений об этом подтверждается справками о результатах проверки деятельности указанного регионального отделения от 18.10.02 и от 26.05.03 (л.д. 33-35, 42-43), актом судебного пристава-исполнителя, составленным с выходом на место (л.д. 32), сообщением администрации г. Калтана (л.д. 44), предупреждением от 28.02.03 (л.д. 40-41), другими материалами дела, согласно которым связь с отделением политической партии по данному адресу осуществить было невозможно (л.д. 55, 57 и др.).
Кроме того, представители регионального отделения не оспаривали этого в судебном заседании, пояснив, что заседания комитета и документация находится по другим адресам, отделение неоднократно предупреждалось (в октябре 2002г., феврале, мае 2003г.) о необходимости представления информации об изменении места нахождения комитета, однако это требование не исполнено до настоящего времени.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона "О политических партиях" для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляется в числе других документов заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в её региональном отделении, а также месте нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии (п.п. "г").
В силу п.п. 4.4 и 4.5 Устава политической партии - Консервативная партия России приём в партию осуществляется на основании личного письменного заявления, поданного в региональный или местный комитет. Решение о приёме в члены Партии принимают региональные или местные Комитеты на основании заявления вступающего.
При рассмотрении дела судом установлено, что 27 октября 2001 на общем собрании регионального отделения Кемеровской области общероссийской политической общественной организации - Консервативная партия России эта организация была преобразована в региональное отделение политической партии - Консервативная партия России.
Согласно протокола данного собрания численность членов партии составляет 121 человек (л.д. 23-24). Протоколом общего собрания регионального отделения от 22 апреля 2002 г. утверждён список членов партии в региональном отделении для передачи его в территориальный регистрирующий орган в количестве 121 человек (л.д. 73). Решение о принятии указанных лиц в члены партии не принимались, что не оспаривали представители регионального отделения.
Исходя из этого, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что при создании регионального отделения были допущены грубые нарушения п.п. 4.4 и 4.5 Устава Консервативной партии, п. 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях", которые носят неустранимый характер, поскольку в качестве членов партии указаны лица, которые в соответствии с установленным Уставом порядком не были приняты в её члены, а, следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 3 названного Федерального закона оснований для её регистрации не имелось.
Кроме того, как установлено судом и не оспаривалось представителями сторон, Рогозин О.В., избранный в состав руководящего органа (Комитета), подавал заявление о вступлении в члены данной партии.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 13 октября 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Регионального отделения Кемеровской области политической партии "Консервативная партия России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Нечаев В.И. |
Судьи |
Потапенко С.В. |
|
Кеба Ю.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2003 г. N 81-Г03-23
Текст определения официально опубликован не был