Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2004 г. N 81-О04-55
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.П.,
судей Дубровина Е.В., Линской Т.Г.
рассмотрела в судебном заседании 4 августа 2004 года кассационную жалобу осужденного Щеглова В.С. на приговор Кемеровского областного суда от 10 марта 2004 года, которым
Щеглов В.С., осуждён к лишению свободы:
- по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ на 10 лет;
- по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "а, д, к" УК РФ на 10 лет;
- по ст. 105 ч. 2 п."з" на 14 лет;
- по ст. 167 ч. 2 УК РФ на 4 года.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено 16 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По данному делу также осуждены Шаваровский А.Б., Юрьев П.А., приговор в отношении которых не обжалован и проверяется в порядке ч. 2 ст. 360 УПК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дубровина Е.В., осуждённого Щеглова В.С., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Филимонова А.И., полагавшего судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия, установила:
Щеглов, Шаваровский, Юрьев осуждены за разбойное нападение на семью Б. с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с применением предмета, используемого в качестве оружия, Щеглов В.С. также по квалифицирующему признаку причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Щеглов осуждён за умышленное убийство Б., сопряженное с разбоем, покушение на умышленное убийство Б., Б. двух лиц, с особой жестокостью, с целью скрыть другое преступление, умышленное уничтожение и повреждение имущества потерпевших с причинением значительного ущерба, совершенное путем поджога.
Преступления совершены 15 ноября 2002 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Щеглов вину признал частично, сообщил, что действительно ударил потерпевшего уголком так как тот на него замахнулся топором, тот пошел и лег на кровать, не оспаривал, что завладевал имуществом потерпевших, избивал дочь, а затем мать и дочь спустили в подпол, поставили на крышку телевизор и он поджог вещи потерпевших.
В кассационной жалобе Щеглов просит об изменении приговора, сообщает об обстоятельствах дела, свидетельствующих, по его мнению, о неправильной квалификации его действий как убийство, сопряженное с разбоем. Утверждает, что нанес удар потерпевшему, так как тот замахнулся на него топором, потерпевший, когда его выносили из горящего дома, был жив.
В возражениях на кассационную жалобу осуждённого, государственный обвинитель Устинова И.В. просит оставить ее без удовлетворения, считает приговор законным и обоснованным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
К выводу о виновности осужденных в совершении преступлений суд пришел на основании совокупности объективных доказательств, исследованных, проверенных в судебном заседании и приведенных в приговоре.
Как установлено материалами дела и не оспаривалось осужденными в судебном заседании, они имели цель напасть на потерпевших и завладеть их имуществом. С этой целью Щеглов металлическим уголком взломал входную дверь, нанес удар Б. уголком по голове, причинив ему ушибленно-рубящее ранение левой лобно-височно-теменной области головы с повреждением костей черепа, от которого потерпевший скончался. Этим же уголком Щеглов, продолжая разбой, нанес удар Б. в область руки, причинив оскольчатый перелом левой локтевой кости.
Действия Щеглова, нанесшего удар металлическим уголком Б. в жизненно важный орган - голову, с причинением повреждения от которого потерпевший скончался, судом обоснованно расценены как совершенные с прямым умыслом на лишение жизни. Потерпевший умер после того, как его вынесли из горящего дома, до приезда медицинских работников, это факт на квалификацию действий Щеглова не влияет.
Не состоятельны и ссылки осуждённого на наличие в руках у потерпевшего топора, которым тот якобы замахнулся на нападавших. Б. защищаясь от противоправных действий, вправе был использовать любые способы защиты от посягательства. Поэтому наличие в руках у потерпевшего, защищающегося от разбойного нападения, топора или иного предмета не влияет на квалификацию действий осуждённого как умышленного убийства, сопряженного с разбоем.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о виновности осуждённого в совершенных преступлениях, его действиям дана правильная юридическая оценка.
Наказание осуждённым назначено с учетом характера, степени общественной опасности совершенных преступлений, их личности, смягчающего обстоятельства и является справедливым.
Оснований для смягчения наказания судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Кемеровского областного суда от 10 марта 2004 года в отношении Щеглова В.С. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кудрявцева Е.П. |
Судьи |
Дубровин Е.В. |
|
Линская Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2004 г. N 81-О04-55
Текст определения официально опубликован не был