Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 85-Д06-3
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ботина А.Г.,
судей Батхиева Р.Х., Ламинцевой С.А.
рассмотрев надзорную жалобу осужденного Бороздина В.Н. о пересмотре постановления Дзержинского районного суда Калужской области от 1 июня 2004 года и последующих решений кассационной и надзорной инстанций.
По приговору Калужского районного суда Калужской области от 13 ноября 2000 года
Бороздин В.Н., ...,
осужден по ст. 228 ч. 4 УК РФ к 7 годам лишения свободы с конфискацией имущества, по ст. 228 ч. 3 п.п. "а, б, в" УК РФ к 5 годам лишения свободы и по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строго режима с конфискацией имущества.
К Бороздину В.Н. на основании ст.ст. 97 ч. 1 п. "г", 99 ч. 1 п. "а" УК РФ применены принудительные меры медицинского характера от наркомании в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
По этому же приговору осуждена Кочубеева Л.Е., в отношении которой надзорная жалоба не принесена.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 15 декабря 2000 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением Дзержинского районного суда Калужской области от 1 июня 2004 года приговор в отношении Бороздина В.Н. приведен в соответствие с изменениями в Уголовном кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 года, постановлено считать Бороздина В.Н. осужденным по ст.ст. 228.1 ч. 2 п.п. "а, б", 228.1 ч. 2 п. "а" УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года) и по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 27 июля 2004 года постановление суда в отношении Бороздина В. Н. изменено, исключено указание о назначении ему наказания по правилам ст. 69 ч. 3 УК РФ и указано считать Бороздина В.Н. осужденным по приговору от 13 ноября 2000 года по ст. 228.1 ч. 2 п. "а" УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В остальном постановление оставлено без изменения.
Постановлением президиума Калужского областного суда от 12 октября 2005 года постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 1 июня 2004 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 27 июля 2004 года в отношении Бороздина В.Н. изменены, постановлено считать его осужденным по приговору Калужского областного суда от 13 ноября 2000 года по ст. 228 ч. 3 п. "а" УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года) к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Исключено из приговора указание на назначение Бороздину В.Н. принудительных мер медицинского характера от наркомании в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. В остальной части состоявшиеся судебные решения в отношении Бороздина В.Н. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе осужденный Бороздин В.Н. обжалует постановления Дзержинского районного суда Калужской области от 1 июня 2004 года и последующих судебных инстанций, связанные с приведением приговора в соответствие с изменениями в уголовном законе. Считает постановление надзорной инстанции незаконным ввиду неправильного истолкования Уголовного закона и не применения ст. 10 УК РФ в полном объёме. Просит смягчить ему срок наказания.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Батхиева Р.Х., мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Буяновой Е.А., поддержавшей доводы жалобы в части смягчения наказания, судебная коллегия, установила:
Бороздин В.Н. признан виновным в незаконном приобретении и хранении в целях сбыта, сбыте наркотических средств - героина массой 0,34 гр., совершенном группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в отношении наркотических средств в особо крупном размере, а также в незаконном приобретении и хранении в целях сбыта и в сбыте наркотических средств - ацетилированного опия массой 0,16 гр., совершенных группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в отношении наркотических средств в особо крупном размере.
Преступления совершены 2-3 июля 2000 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Изучив уголовное дело, проверив доводы надзорной жалобы осужденного Бороздина В.Н., судебная коллегия находит необходимым внести в решения судьи по первой инстанции по приведению приговора Калужского областного суда от 13 ноября 2000 года в соответствие с новым законом, кассационной и надзорной инстанций следующие изменения.
Как правильно указано в надзорной жалобе осужденного, при переквалификации действий Бороздина судами первой, кассационной и надзорной инстанций допущены нарушения положений ст.ст. 9 и 10 УК РФ, связанные с квалификацией его действий и назначением наказания.
Так, кассационная инстанция переквалифицировала его действия на ст. 228.1 ч. 2 п. "а" УК РФ (в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 года), ухудшающее положение осужденного, и назначила 8 лет лишения свободы несмотря на то, что из приговора было исключено указание о назначении наказания по правилам ст. 69 ч. 3 УК РФ.
Как видно из постановления президиума Калужского областного суда, суд ошибку не исправил, признав, что все действия Бороздина охватываются ст. 228 ч. 3 п. "а" УК РФ (в редакции Федерального закона до 8 декабря 2003 года) - квалифицировав их по одной этой статье, назначил 8 лет лишения свободы.
Согласно приговору по ст. 228 ч. 3 п.п. "а, б, в" УК РФ (в редакции до 8 декабря 2003 года) ему назначено 5 лет лишения свободы и 7 лет по ст. 228 ч. 4 УК РФ, исключенной из обвинения областным судом.
Следовательно, при назначении наказания Бороздину президиум не учел, что по приговору наказание ему в виде 8 лет лишения свободы назначалось не за одно преступление, а по совокупности на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ.
Таким образом, в нарушение требований ст. 405 УПК РФ, исключающей поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора, президиум областного суда назначил по ст. 228 ч. 3 п. "а" УК РФ Бороздину более суровое наказание, чем было назначено ему по приговору суда первой инстанции.
В связи с этим доводы надзорной жалобы осужденного Бороздина В.Н. являются обоснованными. При таких обстоятельствах в судебные решения по настоящему делу необходимо внести соответствующие изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 403-408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
надзорную жалобу осужденного Бороздина В.Н. удовлетворить.
постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 1 июня 2004 года, определение судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 27 июля 2004 года и постановление президиума Калужского областного суда от 12 октября 2005 года в отношении Бороздина В.Н. изменить, считать его осужденным по приговору Калужского районного суда Калужской области от 13 ноября 2000 года по ст. 228 ч. 3 п. "а" УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 года) на 5 (пять) лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
В остальном указанные судебные решения в отношении Бороздина В.Н. оставить без изменения.
Председательствующий |
Ботин А.Г. |
Судьи |
Батхиев Р.Х. |
|
Ламинцева С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N 85-Д06-3
Текст определения официально опубликован не был