Надзорное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 87-В08-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Горохова Б.А.
судей: Колычевой Г.А., Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по искам Виноградовой В.И., Лебедевой В.И., Максимовой Н.В., Разореновой З.Ф. к территориальному отделу социальной защиты населения по Кадыискому муниципальному району о восстановлении права на получение льгот в соответствии с законом Костромской области от 5 июня 2006 года N 31-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" по надзорной жалобе Виноградовой В.И., Лебедевой В.И., Максимовой Н.В., Разореновой З.Ф. на определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июля 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения представителя 3-го лица Департамента финансов Костромской области - Курохтиной О.С., возражавшей против надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Виноградова В.И., Лебедева В.И., Максимова Н.В. и Разоренова З.Ф. обратились в суд с иском к территориальному отделу социальной защиты населения Кадыйского муниципального района о восстановлении права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что, являясь находящимися на пенсии и проживающими в сельской местности педагогическими работниками, ветеранами труда, а также инвалидами 2 группы, они в соответствии с законодательством имеют право на получение мер социальной поддержки. До 1 января 2007 года они получали ежемесячные денежные выплаты по ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и Законом Костромской области от 5 июня 2006 года N 31-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности". Однако с 1 января 2007 года ответчик самовольно перевел их с учительских льгот по коммунальным услугам на льготы по коммунальным услугам по закону об инвалидах, что привело к существенному снижению уровня их социальной защиты.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения администрации Костромской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - Департамент финансов Костромской области, Управление Федерального казначейства по Костромской области, Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Кадыискому району Костромской области.
Решением Кадыйского районного суда Костромской области от 7 мая 2007 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал территориальный отдел социальной защиты населения по Кадыискому району и Департамент социальной зашиты населения Костромской области восстановить с 1 января 2007 года Виноградовой В.И., Лебедевой В.И., Максимовой Н.В. и Разореновой З.Ф. право на получение льгот в соответствии с Законом Костромской области от 5 июня 2006 года N 31-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июля 2007 года решение суда первой инстанции отменено и по делу постановлено новое решение, которым Виноградовой В.И., Лебедевой В.И., Максимовой Н.В., Разореновой З.Ф. в исках к территориальному отделу социальной защиты населения Кадыйского муниципального района о восстановлении права на получение меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отказано.
В надзорной жалобе Виноградова В.И., Лебедева В.И., Максимова Н.В., Разоренова З.Ф. полагают, что определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июля 2007 года вынесено с существенным нарушением норм материального права, в связи с чем просят отменить его и оставить в силе решение Кадыйского районного суда Костромской области от 7 мая 2007 года.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2008 года дело с надзорной жалобой Виноградовой В.И., Лебедевой В.И., Максимовой Н.В., Разореновой З.Ф. передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению, а состоявшееся по делу кассационное определение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом кассационной инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы, основанием к отмене судебных постановлений в порядке надзора, выразившиеся в следующем.
Из материалов дела видно, что истицы являются перешедшими на пенсию педагогическими работниками, а также - инвалидами, в связи с чем имеют право на предоставление мер социальной поддержки как в соответствии с Законом РФ "Об образовании", так и по нормам Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством истицам предоставлено право на получение ежемесячной денежной выплаты, установленной ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - по их выбору, в частности, по Закону Костромской области от 5 июня 2006 года N 31-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности".
Отменяя решение суда, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда указала, что в силу ст.ст. 28.1, 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истицы вправе получать меры социальной поддержки только по одному основанию. Поскольку, получая ежемесячную денежную выплату, они выбрали предоставление мер социальной поддержки по нормам Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 28.1), удовлетворение их требования о предоставлении мер социальной поддержки на основании норм иного правового акта является незаконным.
Однако с данным выводом суда кассационной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "е", "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Пунктом 30 ст. 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абз. 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" дополнен предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам Российской Федерации установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
Таким образом, как в соответствии с ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Костромской областной Думой принят Закон Костромской области от 5 июня 2006 года N 31-4-ЗКО "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", в соответствии подп. 6 части 1 и части 4 ст. 3 которого право на освобождение от оплаты за жилое помещение, электроснабжение, отопление жилого помещения и газоснабжения в части расхода природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов предоставлено вышедшим на пенсию педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов соответственно, и государственного сектора социального обслуживания, финансируемого за счет средств областного бюджета.
При этом в части 4 ст. 4 Закона Костромской области от 5 июня 2006 года N 31-4-ЗКО оговорено, что при наличии у категорий граждан, указанных в части 1 ст. 3 настоящего Закона, прав на меры социальной поддержки по другим установленным действующим законодательством основаниям, предоставлено право выбора мер социальной, поддержки по одному из имеющихся оснований, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Истицы, одновременно являясь вышедшими на пенсию педагогическими работниками и инвалидами, имеют право на предоставление одной и той же меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной как Законом РФ "Об образовании", так и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" была введена статья 28.1, предусматривающая ежемесячную денежную выплату инвалидам, а ст.ст. 29-30, устанавливавшие порядок предоставления инвалидам бесплатных путевок или путевок на льготных основаниях, а также право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, признаны утратившими силу.
Частью 3 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что гражданину, одновременно имеющему право на ежемесячную денежную выплату по данному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по его выбору.
Из системного толкования вышеуказанных нормативных актов не следует, что вышедший на пенсию педагог, одновременно являющийся инвалидом и получающий ежемесячную денежную выплату на основании ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не вправе выбрать меру социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник, установленную Законом РФ "Об образовании", которая по сравнению со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечивает более высокий уровень социальной поддержки.
При таких обстоятельствах вынесенное судебной коллегией по гражданским делам Костромского областного суда судебное постановление признать законным нельзя, и оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 9 июля 2007 года отменить, оставить в силе решение Кадыйского районного суда Костромской области от 7 мая 2007 года.
Председательствующий: |
Горохов Б.А. |
Судьи: |
Колычева Г.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 87-В08-6
Текст определения официально опубликован не был