Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2006 г. N 87-Г06-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П., судей Корчашкиной Т.Е., Горшкова В.В.
рассмотрела в судебном заседании от 7 ноября 2006 г. дело по иску Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области о ликвидации Костромского областного отделения политической партии "Аграрная партия России" по кассационной жалобе Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области на решение Костромского областного суда от 6 сентября 2006 года, которым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском о ликвидации Костромского областного отделения политической партии "Аграрная партия России" (далее - Отделение партии), ссылаясь на то, что Отделение партии зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по Костромской области в качестве юридического лица 4 ноября 2002 г. за регистрационным номером ... В результате проведенной Управлением проверки деятельности Отделения партии за период с июля 2003 г. по июнь 2006 г. был выявлен ряд нарушений норм федеральных законов и положений Устава, а именно:
- в нарушение п. 2 ст. 27 Федерального закона "О политических партиях" от 11.07.2001 г. Отделение партии не представило в Управление ежегодные сведения за 2003-2004 г.г. в виде копии протокола о результатах выборов, о количестве выдвинутых региональным отделением зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты;
- в нарушение п.п. 11 п. 8.3.4 Устава Отделение партии не представило информацию о численности членов партии на 01.01.2006 г.;
- в нарушение п. 3 ст. 23 вышеназванного Федерального закона в качестве членов партии учтены в том числе граждане, которые значатся умершими; кроме того, включены в список и учтены в качестве членов партии 13 граждан, которые не значатся зарегистрированными по месту жительства в г. Костроме и Костромской области,
- в нарушение этой же нормы и п. 4.6 Устава отсутствуют решения уполномоченных органов о приеме в члены партии, а в нарушение п. 7.1 Устава - решения уполномоченных органов о создании местных и первичных отделений.
Таким образом, по мнению заявителя, документально подтверждена численность членов партии в региональном отделении 106 человек, которая не отвечает требованиям п. 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" в редакции ФЗ от 20.12.2004 г. N 168-ФЗ, что в силу п.п. "в" п. 3 ст. 42 названного закона является основанием для ликвидации регионального отделения политической партии по решению суда.
Представитель Костромского областного отделения политической партии "Аграрная партия России" исковые требования не признал.
Решением Костромского областного суда от 6 сентября 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области просит об отмене решения суда по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применен материальный закон.
В Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации поступило ходатайство Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области о рассмотрении дела без участия его представителя.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Федеральный закон "Об общественных объединениях" в редакции от 12.03.2002 г., устанавливая в ст. 7 организационно-правовые формы общественных объединений, выделяет политическую партию из общественной организации в самостоятельную организационно-правовую форму общественных объединений. Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий, как установлено в ст. 12.2 данного закона в указанной редакции, регулируется специальным федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях" от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В п. 1 ст. 11 ФЗ "О политических партиях" указано, что политическая партия может быть создана путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (п. 4 ст. 11 ФЗ "О политических партиях") съезд общероссийской общественной организации принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
В числе документов, подлежащих представлению для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации (пп. "з" ч. 1 ст. 17 ФЗ "О политических партиях"), значатся заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов партии в её региональных отделениях.
Таким образом, при преобразовании общероссийской общественной организации в политическую партию не предусмотрена процедура, связанная с формированием региональных отделений политических партий путем принятия в члены политической партии, что является одним из оснований для последующей государственной регистрации политической партии. На преобразовательной конференции или общем собрании региональное отделение общероссийской общественной организации принимает решение о преобразовании в региональное отделение политической партии и подтверждает членство в общественном объединении, но в иной организационно-правовой форме.
В связи этим процедура принятия в члены политической партии до момента её государственной регистрации, т.е. до момента её создания, федеральным законодательством не предусмотрена.
Как видно из материалов дела, 8 декабря 2001 года состоялся десятый (преобразовательный) съезд общероссийской общественной организации - политической партии "Аграрная партия России", на котором было принято решение о преобразовании данной общественной организации в политическую партию "Аграрная партия России", о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации -политической партии "Аграрная партия России" в региональные отделения политической партии "Аграрная партия России".
На конференции Костромской региональной общероссийской общественной организации - политической партии "Аграрная партия России" от 22 августа 2002 г. принято решение об ее преобразовании в Костромское областное отделение политической партии "Аграрная партия России", одобрены Устав и Программа названной партии, избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы Костромского областного отделения партии.
Копии решения съезда и протокола конференции находятся в материалах дела (т. 1 л.д. 7-10).
1 ноября 2002 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Костромского областного отделения политической партии "Аграрная партия России".
4 ноября 2002 г. Управление Минюста России по Костромской области произвело государственную регистрацию Костромского областного отделения политической партии "Аграрная партия России" под регистрационным номером 1080.
Судом установлено, что на 1 января 2006 г. численность партии в Костромском областном отделении составляла 106 человек, что не соответствовало требованиям п. 2 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях".
В соответствии с п.п. "в" п. 3 ст. 42 Федерального закона "О политических партиях" ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 168-ФЗ в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу п. 3 ст. 23 названного закона прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
Согласно п. 4.6 Устава политической партии "Аграрная партия России" прием в члены АПР осуществляется на основании личного письменного заявления с выдачей партийного билета первичным (местным, региональным) отделением.
В соответствии с п. 7.1 Устава первичные, местные, региональные отделения, в наименовании которых используются слова "Аграрная партия России", составляют организационную структуру АПР.
Основным структурным подразделением АПР являются ее первичные отделения. Они создаются при наличии не менее трех членов АПР решением общего собрания, которое в двухнедельный срок направляется в вышестоящие руководящие партийные органы.
Организация новых первичных отделений в случае их отсутствия на конкретной территории производится оргкомитетом, созданным местным или региональным отделением АПР.
Руководящими органами регионального отделения в силу п. 8.1 Устава являются совет регионального отделения, избираемый конференцией (общим собранием), и его правление.
Местное отделение создается по решению совета регионального отделения или его правления при наличии не менее двух первичных организаций.
Отказывая в удовлетворении иска, суд, исследовав представленные документы (в том числе решения правления отделения партии о приеме в члены АПР, решения членов АПР о создании первичных, местных организаций и решения общих собраний первичных организаций о приеме в члены партии), обоснованно исходил из того, что на момент рассмотрения дела количество членов отделения партии составляло 317 человек, и таким образом, отвечало требованиям закона. Доказательств того, что отделение партии должно иметь численность не менее пятисот членов политической партии, истцом не представлено.
Довод кассационной жалобы Управления о том, что неприведение численности членов регионального отделения политической партии в соответствие с требованиями Федерального закона "О политических партиях" в срок до 1 января 2006 г. влечет безусловную его ликвидацию, несостоятелен, поскольку в силу п. 1 ст. 42 названного закона решение о ликвидации регионального отделения может быть принято судом и ликвидация регионального отделения политической партии является правом, а не обязанностью суда при рассмотрении таких споров.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Костромского областного суда от 6 сентября 2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2006 г. N 87-Г06-6
Текст определения официально опубликован не был