Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ
от 10 июня 2009 г. N 87-О09-15
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Лутова В.Н.,
судей - Сергеева А.А., Степанова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 10 июня 2009 года кассационные жалобы осуждённых Карпова Н.Ф. и Карпова С.Л. на приговор Костромского областного суда от 30 марта 2009 года, по которому
Карпов Н.Ф., судимый:
30 июля 2004 года Солигаличским районным судом Костромской области по п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы;
12 октября 2004 года мировым судьёй судебного участка N 35 Солигаличского района Костромской области по ч. 1 ст. 158, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 1 году и 6 месяцам лишения свободы;
12 октября 2004 года Солигаличским районным судом Костромской области по ч. 1 ст. 158, п.п. "а", "б" ч. 2 ст. 158, ч.ч. 2 и 5 ст. 69 УК РФ к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освобождённый 22 января 2008 года по отбытию срока наказания,
осуждён к лишению свободы:
- по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, д, ж, к" УК РФ на 19 лет;
- по ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, д, ж, к" УК РФ на 12 лет;
- по ст. 158 ч. 2 п. "а" УК РФ на 2 года;
- по ст. 167 ч. 2 УК РФ на 2 года 6 месяцев.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено окончательное наказание 23 (двадцать три) года лишения свободы с отбыванием первых 7 лет в тюрьме, остального срока - в исправительной колонии строгого режима;
Карпов С.Л. судимый 22 октября 2001 года Ленинским районным судом г. Костромы по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы, освобождённый 2 марта 2007 года на основании постановления Костромского районного суда Костромской области от 19 февраля 2007 года условно-досрочно на 2 года 10 месяца и 23 дня,
осуждён к лишению свободы:
- по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, д, ж" УК РФ на 17 лет;
- по ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, ж, к" УК РФ на 12 лет;
- по ст. 158 ч. 2 п. "а" УК РФ на 2 года.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказания назначено наказание в виде 21 (двадцати одного) года лишения свободы.
На основании ч. 7 ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение по приговору от 22 октября 2001 года отменено.
В соответствии со ст. 70 УК РФ, путём частичного сложения вновь назначенного наказания и неотбытой части наказания по приговору от 22 октября 2001 года, окончательно назначено Карпову С.Л. наказание в виде 23 (двадцати трёх) лет лишения свободы с отбыванием первых семи лет лишения свободы в тюрьме, остальной части в исправительной колонии особого режима.
Срок отбытия наказания Карпову Н.Ф. и Карпову С.Л. исчислен с 29 июня 2008 года. Взыскано солидарно с Карпова Н.Ф. и Карпова С.Л. в пользу Ф. и Ф. ... рублей каждому в счёт возмещения причинённого преступлением морального вреда.
Взыскано солидарно с Карпова Н.Ф. и Карпова С.Л. в пользу Ф. ... рубля в качестве компенсации причинённого преступлением материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Лутова В.Н., мнение прокурора Соломоновой В.А. о необоснованности доводов кассационных жалоб, судебная коллегия установила:
Карпов С.Л. и Карпов Н.Ф. признаны виновными в том, что по предварительному сговору группой лиц они убили К., ... года рождения, с особой жестокостью убили Ф., ... года рождения, они же, с целью скрыть совершённые убийства, покушались на жизнь Ф. рождения, после чего по предварительному сговору похитили у убитых сотовые телефоны, а ... года рождения, и поджёг принадлежащий последнему садовый дом, уничтожив чужое имущество с причинением значительного ущерба потерпевшему.
Преступления совершены 11 июня 2008 года на территории ... области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осуждённый Карпов Н.Ф. указывает, что суд необоснованно осудил его, данное преступление спровоцировали сами потерпевшие, обвинение строилось только на противоречивых показаниях потерпевшего Ф., на предварительном следствии во время допросов к нему применялось физическое воздействие оперативными сотрудниками, умысла и сговора на убийство не было, не был ознакомлен с материалами дела в полном объёме и следователем ему не разъяснялись его права, в частности ст. 217 УПК РФ, наказание ему определено суровое, в ходе предварительного расследования по уголовному делу были допущены нарушения норм уголовно-процессуального законодательства.
В кассационной жалобе осуждённый Карпов С.Л. указывает, что не согласен с квалификацией судом своих действий, со сроком назначенного наказания, обвинение построено на противоречивых показаниях потерпевшего Ф., ему было отказано в проведении стационарной судебно-психиатрической экспертизы, не был в полном объёме ознакомлен с материалами дела, следователем не разъяснялись права, в частности ст. 217 УПК РФ. Не согласен с размером взысканной с него компенсации морального вреда в пользу Ф., считает его завышенным.
Оба осуждённых ставят вопрос об отмене приговора и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Вина Карповых в убийствах по предварительному сговору К., с особой жестокостью Ф. в покушении на убийство Ф. с целью скрыть совершённые убийства, в хищении сотовых телефонов у убитых, а Карпова Н.Ф. в убийстве К. с целью скрыть следы преступления и поджоге его садового дома, наряду с их признательными показаниями, данными на предварительном следствии, подтверждается совокупностью собранных и исследованных судом доказательств, а именно: показаниями потерпевших Ф., Ф., свидетелей З., С., Ш., К., Ж., К., протоколом осмотра места происшествия, заключениями пожарно-технической, судебно-медицинских, медико-криминалистических экспертиз и другими материалами дела.
Суд правильно установил фактические обстоятельства.
Установлено и доказано, что двоюродные братья Карповы проживали в садовом доме К. расположенном в коллективном саду "Оптимисты" рядом с деревней района области.
11 июня 2008 года около 18 часов родные братья Ф. их отчим К. на почве личных неприязненных взаимоотношений, возникших в связи с ранее произошедшим конфликтом, побили Карпова С. и ушли. К. договорились, что в следующий раз они их убьют.
Около 21 часа братья Ф. и К. вернулись, чтобы ещё раз разобраться с Карповым С.. Увидев их, Карпов Н. вооружился ножом, а Карпов С. топором и спрятались в подсобном помещении второго этажа, куда поднялись братья Ф. и К.. Последний стал разговаривать с З., а затем угрожать ей совершением действий сексуального характера. З. позвала К. и они выскочили из своих укрытий. Из личных неприязненных взаимоотношений, по ранее достигнутой договорённости на убийство, они совместно напали на К. и Ф..
Карпов Н. с целью убийства ножом нанёс Ф. в присутствии его брата ..., не менее двух ударов по телу, один из которых в шею, осознавая, что своими действиями причиняет Ф. особые душевные страдания. Карпов С. в это же время, имевшимся у него топором с целью убийства нанёс К. несколько ударов по различным частям тела, в том числе и голову. Ф. отобрал у него топор. Карпов С., продолжая свои действия, с той же целью умышленно нанёс К. множественные удары палкой по телу, а Карпов Н., с целью убийства, нанёс К. не менее 4 ударов ножом по различным частям тела, в том числе и шею. После чего Карпов С., в присутствии Ф. с целью убийства палкой нанёс лежащему на полу Ф. множественные удары по телу и голове, осознавая, что своими действиями причиняет Ф. особые душевные страдания.
Своими совместными действиями братья Карповы причинили телесные повреждения, опасные для жизни и причиняющие тяжкий вред здоровью: К. - линейные переломы 2 и 3 ребра справа по околопозвоночной линии, проникающие колото-резаные ранения груди и живота с повреждением лёгкого и брыжейки; Ф. - проникающие раны груди и живота с повреждением аорты и печени. От полученных повреждений оба скончались на месте преступления.
После этого Карповы решили не оставлять в живых свидетелей совершённого ими преступления, Ф. и К. и убить их.
С этой целью сначала Карпов Н., преодолевая сопротивление З. пытавшейся защитить Ф. умышленно нанёс ему ножом не менее 6 ударов по различным частям тела, в том числе и в грудь, а когда тот упал, Карпов С. умышленно ударил его не менее двух раз палкой по голове, а затем воткнул осколок палки потерпевшему в щеку. Продолжая свои действия, Карпов Н. взял вилы и умышленно воткнул их в шею Ф.
Своими совместными действиями они причинили опасные для жизни и причиняющие тяжкий вред здоровью Ф. А телесные повреждения в виде: колото-резаной раны правой щеки, проникающей в полость рта, 3-х колото-резаных ран мягких тканей шеи, колото-резаную рану правого бедра, колото-резаную рану груди, проникающую, в плевральную полость, ушибленную рану затылочной области головы.
После чего Карпов Н. имевшимся у него ножом нанёс К. несколько ударов в шею. От полученных ранений он тот же скончался.
Убедившись, что все потерпевшие мертвы, Карповы договорились похитить сотовые телефоны, после чего совместно из карманов одежды К. похитили телефон "...", стоимостью ... рублей, а из карманов одежды Ф. телефон "...", стоимостью ... рублей. В последующем похищенными телефонами Карповы распорядились по своему усмотрению.
С целью сокрытия следов преступления, Карпов Н. облил горючей жидкостью дом К. и поджёг его, огнём он был полностью уничтожен, а потерпевшему причинён материальный ущерб в размере ... рублей.
Ф. выпрыгнул из горящего дома и обратился за помощью, которая ему была оказана, и он остался жив, а Карповы не смогли довести преступление до конца по независящим от них обстоятельствам.
Признательные показания подсудимых, данные ими на следствии, судом обоснованно положены в основу обвинения в той части, в какой они соответствуют показаниям потерпевшего Ф., свидетельницы З. и другим доказательствам по делу. Судом выяснялись причины изменений показаний подсудимых в суде, однако сами подсудимые причины изменений показаний в суде пояснить не смогли.
Доводы их жалобы о том, что показания, данные на следствии, они не читали, подписывали их после того, как прочитывал вслух следователь, а следователь делал приписки, которые им не оглашал, являются надуманными и несостоятельными.
Карповы были допрошены с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, с участием защитника, по окончании прочитывали свои показания и заверяли правильность их изложения своими подписями. Кроме того, правильность изложенных ими показаний заверялась подписями их защитников, при этом никаких замечаний и дополнений участниками данных следственных действий не вносилось.
Довод о том, что данное преступление было спровоцировано потерпевшими, учтён судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства, однако данный факт никоим образом не ставит под сомнение выводы суда о виновности подсудимых.
Не соответствует действительности и утверждение подсудимых о том, что суд положил в основу обвинительного приговора противоречивые показания потерпевшего Ф.. Показания указанного потерпевшего, как в ходе предварительного следствия, так и в суде являются последовательными, логичными и согласуются в совокупности с другими доказательствами по делу.
Доводы о том, что в момент совершения преступлений не использовался топор как орудие убийства, в суде опровергнут показаниями потерпевшего Ф. и показаниями Карпова Н., данными на следствии и признанными судом достоверными.
Мало того, свои показания в этой части Карпов Н. подтверждал на очной ставке с Карповым С., пояснив, что брат ударял топором по голове К., а последний в свою очередь подтвердил показания брата.
Довод осуждённого Карпова Н. о том, что З. была беременна, и К. угрожал насильственными действиями, что в свою очередь и явилось поводом к совершению преступления, судом всесторонне исследовался. Несмотря на то, что данный факт З. в суде был подтверждён, суд обоснованно признал его недостоверным, поскольку он опровергнут в суде и данному факту в приговоре дана надлежащая оценка.
Не соответствует действительности и довод осуждённых о том, что при ознакомлении с материалами дела были нарушены их права.
Так, в материалах дела имеются протоколы ознакомления обвиняемых Карповых с материалами уголовного дела, в отношении Карпова Н.Ф. протокол от 2 февраля 2009 года, в соответствии с которым он совместно со своим защитником был ознакомлен со всеми материалами дела (в соответствии с графиком с 28 января по 2 февраля 2009 года) (т. 4 л.д. 3); в отношении Карпова С.Л. протокол от 5 февраля 2009 года, в соответствии с которым он также совместно с защитником был ознакомлен с материалами дела (в соответствии с графиком с 3 февраля по 5 февраля 2009 года) (т. 4 л.д. 11).
При этом в протоколах обвиняемыми и их защитниками сделаны собственноручные записи о том, что с материалами дела ознакомлены в полном объеме, без ограничения во времени совместно с защитниками, дополнений и ходатайств не поступило.
Кроме того, им были представлены копии процессуальных документов, необходимые им для защиты в суде, о чём также имеется в указанных протоколах их собственноручная запись. Также после ознакомления им были разъяснены их права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК РФ, о чём обвиняемые расписались, сделав при этом пояснения, что данными правами воспользоваться не желают.
Обоснован вывод суда и о признании Карпова С.Л. вменяемым в совершённых преступлениях. В ходе следствия в отношении него была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, выводы которой оценены судом и сомнений не вызывают.
Суд правильно квалифицировал действия Карповых.
При этом с достоверностью установлено, что Карпов Н. и С. предварительно договорились на убийство К. и двух братьев Ф. и эта договорённость состоялась после первого прихода потерпевших к ним, что подтверждается показаниями Карпова Н. и З. которые пояснили, что после того, как потерпевшие первый раз ушли, Карповы Н. и С. договорились, что если они придут ещё раз, то они будут всех убивать.
Также показаниями Карпова С. в части того, что они решили, что потерпевшие все мёртвые, так как старались их убить. При этом, умысел подсудимых был направлен именно на убийство, о чём свидетельствует тот факт, что они наносили удары потерпевшим ножом, топором, молотком и палкой в жизненно важные органы и удары наносили до тех пор, пока потерпевшие не перестали подавать признаки жизни, при этом высказывались о том, что свидетелей в живых не оставляют.
Таким образом, Карповы совместными и согласованными действиями убили К. и Ф. покушались на убийство Ф., а Карпов Н. убил ещё и К. как свидетеля преступления.
Данное преступление было совершено с особой жестокостью, которая выразилась в том, что одному брату Ф. с особой жестокостью наносили удары Капов Н. ножом и Карпов С. палкой в присутствии другого брата Ф., т.е. убивали одного брата на глазах другого, при этом последний просил брата не трогать, был очень испуган, таким образом, Карповы сознавали, что причиняют последнему особые душевные страдания. О том, что потерпевшие родные братья подсудимые знали ещё до совершения преступления, когда потерпевшие к ним пришли первый раз.
С целью скрыть другое преступление - данный квалифицирующий признак нашёл своё подтверждение, поскольку с достоверностью установлено, что подсудимые покушались на убийство Ф., а Карпов Н. убил К. с целью скрыть совершённое ими преступление.
Наказание осуждённым определено справедливое в соответствии с требованиями закона. При назначении наказания суд учёл характер и степень общественной опасности совершённых Карповыми преступлений, данные о личности виновных.
От преступных действий Карпова Н. скончались трое потерпевших, от действий Карпова С. - двое.
Отягчающим обстоятельством по делу у обоих подсудимых признан рецидив преступлений, при этом у Карпова С.Л. - особо опасный рецидив.
В качестве смягчающих обстоятельств судом были учтены для Карповых: противоправное поведение потерпевших Ф. и К., которое явилось поводом для совершения преступления, для Карпова С.Л. - наличие наград, полученных в связи с прохождением службы.
Нарушений уголовно-процессуального закона при расследовании уголовного дела и рассмотрении его судом допущено не было. Доказательства, которые положены в основу приговора, исследовались судом и оценены с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вопреки доводам осуждённого Карпова С.Л. размер взысканной с него и Карпова Н.Ф. в солидарном порядке компенсации морального вреда в связи с гибелью по их вине родного и близкого потерпевшим Ф. людей завышенным не является. Гражданский иск разрешён судом в полном соответствии с требованиями закона.
Оснований для отмены либо изменения приговора по мотивам кассационных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Костромского областного суда от 30 марта 2009 года в отношении Карпова Н.Ф. и Карпова С.Л. оставить без изменения, а кассационные жалобы указанных осуждённых - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лутов В.Н. |
Судьи |
Сергеев А.А. |
|
Степанов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2009 г. N 87-О09-15
Текст определения официально опубликован не был