Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2003 г. N 92-Г03-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Нечаева В.И.
судей Корчашкиной Т.Е., Потапенко С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 2 августа 2003 г. дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 3 ст. 6 закона Республики Тыва "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" от 09.12.1996 г. N 645 в части
по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва решение Верховного суда Республики Тыва на 30 июня 2003 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Высокобойниковой Е.Л., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня принятия п. 3 ст. 6 Закона Республики Тыва "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" от 9 декабря 1996 года N 645 в части предусматривающей, что порядок ведения государственного кадастра определяется законодательством не только Российской Федерации, но и Республики Тыва.
По мнению прокурора, оспариваемая норма противоречит п. 3 ст. 4 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которой, порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 30 июня 2003 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении заместителя прокурора Республики Тыва поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд сослался на то, что поскольку п. 1 ст. 1 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года к законодательству Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях отнесены помимо настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, также и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, то законодатель Республики Тыва вправе был принять вышеназванный закон и в том числе, оспариваемую норму.
При этом, как усматривается из решения суда, возможность осуществить вышеназванное правовое регулирование по данному вопросу, по мнению суда, позволяли и положения п.п. "д" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также п. 3 ст. 4 вышеуказанного Федерального Закона, согласно которому, порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.
С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны при неправильном толковании и применении вышеупомянутых норм федерального законодательства.
Как указано выше, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается лишь Правительством Российской Федерации, ссылок на то, что этот порядок может быть предусмотрен и законодательством субъекта Российской Федерации, названный Федеральный закон не содержит.
Во исполнение этого положения Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19 октября 1996 года N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".
В п. 1 Постановления Правительства указано, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения о всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется по единым для Российской Федерации правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
Таким образом, порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения должен быть единым на всей территории Российской Федерации.
То обстоятельство, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не означает, что в нарушение Федерального закона законодатель Республики Тыва вправе вводить свой порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения.
С учетом изложенного, вынесенное судом первой инстанции решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене. Поскольку по делу не требуется установления и дополнительного представления доказательств, имеется возможность не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить, признав обжалуемую норму закона Республики Тыва недействующей и не подлежащей применению со дня принятия вышеуказанного закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 30 июня 2003 г. отменить, вынести новое решение, которым заявление заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить, признав противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 3 ст. 6 закона Республики Тыва "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" N 645 от 9 декабря 1996 г. в части, устанавливающей возможность определения порядка ведения государственного кадастра не только законодательством Российской Федерации, но и законодательством Республики Тыва, со дня принятия названного закона.
Председательствующий |
Нечаев В.И. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Потапенко С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2003 г. N 92-Г03-7
Текст определения официально опубликован не был