Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2003 г. N 92-Г03-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей Т.И. Ерёменко и А.М. Маслова
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 ноября 2003 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий п. 1 в части, предусматривающей, что Правила определяют порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации и п. 5, устанавливающего, что исполнение судебного акта на основании исполнительного листа осуществляется Министерством за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год Правил исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов по искам к казне Республики Тыва на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства Республики Тыва от 13 мая 2003 года N 283 по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 2 сентября 2003 года, которым постановлено: В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий п. 1 в части, предусматривающей, что Правила определяют порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации и п. 5, устанавливающего, что исполнение судебного акта на основании исполнительного листа осуществляется Министерством за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год Правил исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов по искам к казне Республики Тыва на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства Республики Тыва от 13 мая 2003 года N 283, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, заключение помощника Генерального прокурора Т.А. Власовой, полагавшей решение подлежащим отмене, Российской Федерации, полагавшей, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий п. 1 в части, предусматривающей, что Правила определяют порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации и п. 5, устанавливающего, что исполнение судебного акта на основании исполнительного листа осуществляется Министерством за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год Правил исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов по искам к казне Республики Тыва на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства Республики Тыва от 13 мая 2003 года N 283, обратился первый заместитель прокурора, указывая на то, что пунктом 1 оспариваемого нормативного правового акта предусмотрено, что настоящие Правила определяет порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти. Данное положение противоречит ст. 1069 ГК РФ, устанавливающей возмещение данного вреда за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 Правил установлено, что исполнение судебного акта на основании исполнительного листа осуществляется Министерством за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Указанное положение противоречит требованиям ст. 13 ГПК РФ и ст. 6 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", которыми установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления в форме судебных приказов, решений и определений суда являются обязательными для всех без исключения органов Государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов о изыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов в соответствии со ст. 3 вышеназванного закона.
Таким образом, установление порядка исполнения судебных актов ЕЮ искам к казне Республики Тыва на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти Министерством финансов Республики Тыва, ограничивает круг органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и предусматривает условие исполнения - за счет ассигнований на эти цели, предусмотренных в законе Республики Тыва о республиканском бюджете.
В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержал и просил об его удовлетворении по основаниям, предусмотренным в нем, представитель Правительства Республики Тыва заявление не признал, пояснив о том, что при опубликовании оспариваемого акта в газете "Тувинская правда" была допущена опечатка. В ней же была опубликована поправка, согласно которой вместо слов Российской Федерации" следует читать "Республики Тыва". В принятых Правительством Правилах п. 1 устанавливает, что настоящие Правила определяют порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Республики Тыва. Вследствие опечатки в одной из копий постановлений, в официально опубликованном постановлении была допущена опечатка.
По делу постановлено указанное выше решение.
Прокуратура Республики Тыва обратилась с кассационным представлением жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения.
Как видно из дела заявителем оспаривается п. 1 Правил исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов по искам к казне Республики Тыва о возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства Республики Тыва 13 мая 2003 года N 283, ввиду того, что ими определяются порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации денежных средств на возмещение вреда.
Суд установил, что при опубликовании оспариваемого постановления в газете "Тувинская правда" вследствие опечатки в одной из копий постановления в п. 1 Правил написано: "Настоящие Правила определяют порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва (далее - Министерство) судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации" и в номере 107 от 28 августа 2003 года опубликована поправка, согласно которой в п. 1 постановления вместо слов "Российской Федерации" следует читать "Республики Тыва".
Суд пришел к выводу о том, что доводы заявителя несостоятельны, поскольку оспариваемые Правила устанавливают порядок исполнения судебных актов на основании исполнительного листа о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти из казны Республики Тыва Министерством финансов Республики Тыва. Такое положение не ограничивает круг органов и организаций, исполняющих требования судебных актов.
С таким выводом суда согласится нельзя, поскольку согласно ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов в соответствии со ст. 3 вышеназванного закона.
Таким образом, применение оспариваемого пункта 5 Правил о том, что исполнение судебного акта на основании исполнительного листа о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, осуществляется Министерством финансов Республики Тыва за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, нарушает интересы граждан и юридических лиц, поскольку в этом случае решения не смогут быть исполнены.
Нельзя согласиться и с выводом суда о том, что не входит в противоречие со ст. 13 ГПК РФ и ст. 6 Федерального Конституционного Закона "О судебной системе Российской Федерации" п. 5 Положения, который предусматривает, что возмещение вреда осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В силу указанных норм вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Если же будет сохранено положение при котором норма, предусматривающая, что возмещение вреда осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, исполнение всех судебных решений будет невозможно, что существенно ущемит интересы взыскателей.
Что же касается п. 1 Правил, в части, предусматривающей, что Правила определяют порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации, то этот вопрос урегулирован ст. 1069 ГК РФ, устанавливающей, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования и эти вопросы в соответствии с п.п. "о" ст. 71 Конституции РФ относятся к ведению Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 2 сентября 2003 года, отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий п. 1 в части, предусматривающей, что Правила определяют порядок исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов о взыскании из казны Российской Федерации и п. 5, устанавливающего, что исполнение судебного акта на основании исполнительного листа осуществляется Министерством за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Республики Тыва о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год Правил исполнения Министерством финансов Республики Тыва судебных актов по искам к казне Республики Тыва на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, утвержденных Постановлением Правительства Республики Тыва от 13 мая 2003 года N 283.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
А.М. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2003 г. N 92-Г03-10
Текст определения официально опубликован не был