Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2003 г. N 92-Г03-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего М.Н. Лаврентьевой
судей З.Д. Беспаловой и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими некоторых положений закона Республики Тыва от 3 апреля 1995 г. N 261 "О культуре" (в последующих редакциях) по кассационному представлению первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 22 сентября 2003 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Закона следует читать как "от 22 марта 1995 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Беспаловой З.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими: ст. 11, ст. 13, п. 1 ст. 43, п. 1 ст. 48 всех названных норм в части слов "Республики Тыва и", ч. 1 ст. 21, п. 2 ст. 25 в части "если иное не предусмотрено законодательством Республики Тыва", п.п. 4 п. 2 ст. 27, п.п. 1, 3, 4, 5 п. 1 ст. 36, п. 1 ст. 42 в части слов "Размеры ежегодных ассигнований из местных бюджетов не могут быть менее 7% средств соответствующих бюджетов" закона Республики Тыва "О культуре" от 3 апреля 1995 г. N 261 (в последующих редакциях). Далее закон Республики Тыва.
В обоснование своих требований прокурор указал, что:
статья 11 закона Республики Тыва, предусматривающая, что каждый человек имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и содержания в соответствии с законодательством Республики Тыва и Российской Федерации об образовании;
статья 13 этого же закона, устанавливающая, что граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Республики Тыва и Российской Федерации;
п. 1 ст. 43 названного закона, предусматривающий, что организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений, разрешенных законодательством Республики Тыва и Российской Федерации;
п. 1 ст. 48 закона Республики Тыва, устанавливающий, что организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Республики Тыва и Российской Федерации, противоречат соответственно ст.ст. 13, 15, п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I Основы законодательства Российской Федерации о культуре в части слов "Республики Тыва и", поскольку названные нормы данного федерального закона не представляют право субъекту Российской Федерации регулировать эти вопросы, т.е. оспоренные нормы приняты с превышением полномочий.
Поэтому же основанию, по мнению заявителя, является незаконной и п. 2 ст. 25 закона Республики Тыва, согласно которой, государство обеспечивает творческим союзам и организациям возможность участия в разработке политики в области культуры и искусства, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Тыва в части слов "если иное не предусмотрено законодательством Республики Тыва", положения данной нормы противоречат п. 2 ст. 28 вышеназванного Федерального закона.
Далее, по мнению прокурора, п. 4 ст. 21 названного закона Республики Тыва, согласно которого решение принимается на основании заключений заинтересованных организаций и независимых экспертных комиссий с учетом интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Республики Тыва, происхождения объекта является незаконной в части слов "заинтересованных организаций", поскольку аналогичная норма названного выше закона Российской Федерации (п. 3 ст. 25) устанавливает, что такие решения принимаются на основании заключений независимых экспертных комиссий.
П.п. 4 п. 2 ст. 27 этого же закона, согласно которому, одной из обязанностей органов местного самоуправления является обеспечение защиты от отчуждения или перепрофилирования зданий, помещений, занимаемых государственными, негосударственными, в том числе частными организациями и объектами культуры, как указывает заявитель, противоречит п. 2 ст. 30 вышеназванного закона Российской Федерации, поскольку в ее исчерпывающем перечне обязанностей органов местного самоуправления в области культуры не содержится обязанности органов местного самоуправления, предусмотренной оспоренной нормой.
П.п. 1 п. 1 ст. 36 закона Республики Тыва, предусматривающий, что к совместному ведению органов государственной власти и управления Республики Тыва и органов местного самоуправления в области культуры относятся обеспечение сохранности культурного достояния, памятников истории и культуры, включенных в Свод памятников истории и культуры Республики Тыва, находящихся на подведомственной территории, прокурор просит признать незаконным в связи с противоречием его п.п. 2 п. 1 статьи 38 закона Российской Федерации.
Заявитель также просит признать незаконным п.п. 3 п. 1 ст. 36 названного закона Республики Тыва, который устанавливает, что к совместному ведению органов государственной власти и управления Республики Тыва и органов местного самоуправления в области культуры относятся формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, обеспечение местных нормативов финансирования не менее общереспубликанского процента финансирования культуры, поскольку положение аналогичной нормы названного выше закона Российской Федерации (п. 2 ст. 40), к ведению органов местного самоуправления в области культуры не отнесено обеспечение местных нормативов финансирования не менее общереспубликанского процента финансирования культуры, это является вторжением в компетенцию органов местного самоуправления, оспоренная норма принята субъектом Федерации с превышением своих полномочий.
По этому же основанию прокурор просит признать незаконными:
п.п. 4 п. 1 ст. 36 закона Республики Тыва, предусматривающий, что к совместному ведению органов государственной власти и управления Республики Тыва и органов местного самоуправления в области культуры относится создание, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры (противоречит п.п. 4, 5 ст. 40 названного закона Российской Федерации).
п.п. 5 п. 1 ст. 36 Закона Республики Тыва, согласно которому к совместному ведению органов государственной власти и управления Республики Тыва и органов местного самоуправления в области культуры относится строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры (противоречит п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации)
Далее, п. 1 ст. 42 Закона Республики Тыва, предусматривающий, что размеры ежегодных ассигнований из местных бюджетов не могут быть менее 7% средств соответствующих бюджетов, по мнению прокурора, противоречит п. 3 ст. 45 Закона Российской Федерации, согласно которой размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетах не могут быть менее 6 процентов средств соответствующих бюджетов.
В решении пункты и подпункты в заявлении прокурора судом названы соответственно частями и абзацами.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 22 сентября 2003 г. заявление прокурора удовлетворено частично, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ч. 4 ст. 21 в части, допускающей принятие решения на основании заключений заинтересованных организаций; абзацев 4, 5, 6 ст. 36 Закона Республики Тыва "О культуре" от 3 апреля 1995 г. в редакции от 10 июля 2003 г.
В удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральным законам и недействующими ст.ст. 11, 13, ч. 2 ст. 25, абзаца 5 ч. 2 ст. 27, абзаца 2 ст. 36, ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 48 Закона Республики Тыва "О культуре" от 3 апреля 1995 г. в редакции от 10 июля 2003 г. отказано.
Первый заместитель прокурора Республики Тыва подал кассационное представление, в котором просит решение отменить в части отказа ему в удовлетворении заявления и принять новое, которым удовлетворить заявление в полном объеме. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон.
В возражении на кассационное представление прокурора Представитель Правительства Республики Тыва просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащей отмене в части отказа в удовлетворении требований прокурора.
Общие вопросы культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.п. "е" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Согласно статьи 15 названного закона Российской Федерации граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" государство обеспечивает организациям, представляющим творческим работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты творческих работников, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 этого же закона Российской Федерации организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации;
В силу части 1 статьи 51 названного выше закона Российской Федерации организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных норм следует, что вопросы урегулированные этими нормами не могут регулироваться законодательством субъекта Российской Федерации.
В этой связи не могут быть признаны законными оспоренные прокурором статьи 11, 13, часть 2 статьи 25 (в заявлении прокурора п. 2 ст. 25), часть 1 статьи 43 (в заявлении прокурора п. 1 ст. 43), часть 1 статьи 48 (в заявлении прокурора п. 1 ст. 48) в части слов "Республики Тыва и" Закона Республики Тыва "О культуре".
Вывод суда о законности этих норм в названной части является ошибочным.
Частью 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" установлен исчерпывающий перечень обязанностей органов местного самоуправления в области культуры.
Однако, в нарушение указанной нормы пунктом 4 части 2 статьи 27 Закона Республики Тыва (в заявлении п.п. 4 п. 2 ст. 27, в решении суда абз. 5 ч. 2 ст. 27) предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению защиты от отчуждения или перепрофилирования зданий, помещений, занимаемых государственными, негосударственными, в том числе частными организациями и объектами культуры.
Данный вопрос урегулирован федеральным законодательством и субъект Российской Федерации не вправе самостоятельно его регулировать.
Обоснованными являются и требования прокурора о признании недействующими положения п. 1 ч. 1 статьи 36 Закона Республики Тыва (в заявлении прокурора п.п. 1 п. 1 ст. 36, в решении суда абзац 2 ст. 36) по мотиву противоречия их п. 2 части 1 статьи 38 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" согласно которому к совместному ведению органов государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Федерации в области культуры относятся: обеспечение сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 45 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетах не могут быть менее 6 процентов средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законодательством установлен минимальный размер ежегодных ассигнований на культуру в местных бюджетах и представительный орган субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать иной его размер, а поэтому часть 1 статьи 42 (в заявлении прокурора п. 1 ст. 42) Закона Республики Тыва, предусматривающая, размеры ежегодных ассигнований из местных бюджетов не менее 7% нельзя признать соответствующей федеральному законодательству.
Судом не учтено, что местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета относится к вопросам местного значения и находится в ведении муниципальных образований (п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). П. 12 ст. 5 данного Федерального закона предусмотрена компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом неправильно применен материальный закон, что является основанием к отмене решения суда в кассационном порядке.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных суду доказательств, следует постановить новое решение в отмененной его части.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст.ст. 360, 361 ГПК РФ
решение Верховного суда Республики Тыва от 22 сентября 2003 г. в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими статьи 11, 13, части 2 статьи 25, части 1 статьи 43, части 1 статьи 48 в части слов "Республики Тыва и", п. 4 части 2 статьи 27, п. 1 части 1 ст. 36, части 1 ст. 42 в части установления размера ежегодных ассигнований из местных бюджетов не менее 7% средств соответствующего бюджета, Закона Республики Тыва от 3 апреля 1995 г. N 261 "О культуре" отменить.
Вынести по данной части требований новое решение, которым признать недействующими со дня вступления в силу настоящего решения статьи 11, 13, часть 2 статьи 25, часть 1 статьи 43, часть 1 статьи 48 в части слов "Республики Тыва и", п. 4 части 2 статьи 27, п. 1 части 1 ст. 36, часть 1 статьи 42 в части установления размера ежегодных ассигнований из местных бюджетов не менее 7% средств соответствующего бюджета, Закона Республики Тыва от 3 апреля 1995 г. N 261 "О культуре".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
З.Д. Беспалова |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2003 г. N 92-Г03-13
Текст определения официально опубликован не был