Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N 92-Г05-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной
судей Т.И. Еременко, Г.В. Макарова
рассмотрела в судебном заседании 8 июня 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Председателя Правительства Республики Тыва Н.М. Монгуш на решение Верховного суда Республики Тыва от 2 марта 2005 г. которым признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента принятия часть 2 статьи 6 Закона Республики Тыва N 1054 ВХ-I от 29 декабря 2004 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т.А. Власовой, полагавшей решение суда оставить без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 2 статьи 6 Закона Республики Тыва "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва" N 1054 ВХ-I от 29 декабря 2004 г., указывая на то, что статьей 6 оспариваемого закона установлен размер районного коэффициента к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям, что не соответствует статье 10 Федерального Закона N 4520-I от 19 февраля 1992 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно которой размер районного коэффициента к указанным выше выплатам устанавливается Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного Федерального закона следует читать как "от 19 февраля 1993 г."
По мнению первого заместителя прокурора Республики Тыва применение оспариваемой нормы нарушает интересы Российской Федерации, поскольку субъектом Российской Федерации необоснованно присвоены полномочия Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Е.Ю. Кочергина требование уточнила и просила признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 2 статьи 6 оспариваемого Закона, в которой установлены районные коэффициенты для расчета заработной платы, по основаниям, указанным в заявлении.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представитель Председателя Правительства Республики Тыва Н.М. Монгуш. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 856 от 18 июля 1994 г. "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" установлены следующие районные коэффициенты в Монгун-Тайгинском, Тоджинском районах и территории Шынаанской сельской администрации Кызылского района - 1,5; в Бай-Тайгинском Барун-Хемчикском, Дзун-Хемчикском, Каа-Кемском, Кызылском (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овсюрском, Пий-Хемском, Сут-Хольском, Тандинском, Тес-Хемском. Чаа-Хольском, Чеди-Хольском, Улуг-Хемском, Эрзинском районах и г. Кызыле - 1,4
Частью 2 статьи 6 Закона Республики Тыва N 1054 ВХ-I от 29 декабря 2004 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва" определены размеры районного коэффициента для расчета заработной платы: работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях на территориях, отнесенных к районам Крайнего Севера (Монгун-Тайгинский, Тоджинский и Тере-Хольский кожууны) - 1,5; работающим на предприятиях, в учреждениях и организациях на территориях, отнесенных к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский. Каа-Хемский, Кызылский, Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский кожууны и города Кызыл, Ак-Довурак), - 1,4.
В соответствии с частью 3 статьи 6 данного закона органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующего бюджета Республики Тыва и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджета Республики Тыва и муниципальных бюджетов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального Закона N 4520-I от 19 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что законодательный орган Республики Тыва, принимая оспариваемый закон республики, превысил свои полномочия, урегулировав вопрос, входящий в компетенцию Правительства Российской Федерации.
Таким образом, ч. 2 ст. 6 Закона Республики Тыва "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва" N 1054 ВХ-Ш от 29 декабря 2004 года вошла в противоречие с ч. 2 ст. 10 ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ввиду чего подлежит признанию недействующей с момента принятия.
Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемым законом республики не устанавливаются, а только прописываются размеры районных коэффициентов, в связи с чем не происходит противоречия положениям части 2 статьи 10 Федерального Закона N 4520-I от 19 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.), основан на неправильном толковании закона.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется/
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 2 марта 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Председателя Правительства Республики Тыва Н.М. Монгуш - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Т.И. Еременко |
|
Г.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N 92-Г05-3
Текст определения официально опубликован не был