Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 92-Г05-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Емышевой В.А., Макарова Г.В.
рассмотрела 17 августа 2005 г. в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 февраля 2005 года N 170 "Об утверждении розничной цены на сжиженный газ, реализуемый населению Республики Тыва для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств)"
по кассационному представлению прокурора Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 16 мая 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 24 февраля 2005 года N 170 "Об утверждении розничной цены на сжиженный газ, реализуемый населению Республики Тыва для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств").
Решением Верховного суда от 16 мая 2005 года в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва отказано.
В кассационном представлении прокурора Республики Тыва ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 февраля 2005 года N 170 "Об утверждении розничной цены на сжиженный газ, реализуемый населению Республики Тыва для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств)" утверждена розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, в размере 17 рублей 50 копеек за 1 килограмм.
Как указано в преамбуле оспариваемого акта, постановление принято на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 26 августа 2004 г. N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного постановления N 239 следует читать как "от 7 марта 1995 года"
Оспаривая постановление Правительства Республики Тыва от 24 февраля 2005 года N 170, прокурор указал на то, что постановление противоречит федеральному закону и законам субъекта, поскольку правительством утверждены тарифы на сжиженный газ, для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) без проведения независимой экспертизы.
В обоснование своих требований, прокурор ссылался на ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, ст. 3 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 89 от 17 февраля 2004 г. "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", п. 3 постановления Правительства РФ от 26.08.2004 г. N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.", п. 6 ст. 16 закона РТ от 29.12.2004 г., N 1141 ВХ-I "О жилищной политике в Республике Тыва".
Суд признал эти доводы несостоятельными.
В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 89 от 17 февраля 2004 г. "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", принятым во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" основы определяют основные принципы и методы установления цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги, а также правила регулирования и применения этих иен и тарифов.
Регулированию в соответствии с настоящим документом подлежат в т.ч. тарифы на коммунальные услуги (в отношении тарифов, которые не регулируются в соответствии с Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О газоснабжении в Российской Федерации" и "О естественных монополиях"), поставке газа в баллонах (п. 3 п.п. "б").
Кроме того, в соответствии с пунктами 17 и 18 указанного Постановления установление цен и тарифов на коммунальные услуги осуществляется с учётом независимой экспертизы, проводимой в порядке, определяемом органами местного самоуправления и органами государственной власти г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях предписано исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Пунктами 6, 7 ст. 16 закона РТ от 29.12.2004 г. N 1141 ВХ-I "О жилищной политике в Республике Тыва" установлено, что органами местного самоуправления поселений устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, цены и тарифы на коммунальные услуги. Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год.
Таким образом, нормативные акты, которым, по мнению прокурора, противоречит оспариваемый нормативный акт регулируют цены и тарифы на коммунальные услуги, устанавливаемые органами местного самоуправления с учетом заключения независимой экспертизы.
Проанализировав приведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о том, что наличие независимой экспертизы обязательно при установлении, изменении органами местного самоуправления и органами государственной власти г. Москвы и Санкт-Петербурга цен и тарифов на коммунальные услуги. В оспариваемом прокурором акте орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет государственное регулирование розничных цен на товары народного потребления - на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств) на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", что не относится к установлению тарифов на коммунальные услуги. Таким образом, оспариваемый акт не противоречит ни федеральному законодательству, ни законам РТ. Вывод суда основан на действующем федеральном законодательстве и законах РТ.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в который включен газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.02.2001 N 88, от 01.02.2005 N 49) установлено, что розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом мер социальной защиты населения в порядке и на условиях, определенных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг".
При этом указанными нормативными актами не установлено обязательное проведение независимой экспертизы при установлении розничных цен. С учетом изложенного, доводы прокурора в кассационном представлении о том, что органы исполнительной власти не вправе устанавливать цены и тарифы нельзя признать обоснованными.
Ссылки прокурора в кассационном представлении на ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", п. 8 постановлении Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 г. "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной поддержке населения" не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент принятия оспариваемого акта (24.02.2005 г.) п. 8 постановления Правительства РФ от 02.08.1999 г. N 887 постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 признан утратившим силу, Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации утратил силу с 1 марта 2005 года на основании ст. 2 Федерального Закона РФ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Ссылки прокурора на типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов, утв. постановлением Правительства РФ N 136 от 04.03.2004 г., в котором отсутствует такая компетенция по установлению цен и тарифов на коммунальные услуги также необоснованны т.к. указанное положение утверждено в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и регулирует полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию и в данном деле не применимо.
Ссылки прокурора на ст. 424 ГК РФ также нельзя признать обоснованной т.к. согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Государственное регулирования цен (тарифов) установлено Постановлением Правительства РФ N 239 от 7 марта 1995 г.
Судом правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом не допущено, а поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Тыва от 16 мая 2005 года оставить без изменения, а кассационное представление Прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Емышева В.А. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 92-Г05-5
Текст определения официально опубликован не был