Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2006 г. N 92-Г06-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Емышевой В.А.
судей Харланова A.B., Маслова A.M.
рассмотрела в судебном заседании 23 августа 2006 г. гражданское дело по кассационному представлению Первого заместителя прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 мая 2006 г., которым прокурору отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 г. "О Конституционном суде Республики Тыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда отменить в части, Судебная коллегия установила:
первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч.ч. 1, 2, 4, 5 ст. 18 и ст. 19 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года N 1300 ВХ-I "О Конституционном суде Республики Тыва", указывая на то, что статьей 13 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации " установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления полномочий судьи, содержащий 4 таких основания:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона Российской Федерации определены гарантии независимости судей. Одной из таких гарантий является установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судей. А в соответствии с частью 4 статьи 9 гарантии независимости судей распространяются на всех судей в Российской Федерации (в силу единства статуса судей в Российской Федерации) и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральными законами право определения оснований приостановления полномочий судей в Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено.
Частью 1 статьи 18 Конституционного закона Республики Тыва определены основания приостановления полномочий судей Конституционного суда Республики Тыва: в случаях, если в отношении судьи возбуждено уголовное дело, либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (пункт 1 части 1 статьи 18); судья по состоянию здоровья не способен выполнять свои обязанности (пункт 2 части 1 статьи 18).
В нарушение приведенных положений федерального законодательства в части 1 статьи 18 Конституционного закона Республики Тыва приведены не все основания приостановления полномочий судьи, предусмотренные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 18 Конституционного закона Республики Тыва закреплено основание, непредусмотренное статьей 13 Закона Российской Федерации, - в случаях, если судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Установление Конституционным законом Республики Тыва приведенного основания, непредусмотренного нормами Закона Российской Федерации, по мнению прокурора, является нарушением требований федерального законодательства о судоустройстве в Российской Федерации и вмешательством в компетенцию Российской Федерации, а необоснованное ограничение перечня оснований для приостановления полномочий судьи в части невключения оснований, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации, является нарушением пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", предусматривающей, что одной из гарантий независимости судей является установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судей.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2005 г.) полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
В нарушение приведенного положения частью 2 статьи 18 Конституционного закона Республики Тыва предусмотрено, что приостановление полномочий судей Конституционного суда Республики Тыва осуществляется по решению Конституционного суда Республики Тыва, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
Кроме того, первое предложение части 4 статьи 18 Конституционного закона Республики Тыва также противоречит приведенному положению Федерального конституционного закона, поскольку наделяет Конституционный суд Республики Тыва компетенцией приостанавливать полномочия судей до отпадения оснований к их приостановлению.
Таким образом, оспариваемое положение Конституционного закона Республики Тыва противоречит Федеральному конституционному закону в части установления иного порядка приостановления полномочий судей Конституционного суда Республики Тыва в отличие от установленного федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
В нарушение установленного приведенным положением Закона Российской Федерации порядка второе предложение части 4 статьи 18 Конституционного закона Республики Тыва предусматривает, что восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного суда Республики Тыва.
Таким образом, Конституционным законом Республики Тыва неправомерно установлен иной порядок возобновления полномочий судей, что является вмешательством в компетенцию Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 13 вышеуказанного Закона Российской Федерации предусмотрено, что приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Кроме того, приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим законом.
Несмотря на данные требования Закона Российской Федерации, Конституционным законом Республики Тыва в части 5 статьи 18 установлено, что приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом.
Данное установление является грубым нарушением норм федерального законодательства, поскольку сохраняет за судьей все виды материального и социального обеспечения, а также гарантий в случае приостановления его полномочий по любому основанию.
Основания прекращения полномочий судьи предусмотрены ст. 14 указанного Закона Российской Федерации, согласно которой полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Данный перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.
В нарушение приведенных выше положений федерального законодательства ст. 19 оспариваемого закона определены основания прекращения полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва, непредусмотренные Законом Российской Федерации:
- нарушения порядка назначения на должность судьи Конституционного суда Республики Тыва, установленного Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом (п. 1 ст. 19);
- личного письменного заявления судьи об истечении срока его полномочий (п. 3 ст. 19);
- совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи (п. 7 ст. 19);
- продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного суда Республики Тыва, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью (п. 8 ст. 19);
- неучастия судьи в заседаниях Конституционного суда Республики Тыва или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин (п. 9 ст. 19).
Кроме того, перечень оснований прекращения полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва содержит не все основания, установленные федеральным законодательством, что является нарушением п. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", снижающим гарантии независимости судей.
Таким образом, как полагает прокурор, определение иных оснований приостановления или прекращения полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва, непредусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", является вмешательством в компетенцию Российской Федерации, а включение в перечень лишь некоторых оснований прекращения полномочий судей является необоснованным ограничением установленного федеральным законом перечня оснований прекращения полномочий судей в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судьи прекращаются в случае неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи.
В нарушение приведенной нормы федерального законодательства в части 2 ст. 19 оспариваемого закона установлено дополнительное условие для прекращения полномочий судьи по указанному основанию, в соответствии с которым неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи должна наблюдаться в течение длительного времени (не менее девяти месяцев подряд).
Установление дополнительного условия при определении основания для прекращения полномочий судьи Конституционным законом Республики Тыва является вмешательством в компетенцию Российской Федерации.
В силу приведенного выше положения Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи (часть 2 статьи 15).
В нарушение установленного федеральным законодательством о судоустройстве порядка прекращения полномочий судьи части 3, 4, 5 устанавливают иной порядок прекращения полномочий судей Конституционного суда Республики Тыва и наделяют полномочиями по решению вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва Конституционный суд Республики Тыва, Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва.
Установление иного порядка прекращения полномочий судьи Конституционным законом Республики Тыва является вмешательством в компетенцию Российской Федерации.
Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", по мнению прокурора, нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 24 мая 2006 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия оснований для его удовлетворения не находит.
Статьей 18 Конституционного закона Республики Тыва от 4 января 2003 года N 1300 ВХ-I "О Конституционном суде Республики Тыва" регулируется порядок и основания приостановления полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва.
Так, ч. 1 указанной выше нормы установлено, что полномочия судьи Конституционного суда Республики Тыва могут быть приостановлены в случаях, если в отношении судьи возбуждено уголовное дело, либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (пункт 1 части 1 статьи 18); судья по состоянию здоровья не способен выполнять свои обязанности (пункт 2 части 1 статьи 18).
Частью 2 статьи 18 Конституционного закона Республики Тыва предусмотрено, что приостановление полномочий судей Конституционного суда Республики Тыва осуществляется по решению Конституционного суда Республики Тыва, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 этого закона Конституционный суд Республики Тыва приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного суда Республики Тыва, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ч. 1 настоящей статьи.
Часть 5 оспариваемой выше статьи устанавливает, что приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва не влечет за собой приостановление выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом.
Статья 19 республиканского Конституционного закона предусматривает основания и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва.
Из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) следует, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Тыва в Республике Тыва действуют федеральные суды и суды Республики Тыва.
К судам Республики Тыва относятся Конституционный суд Республики Тыва и мировые судьи Республики Тыва.
Таким образом, Конституционный суд Республики Тыва является судом Республики Тыва.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2005 г.) все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из указанных положений законов суд пришел к правильному выводу о том, что законодатель Республики Тыва вправе осуществлять правовое регулирование деятельности суда, отнесенного к системе судов Республики Тыва, в том числе и устанавливать основания и порядок приостановления, возобновления и прекращения полномочий судей Конституционного суда Республики Тыва.
Указанное полномочие, как обоснованно указал суд, согласуется с нормами Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 14 августа 2004 г., 5 апреля 2005 г.), согласно ч. 1 ст. 19 которого квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, - в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
К компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации в соответствии с приведенной выше нормой отнесены вопросы приостановления, возобновления и прекращения полномочий судей.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что установление субъектом Российской Федерации иного порядка и оснований приостановления, возобновления и прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов субъекта Российской Федерации, чем это предусмотрено в Законе Российской Федерации от 26.06.1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральном конституционном законе Российской Федерации от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2005 г.) не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству.
Положение части 5 статьи 18 оспариваемого Закона, согласно которой приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Тыва не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом, не противоречит федеральным законам, поскольку в них также содержатся перечисленные в данной части гарантии судьи.
Вывод суда об отсутствии противоречий между оспариваемыми нормами Закона Республики Тыва и федеральным законодательством согласуется с требованиями статей 4, 12, 13, 17, 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьи 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", статей 2 и 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также правовыми позициями Конституционного Суда РФ, содержащимися в определениях от 12 марта 1998 г. N 32-О, от 9 апреля 2002 г. N 71-О, от 7 февраля 2003 г. N 46-О, от 6 марта 2003 г. N 103-О, от 4 декабря 2003 г. N 428-О, от 27 декабря 2005 г. N 491-О.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационного представления прокурора, которые по существу сводятся к неправильному применению и истолкованию судом норм материального права, не могут повлечь отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационном представлении прокурора, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 24 мая 2006 г. оставить без изменения, а кассационное представление Первого заместителя прокурора Республики Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий |
Емышева В.А. |
Судьи |
Харланов A.B. |
|
Маслов A.M. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2006 г. N 92-Г06-7
Текст определения официально опубликован не был