Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2004 г. N 89-О05-8
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Талдыкиной Т.Т. и Коваля В.С.
рассмотрела в судебном заседании 1 апреля 2005 года кассационную жалобу осужденной Борисовой Н.В. на приговор Тюменского областного суда от 28 декабря 2004 года, по которому
Борисова Н.Л.,
осуждена по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ на 10 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
По делу также осужден Матвеев А.В., приговор в отношении которого не обжалован.
По этому же делу Степанова И.А. освобождена от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости общественно-опасного деяния, предусмотренного ст. 33 ч. 4 и ч. 5, ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ.
Судом также разрешена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Талдыкиной Т.Т., объяснения осужденной Борисовой Н.В. по доводам жалобы, мнение прокурора Кравца Ю.Н., полагавшего оставить приговор без изменения, судебная коллегия установила
Борисова осуждена за убийство С., совершенное группой лиц по предварительному сговору группой лиц, из корыстных побуждений и по найму.
Преступление совершено 23 ноября 2003 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденная Борисова просит отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство, указывает, что суд не истребовал из медсанчасти следственного изолятора справку о состоянии ее психического здоровья и не назначил повторную судебно-психиатрическую экспертизу, утверждает, что убийство совершил Матвеев, она пошла с ним в квартиру опасаясь угроз физической расправой с его стороны.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Пике Л.С. просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что вина осужденной Борисовой в содеянном материалами дела доказана, а доводы осужденной Борисовой о том, что убийство совершил один Матвеев опровергаются доказательствами, исследованными судом.
В судебном заседании Борисова, признавая себя виновной, показала, что Матвеев предложил ей совершить убийство С., которое заказала ее родная сестра Степанова И., пообещав заплатить ... руб. она согласилась и ночью 23 ноября 2003 года вместе с Матвеевым К. изготовил маску, взял нож, веревку, два мешка для перевозки трупа, а также Т. и К. приехали в квартиру к С. С. спала в комнате, которая была заперта, поэтому Степанова И позвала сестру и та вышла из комнаты. Она, Борисова, накинула на шею С. веревку, та стала сопротивляться, тогда Матвеев ударил ее по лицу, повалил на пол и стал душить веревкой, затем она, Борисова, и Матвеев вдвоем, затягивая веревку на шее потерпевшей, задушили ее.
Осужденный Матвеев в суде полностью подтвердил показания Борисовой о мотивах убийства С., но утверждал, что закрывал С. рукой рот, чтобы она не кричала, в то время как Борисова душила ее веревкой.
Свидетели Т. и К. подтвердили, что со слов Матвеева им известно, что Степанова И. предложила ему за вознаграждение убить ее сестру С., которая мешает ей веселиться и гулять. Матвеев предложил участвовать в убийстве Борисовой, которая согласилась с его предложением. Ночью 23 ноября 2003 года они вместе с Матвеевым и Борисовой приехали к С., Матвеев заранее изготовленным ключом открыл дверь квартиры С. Как происходило убийство, они не видели, через некоторое время Матвеев сообщил, что убийство совершено.
Вина осужденных подтверждена также показаниями свидетелей Т., М., Ю. о том, что Степанова И. рассказала им, что заказала убийство своей сестры, которое совершили Матвеев и Борисова, протоколами осмотра мест происшествия, заключениями судебно-биологической, судебно-медицинской экспертиз, всеми другими материалами дела.
Суд, оценив исследованные доказательства в их совокупности, обоснованно признал Борисову виновной в убийстве С., правильно квалифицировал ее действия по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ, наказание назначил в соответствии с законом.
Согласно заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы Борисова обнаруживает признаки врожденного умственного недоразвития - олигофрении в степени умеренно выраженной дебильности, однако нарушения ее психики не столь выражены, она понимает противоправность содеянного. В заключении отмечено, что на протяжении последних трех лет в психическом состоянии Борисовой произошла положительная динамика, она самостоятельно научилась читать, писать, стала неплохо ориентироваться в простых житейский ситуациях, в настоящее время легко адаптируется в криминальной среде, поэтому она в полной мере могла осознавать фактический характер, общественную опасность своих действий и руководить ими. В период совершения инкриминируемого ей деяния она также не обнаруживала признаков какого-либо временного психического расстройства, поэтому ее следует считать вменяемой. В применении принудительных мер медицинского характера Борисова не нуждается.
Выводы экспертов подробно и обстоятельно мотивированы, у суда не возникло сомнений в их правильности, как и сомнений в психическом состоянии Борисовой, поэтому судебная коллегия находит несостоятельными доводы осужденной Борисовой о том, что суд не в полной мере исследовал ее психическое состоянии и необоснованно не назначил повторную судебно-психиатрическую экспертизу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Тюменского областного суда от 28 декабря 2004 года в отношении Борисовой Н.Л. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Свиридов Ю.А. |
Судьи: |
Талдыкина Т.Т. |
|
Коваль В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2004 г. N 89-О05-8
Текст определения официально опубликован не был