Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 19 марта 2007 г. N 88-Г07-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Кузнецова Г.И. об отмене решения Томского областного суда от 13 февраля 2007 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об отмене решения N 8/25 от 6 февраля 2007 года окружной избирательной комиссии по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Кузнецова Г.И., поддержавшего доводы своей кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением окружной избирательной комиссии по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 от 6 февраля 2007 года N 8/25 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Томской области четвертого созыва Кузнецова Г.И.
Кузнецов Г.И. обратился в суд с заявлением об отмене этого решения и возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Томской области.
В обоснование заявления указал, что данное решение является незаконным, поскольку в протоколе проверки подписных листов не указаны конкретные причины признания недействительными 23 подписей в этих листах, имеется лишь ссылка на нормы права, в частности, на п.п. "ж" п. 8 ст. 38 Закона Томской области "О выборах депутатов Государственной Думы Томской области" от 11 июля 2006 г. Однако в этом разделе перечислены 10 различных причин признания недействительными подписей всех избирателей в подписном листе. Ни одна из этих причин не отражает соответствующего нарушения в подписных листах NN 20 и 21, представленных им.
Также отметил, что в результате проверки недействительными признаны лишь 23 подписи, вместе с тем им представлено в избирательную комиссию 364 подписи в поддержку выдвижения его кандидатом в депутаты. Таким образом, по его мнению, имелось необходимое число подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения его в качестве кандидата в депутаты.
Окружная избирательная комиссия по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 требований заявителя не признала.
Решением Томского областного суда от 13 февраля 2007 года в удовлетворении заявления Кузнецову Г.И. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Суть доводов сводится к воспроизведению первоначального заявления.
Относительно кассационной жалобы окружной избирательной комиссией по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 поданы возражения.
Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что действительно, проверка оформления представленных Кузнецовым Г.И. в окружную избирательную комиссию подписных листов осуществлена методом случайной выборки (жеребьевки) и в присутствии Кузнецова Г.И. было отобрано 50% подписей от необходимого для регистрации (333 подписи) количества подписей избирателей в поддержку кандидата Кузнецова Г.И., в результате проверки признаны недействительными 23 подписи, что составляет 13,8%, т.е. более 10% от количества подписей, отобранных для проверки, что подтверждается доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
А именно, в подписном листе N 11 на строке 5 в дате внесения подписи избирателя имеется исправление, не отмеченное самим избирателем. В соответствии с подпунктом "д" пункта 8 статьи 38 Закона Томской области от 11 июля 2006 г., такая подпись считается недействительной.
В подписном листе N 31 в строке 9 содержится подпись лица 16 июля 1989 г.р. Таким образом, 18 лет ему исполняется лишь 18 июля 2007 г., тогда как выборы в Государственную Думу Томской области назначены на 11 марта 2007г. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г., пункту 1 статьи 5 Закона Томской области от 11 июля 2006 г., активным избирательным правом обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения голосования 18 летнего возраста. Следовательно, указанное в подписном листе лицо таковым правом не обладает. В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи 38 Закона Томской области от 11 июля 2006 г. подпись такого лица считается недействительной.
В подписном листе N 38 в строке 2 содержится исправление в номере паспорта избирателя. В соответствии с подпунктом "е" пункта 8 статьи 38 Закона Томской области от 11 июля 2006 г. подпись избирателя с исправлением в сведениях о нем считается недействительной.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г., пункту 3 статьи 36 Закона Томской области от 11 июля 2006 г., в подписном листе должны быть указаны серия и номер паспорта избирателя либо документа, заменяющего паспорт гражданина. Перечень таких документов указан в статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г., статье 3 Закона Томской области от 11 июля 2006 г. В подписном листе N 38 в строке 9 и подписном листе N 10 в строке 2 вместо серии и номера паспорта либо документа, его заменяющего согласно требованиям закона, указаны данные иных документов. В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 статьи 38 Закона Томской области от 11 июля 2006 г., подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений считаются недействительными.
Согласно подпункту "ж" пункта 8 статьи 38 Закона Томской области от 11 июля 2006 г., недействительными считаются все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не отмеченные соответствующим лицом. При этом в силу пункта 5 статьи 36 того же Закона Томской области, заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, состоит из собственноручного указания им своей фамилии, имени, отчества, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт, даты рождения, гражданства, адреса места жительства, простановки подписи и даты ее внесения. Перечисленные требования содержатся и в форме подписного листа, установленной Приложением N 4 к данному Закону, несоблюдение которой в силу подпункта "л" пункта 8 статьи 38 данного Закона Томской области также влечет за собой недействительность всех подписей, содержащихся в подписном листе.
В нарушение указанных требований в подписных листах N 20 и N 21 при заверении подписного листа лицом, производившим сбор подписей, не указаны дата рождения, гражданство и адрес места жительства. При этом ссылка заявителя на то, что в выданных ему избирательной комиссией бланках подписных листов не было указания на необходимость внесения таких сведений, опровергается текстом представленных самим Кузнецовым Г.И. в избирательную комиссию подписных листов, в которых содержится требование об указании даты рождения и адреса места жительства лица, производившего сбор подписей.
При таких обстоятельствах, нельзя не согласиться с выводом суда о законности решения окружной избирательной комиссии по Вузовскому одномандатному избирательному округу N 1 от 6 февраля 2007 г. об отказе Кузнецову Г.И. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Томской области четвертого созыва.
В соответствии с п.п. "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Аналогичное положение содержится в подпункте "д" пункта 9 статьи 39 Закона Томской области от 11 июля 2006 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Томской области".
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела судебная коллегия находит обоснованным и суждение суда о правомерности отказа председателем избирательной комиссии Кузнецову Г.И. перепроверить выводы рабочей группы. Действительно, основания, по которым часть подписей избирателей признаны рабочей группой недействительными, не требуют специальных познаний либо обладания информацией, находящейся вне общей доступности.
Других доводов, влекущих отмену постановленного решения, в кассационной жалобе не содержится.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Томского областного суда от 13 февраля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузнецова Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2007 г. N 88-Г07-4
Текст определения официально опубликован не был