Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2004 г. N 9-О04-57
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Свиридова Ю.А.,
судей - Коваля B.C., Червоткина A.C.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осуждённого Максимова А.Н. на приговор Нижегородского областного суда от 29 июля 2004 года, по которому
Максимов А.Н., ...,
осуждён по ст. 105 ч. 1 УК РФ на одиннадцать лет лишения свободы; ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ на пятнадцать лет лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено двадцать четыре года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кузнецов И.Л., ...,
судимый 4 июня 1996 года по ст. 206 ч. 3, ст. 108 ч. 1 УК РФ на четыре года лишения свободы, освобождён 2 марта 2000 года по отбытии срока наказания,
осуждён по ст. 105 ч. 1 УК РФ на одиннадцать лет лишения свободы; ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ на пятнадцать лет лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено двадцать пять лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Приговор в отношении Кузнецова не обжалован и рассматривается в порядке ст. 360 УПК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Коваля B.C., мнение прокурора Глумовой Л.А. об исключении из приговора осуждения по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, судебная коллегия установила:
Максимов осуждён за убийство К., а К. - А. на почве личных неприязненных отношений.
Кроме того, они же осуждены за убийство Г., совершенное группой лиц с целью сокрытия другого преступления.
Преступления совершены ими 24 декабря 2003 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В суде Максимов и Кузнецов вину признали.
В кассационной жалобе осуждённый Максимов просит приговор изменить, смягчить наказание, ссылаясь на явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления. Отмечая, что хотя свою вину признает, осуждённый указывает, что у него не было умысла на убийство Г., смерть которой наступила не от причиненных им телесных повреждений.
В возражениях на кассационную жалобу осуждённого государственный обвинитель Чичигина М.А. и потерпевший М. просят приговор оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как установлено судом, днём 24 декабря 2003 года, находясь в квартире своей знакомой Ф., Кузнецов и Максимов во время употребления спиртных напитков познакомились с К. Вечером К. предложила Кузнецову и Максимову пойти в квартиру, где она проживала, чтобы продолжить там употребление спиртных напитков, на что Кузнецов и Максимов согласились.
Около 20 часов у подъезда дома ... в котором проживала К., между Кузнецовым, Максимовым с одной стороны и К. с другой произошла ссора. К. убежала в квартиру ..., где она проживала, и закрыла за собой дверь. Кузнецов и Максимов, желая продолжить употребление спиртных напитков, направились в эту квартиру, где в это время кроме К. были А. и Г. также находившиеся в нетрезвом состоянии. Подойдя к квартире, они стали стучать в дверь, однако К. им дверь не открыла. После настойчивых стуков Кузнецова и Максимова дверь им открыл А.
Когда Кузнецов и Максимов зашли в квартиру, А. и К., стали выгонять их, в связи с чем у Кузнецова и Максимова возник умысел на их убийство из личных неприязненных отношений, при этом у Кузнецова возник умысел на убийство А., а у Максимова - К. С этой целью Кузнецов, взяв с журнального столика ножницы, нанес ими девять ударов в шею А., причинив телесные повреждения, повлекшие его смерть на месте происшествия.
В это же время Максимов умышленно с целью убийства нанес К. ножом семнадцать ударов в живот и грудь, причинив телесные повреждения, повлекшие её смерть на месте происшествия.
После убийства А. и К. у Кузнецова и Максимова возник умысел на убийство Г., являвшейся свидетельницей их преступлений, с целью сокрытия совершённых ими убийств.
С этой целью, действуя совместно и согласованно, вначале Максимов нанес Г. несколько ударов ножом в область груди, затем Кузнецов, желая довести умысел на убийство Г. до конца, взял у Максимова кухонный нож и нанес им несколько ударов в шею Г. В результате полученных телесных повреждений Г. скончалась на месте происшествия.
После совершенных преступлений Кузнецов и Максимов скрылись с места преступления.
Доводы осуждённого о необоснованном его осуждении за убийство потерпевшей Г. нельзя признать состоятельными.
Вина осуждённого как в убийстве К., так и в убийстве Г. подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании и подробно изложенных в приговоре.
Так из показаний Кузнецова, данных в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, и показаний Максимова в судебном заседании следует, что сначала на почве неприязненных отношений Кузнецов убил А., а Максимов - К. затем Максимов нанес Г. несколько ударов ножом в грудь, а Кузнецов этим же ножом несколько ударов в шею потерпевшей.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Г. наступила от острой массивной кровопотери, развившейся в результате колото-резанного ранения левой боковой поверхности шеи с повреждением яремной вены.
Кроме указанного ранения обнаружены повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения в области мочевидного отростка грудины с повреждением его правого края, непроникающих колото-резаных ранений в области реберной дуги справа и мочевидного отростка грудины, колото-резаных ранений шеи слева и справа.
Данные повреждения причинены колюще-режущим предметом и могли образоваться от ударов ножом, в совокупности вызывают причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни и находятся в прямой причинной связи с непосредственной причиной смерти.
В соответствии со ст. 35 ч. 1 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.
При таких обстоятельствах, поскольку от действий обоих осуждённых, нанесших удары ножом в жизненно важные органы потерпевшей, наступила её смерть, они обоснованно признаны виновными в умышленном причинении смерти Г., а их действия правильно квалифицированы по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ.
Вместе с тем, суд ошибочно квалифицировал действия осуждённых по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Органами предварительного следствия Максимову и Кузнецову было предъявлено обвинение по ст. 162 ч. 4 п. "в", ст. 105 ч. 2 п.п. "а, ж, з" УК РФ.
В судебном заседании государственный обвинитель отказалась от обвинения по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ, и просила переквалифицировать действия Максимова и Кузнецова со ст. 105 ч. 2 п.п. "а, ж, з" УК РФ на ст. 105 ч. 1 УК РФ (в отношении потерпевших А. и К. и ст. 105 ч. 2 п.п. "ж, к" УК РФ (в отношении Г. суд принял решение соответствующее позиции государственного обвинителя.
Однако переквалификацию действий осуждённых с п. "з" (убийство, сопряженное с разбоем) на п. "к" (убийство, совершенное с целью сокрытия другого преступления) нельзя признать основанной на законе, поскольку такой мотив и цель убийства потерпевшей Г. им не вменялись.
Поэтому приговор в этой части подлежит исключению из приговора.
Доводы осуждённого Максимова о необходимости учета при назначении наказания его явки с повинной нельзя признать состоятельными, поскольку она обоснованно судом не признана смягчающим обстоятельством.
Как следует из материалов дела, Максимов написал явку с повинной после своего задержания по подозрению в совершении преступлений, и тем не менее в ходе всего предварительного следствия отрицал свою причастность к убийству
Поэтому наказание ему назначено с учетом характера и степени общественной опасности преступлений, обстоятельств дела, данных о личности.
Оснований для его смягчения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Нижегородского областного суда от 29 июля 2004 года в отношении Кузнецова И.Л. и Максимова А.Н. изменить.
Исключить их осуждение по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
В остальной части приговор оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого Максимова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Свиридов |
Судьи |
В.С. Коваль |
|
А.С. Червоткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 октября 2004 г. N 9-О04-57
Текст определения официально опубликован не был