Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2005 г. N 9-О04-89
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Свиридова Ю.А.,
судей Колышкина В.И., Семенова Н.В.
рассмотрела в судебном заседании от 14 февраля 2005 г. кассационные жалобы осужденного Слесарева О.Г., адвокатов Кудряшовой И.А., Кашина А.В. на приговор Нижегородского областного суда от 11 ноября 2004 года, которым
Тарасов С.А., ...,
судимый 20 декабря 1999 года по ст. 162 ч. 2 п. "а" УК РФ к 5 годам лишения свободы, освобожден из мест лишения 16 мая 2003 года условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 2 дня, -
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "д", "ж" УК РФ к 15 годам лишения свободы.
В соответствии со ст. 70 УК РФ наказание по совокупности приговоров назначено в виде лишения свободы на 16 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
Слесарев О.Г., ...,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "д", "ж" УК РФ к 14 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с Тарасова С.А. и Слесарева О.Г. солидарно в счет возмещения материального вреда ... рублей в пользу П.
Постановлено взыскать с Тарасова С.А. и Слесарева О.Г. компенсацию морального вреда по ... руб. с каждого в пользу П.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колышкина В.И., объяснения осужденного Слесарева О.Г., поддержавшего доводы своей кассационной жалобы, мнение прокурора Глумовой Л.А., просившей приговор в отношении Слесарева О.Г. и Тарасова С.А. оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Тарасов С.А. и Слесарев О.Г. признаны виновными в лишении жизни потерпевшего П. группой лиц, с особой жестокостью.
Преступление совершено 28 сентября 2003 года ... при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре. Тарасов С.А. и Слесарев О.Г. вину в предъявленном обвинении признали частично.
Осужденный Слесарев О.Г. в кассационной жалобе просит правильно рассмотреть дело. Он указал, что суд ошибочно признал наличие в его действиях состава преступления, предусмотренного п.п. "ж", "д" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Слесарев О.Г. просит приговор изменить, его действия переквалифицировать со ст. 105 ч. 2 п.п. "д", "ж" УК РФ на ст.ст. 116 и 316 УК РФ и назначить наказание не связанное с лишением свободы.
Адвокат Кудряшова И.А. в кассационной жалобе в защиту осужденного Слесарева О.Г. просит приговор изменить, действия Слесарева О.Г. переквалифицировать с п.п. "д", "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ на ст.ст. 116 и 316 УК РФ и назначить наказание Слесареву не связанное с лишением свободы.
Адвокат Кашин А.В. в кассационной жалобе в защиту осужденного Тарасова С.А. просит приговор отменить и дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд, в ином составе судей.
В обоснование просьбы адвокат Кашин А.В. указал в жалобе о том, что у осужденного Тарасова С.А. не было умысла на убийство П. с особой жестокостью, так как Тарасов автомашиной не управлял, когда привязывали потерпевшего П. к автомашине, то П. не подавал признаков жизни.
По мнению адвоката Кашина А.В. выводы судебно-медицинского эксперта от 8 октября 2004 года о причине смерти П. нельзя признать полными и обоснованными. В жалобе указано о том, что суд назначил чрезмерно суровое наказание осужденному Тарасову.
Государственный обвинитель О.Е. Громов и потерпевшая П. в возражениях на кассационные жалобы адвокатов Кудряшовой И.А., Кашина А.В., осужденного Слесарева О.Г. просят оставить кассационные жалобы без удовлетворения.
Осужденный Тарасов С.А. в возражении на кассационную жалобу адвоката Кашина А.В. просит рассмотреть дело в кассационном порядке в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, а равно доводы возражений на эти жалобы, судебная коллегия находит, что вывод суда первой инстанции о виновности Слесарева О.Г. и Тарасова С.А. в том преступлении, за которое они осуждены, подтвержден совокупностью доказательств: показаниями осужденных Слесарева О.Г., Тарасова С.А., данных в стадии предварительного следствия о том, при каких обстоятельствах они лишили жизни, группой лиц, потерпевшего П., свидетелей Т., П., М., П., М., Л., С., Ф., потерпевшей П., а также данными, изложенными в протоколе осмотра места происшествия, заключениями повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы о характере и степени вреда здоровью, механизме его образования, локализации и причине смерти П., медико-криминалистической экспертизы.
Указанные доказательства судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследованы, их анализ, а равно оценка подробно дана в приговоре.
Доводы осужденного Слесарева и его адвоката Кудряшовой о том, что при волочении потерпевшего П. автомашиной он был уже мертв, опровергаются заключением повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы (т. 3 л.д. 82-97), из содержания которого следует, что два проникающих ранения с повреждением печени создавали угрозу смерти П. в результате кровотечения в брюшную полость и развитие острой массивной кровопотери.
Далее в заключении от 20 июля 2004 года отмечено, что, учитывая анатомическую выраженность повреждений печени, смерть могла наступить через несколько часов или десятков минут после их причинения и часть этого промежутка времени потерпевший П. мог совершить целенаправленные действия (передвигаться), однако, возможность совершения таких действий была ниже чем у здорового человека и угасала по мере нарастания кровопотери. Учитывая характер и размеры повреждений печени, а также объем крови, излившейся в брюшную полость, смерть П. не наступила непосредственно (в ближайшие минуты) после получения колото-резаных ранений.
В своем заключении судебно-медицинские эксперты допускают возможность того, что с момента получил колото-резаных ранений до получения комплекса повреждений, возникших при волочении тела (или части этих повреждений) и развития шока, П. был жив.
Этот вывод судебно-медицинских экспертов согласуется с показаниями свидетеля Л. о том, что в первом часу ночи 28 сентября 2003 года он вышел на крыльцо дома и услышал со стороны автотрассы громкие крики и хрипы человека. Он прошел по территории приусадебного участка в том направлении. Крики и хрипы усилились. Был четко слышал хриплый, душераздирающий крик человека со стороны пруда, через некоторое время звук работающего двигателя и крик человека стали удаляться в направлении пос. ... Душераздирающие крики человека он слышал на протяжении 3-4 минут.
Свидетель Л. утверждал, что душераздирающие крики доносились с асфальтированной автотрассы, расположенной от их дома на расстоянии, примерно 250 метров. Об услышанных криках он рассказал жене, а также С. и Ф.
С учетом изложенного, следует признать, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал добытые по делу доказательства и оценив их в совокупности, правильно действия осужденных Слесарева и Тарасова квалифицировал по ст. 105 ч. 2 п.п. "д", "ж" УК РФ, то есть, как умышленное причинение смерти потерпевшему П. совершенное группой лиц, с особой жестокостью.
Доводы адвоката Кашина А.В. об отсутствии в действиях осужденного Тарасова С.А. наличия особой жестокости при убийстве потерпевшего П. группой лиц, опровергаются анализом доказательств, изложенных в приговоре.
Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона по делу не допущено.
Наказание осужденным Слесареву и Тарасову назначено с учетом требования ст.ст. 6, 60 УК РФ.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Нижегородского областного суда от 11 ноября 2004 года в отношении Тарасова С.А. и Слесарева О.Г. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного Слесарева О.Г., адвокатов Кудряшовой И.А., Кашина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
|
Ю.А. Свиридов
|
Судьи
|
В.И. Колышкин
|
|
Н.В. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2005 г. N 9-О04-89
Текст определения официально опубликован не был