Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 90-Г07-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Соловьева В.Н. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Белякова В.А. о признании Закона Эвенкийского автономного округа "Об образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район" N 438 от 15.09.2004 г. противоречащим федеральному законодательству, в связи с чем недействующим, по кассационной жалобе представителя заявителя по доверенности Богдановой Л.Ф. на решение суда Эвенкийского автономного округа от 27 ноября 2006 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя Губернатора Красноярского края Кирпиченко Е.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Беляков В.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия Закона Эвенкийского автономного округа N 438 от 15.09.2004 г. "Об образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район". Просил признать его противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению.
Свои требования мотивировал тем, что принятым и опубликованным в установленном порядке Законом Эвенкийского автономного округа N 438 от 15.09.2004 г. "Об образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район" нарушаются его права, предусмотренные ст. 32 (часть 2) Конституции РФ, на участие в референдуме, ст. 130 (часть 2), ст. 131 Конституции РФ на участие в местном самоуправлении, включая право участвовать в решении вопросов по изменению границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
По его мнению, Закон противоречит нормам ст.ст. 12, 13, 24 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той части, что изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, изменение их статуса осуществляется с согласия населения соответствующих муниципальных образований, противоречит статье 6 Закона Эвенкийского автономного округа N 63 от 07.10.1997 г. "Об административно-территориальном устройстве Эвенкийского автономного округа", предусматривающей, что образование и упразднение районов, сел, поселков, а также установление и изменение границ производится законом Эвенкийского автономного округа по представлению Губернатора округа на основании результатов проведенного на соответствующей территории местного референдума.
Заявитель также сослался на то, что в период, предшествующий принятию оспариваемого им Закона Эвенкийского автономного округа, мнение населения округа не учитывалось, референдум по образованию Эвенкийского муниципального района не проводился, чем и нарушены его права как жителя Эвенкийского автономного округа.
В судебном заседании Беляков В.А. и его представитель Попов В.В. свои требования поддержали и просили суд их удовлетворить.
Представитель Законодательного Собрания (Суглана) Эвенкийского автономного округа Амуров В.Г. требования Белякова В.А. не признал. В обоснование своих возражений пояснил, что местное самоуправление на территории Эвенкийского автономного округа осуществлялось ранее на уровне сельских поселений, на уровне районов органов местного самоуправления не существовало. Три района округа (Илимпийский, Байкитский, Тунгусско-Чунский) существовали только как административно-территориальные единицы, а как муниципальные образования они были упразднены в 2001-2002 г. В соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 10, глава 12, статья 85) для осуществления местного самоуправления Законодательным Собранием (Сугланом) округа в пределах своих полномочий и был принят оспариваемый заявителем Закон об установлении границ муниципального образования и наделении его статусом муниципального района.
Представитель администрации Эвенкийского автономного округа Пермякова Н.К. требования Белякова В.А. не признала и пояснила суду, что оспариваемым Законом не производилось преобразование муниципальных образований, не изменялись границы муниципальных образований, не изменялся статус муниципальных образований, учет мнения населения для решения этого вопроса, согласно действующему законодательству, не требовался.
Решением Суда Эвенкийского автономного округа от 27.11.2006 г. в удовлетворении заявленных Беляковым В.А. требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, представитель Белякова В.А. по доверенности в кассационной жалобе просит отменить его как вынесенное без учета действительных обстоятельств дела и в силу ошибочного понимания положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Суда Эвенкийского автономного округа от 27.11.2006 г. подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 72 (часть 1 подпункт "н") Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу требований ст. 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление в соответствии со ст. 131 (часть 1) Конституции РФ, частями 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции ФЗ N 53-ФЗ от 19.06.2004 г. и ФЗ N 99-ФЗ от 12.08.2004 г., действующей на время принятия оспариваемого Закона Эвенкийского автономного округа, осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.
Законом Эвенкийского автономного округа N 67 от 09.01.1998 г. "О местном самоуправлении в Эвенкийском автономном округе" в редакции Законов N 128 от 11.02.1999 г., N 270 от 10.04.2002 г., N 327 от 18.03.2003 г. (статья 5) установлено, что муниципальным образованием является городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Муниципальные образования могут существовать как в границах административно-территориальных единиц, так и независимо от них.
В судебном заседании представители Законодательного Собрания (Суглана) и администрации автономного округа пояснили, что местное самоуправление в Эвенкийском автономном округе до принятия оспариваемого Закона осуществлялось на уровне сельских поселений, в том числе в муниципальном образовании - поселок Тура, жителем которого является заявитель.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, муниципальные образования на уровне нескольких поселений, объединенных общей территорией, не существовали. Согласно Законам ЭАО N 245 от 18.12.2001 г., N 246 от 18.12.2001 г. и N 257 от 10.04.2002 г. ко времени принятия оспариваемого Закона на территории округа, ранее существовавшие муниципальные образования Тунгусско-Чунский район, Байкитский район, Илимпийский район были упразднены.
Это обстоятельство судом проверялось и признано имевшим место.
Ссылка заявителя на то, что ко времени принятия оспариваемого им Закона округа муниципальное образование Илимпийский район существовал, судом проверялась, но подтверждения не нашла.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 1 января 2005 г. устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Судом установлено, что во исполнение указанных требований Федерального закона Законодательное собрание (Суглан) Эвенкийского автономного округа и приняло 10.09.2004 г. Закон округа N 438 "Об образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район", который 15.09.2004 г. подписан Губернатором округа и 30 сентября 2004 г. опубликован в газете "Эвенкийская жизнь" N 38. Согласно указанному Закону на территории Эвенкийского автономного округа образовано муниципальное образование, Эвенкийский муниципальный район, установлены его границы, соответствующие границам Эвенкийского автономного округа.
Как усматривается из заявления Белякова В.А., и на что судом правильно обращено внимание, его требования обоснованы нарушением процедуры принятия оспариваемого Закона, а именно на то, что при образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район не было учтено ни в какой форме мнение населения по вопросу преобразования муниципального образования.
Согласно ст. 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется с учетом мнения населения или с согласия населения.
Судом в этой связи обоснованно указано, что поскольку Законами ЭАО N 245 от 18.12.2001 г., N 246 от 18.12.2001 г. и N 257 от 10.04.2002 г. ко времени принятия оспариваемого Закона на территории округа были упразднены ранее существовавшие муниципальные образования Тунгусско-Чунский район, Байкитский район, Илимпийский район, то образование Эвенкийского муниципального района не является преобразованием ранее существовавших муниципальных образований или изменением его границ в смысле ст.ст. 12, 13 Федерального закона N 131-ФЗ, предусматривающих обязательность учета мнения населения по данному вопросу.
С учетом указанных обстоятельств судом сделан обоснованный и по существу правильный вывод о том, что создание муниципального образования Эвенкийский муниципальный район не отвечает по своим признакам и сути ни одной из форм образования, упразднения, объединения и преобразования муниципальных образований по смыслу статей 6-8 Закона ЭАО N 228 от 3.10.2002 г., поскольку имела место реализация статьи 85 ФЗ N 131-ФЗ. На такое образование муниципального образования не распространяются правила, предусматривающие учет мнения населения соответствующей территории по предполагаемым преобразованиям муниципального образования. Ограничения распространения норм Закона ЭАО N 228 на правоотношения, возникающие в период до 1 января 2006 г. в силу статей 84, 85 ФЗ N 131-ФЗ установлены также и Законом Эвенкийского автономного округа N 412 от 15.09.2006 г. "О признании утратившим силу Закона Эвенкийского автономного округа "О порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований".
Оспариваемый Беляковым В.А. Закон принят по инициативе Законодательного Собрания (Суглана) Эвенкийского автономного округа, что подтверждается представленным протоколом Пленарного заседания Законодательного Собрания (Суглана) ЭАО. Полномочия законодательного органа, процедура принятия им Закона не оспаривается заявителем. Нарушений не установлено и судом.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда о том, что довод заявителя о допущенном нарушении его права и права населения высказывать мнение при образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район является несостоятельным. По этим же основаниям несостоятельна и ссылка заявителя на нарушение при принятии оспариваемого Закона требований ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ, предусматривающей проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования.
Обоснованным в этой связи является и вывод суда о том, что оспариваемый заявителем Закон не нарушает также и его право на участие в референдуме и на участие в осуществлении местного самоуправления, поскольку в Эвенкийском автономном округе принят и действует Закон N 382 от 13.01.2004 г. "О референдуме в Эвенкийском автономном округе", которым определен порядок назначения и проведения референдума, порядок реализации гражданами инициативы проведения референдума.
Судом также правильно указано, что заявитель ошибочно ссылался в обоснование своего требования на положения Закона Эвенкийского автономного округа N 63 от 07.10.1997 г. "Об административно-территориальном устройстве Эвенкийского автономного округа" (ст. 6), так как в данном случае этим Законом регулируются иные правоотношения, не относящиеся к вопросам в области местного самоуправления.
В соответствии с требованиями ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом установленных обстоятельств суд обоснованно указал, что заявление Белякова В.А. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Эвенкийского автономного округа N 438 от 15.09.2004 г. "Об образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район" удовлетворению не подлежит.
Таким образом, решение Суда Эвенкийского автономного округа от 27.11.2006 г. следует признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть расценены в качестве состоятельных, так как основаны на ином понимании обстоятельств, исследовавшихся в судебном заседании, с последующими выводами и надлежащей правовой оценкой.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Эвенкийского автономного округа от 27.11.2006 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Белякова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 90-Г07-2
Текст определения официально опубликован не был