Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 91-Г03-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего М.Н. Лаврентьевой,
судей Т.И. Ерёменко и А.М. Маслова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе по заявлению Прокурора Псковской области о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Администрации Псковской области от 4 июня 2002 года N 184 "О внесении изменений в постановление Администрации области от 19 апреля 2001 года N 152 "Об особенностях выполнения государственных полномочий в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области" по кассационной жалобе администрации Псковской области на решение Псковского областного суда от 10 апреля 2003 года, которым постановлено: признать постановление Администрации Псковской области от 4 июня 2002 года N 184 "О внесении изменений в постановление Администрации области от 19 апреля 2001 N 152 "Об особенностях выполнения государственных полномочий в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области" недействующим со дня его принятия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Е.Л. Воскобойниковой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Псковской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления администрации Псковской области от 4 июня 2002 года "О внесении изменений в постановление Администрации Псковской области от 19 апреля 2001 года "Об особенностях выполнения государственных полномочий в Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области", указав, что оспариваемым постановлением перечень должностей Главного управления по делам ГО и ЧС дополняется должностью "заместитель Главы Администрации области - начальник Главного управления по делам ГО и ЧС области", которому, наряду с денежным довольствием военнослужащего, устанавливается ежемесячная доплата в определённом размере.
Данное положение, по мнению прокурора, не соответствует п.п. 7, 8 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", поскольку руководители названного органа назначаются из числа военнослужащих войск гражданской обороны, назначение их одновременно заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти приведёт к незаконному совмещению двух различных по своему статусу должностей, к нарушению ограничений, установленных названными федеральными законами, в частности запрета для военнослужащих и государственных служащих заниматься другой оплачиваемой работой, за исключением педагогической, научной и иной творческой работой.
Представитель администрации Псковской области Самойлова Т.Ю. не согласилась с заявленными требованиями, однако пояснила, что названная в постановлении должность в настоящее время отсутствует в штатном расписании администрации области, в связи с чем оспариваемое постановление утратило силу, соответствующий проект постановления по данному вопросу подготовлен.
По делу постановлено указанное выше решение.
Заместитель главы администрации Псковской области подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд исходил из того, что согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина и юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как видно из заявления прокурора и объяснений в судебном заседании представителя прокуратуры Псковской области, постановление администрации Псковской области от 4 июня 2002 года оспаривается с точки зрения совмещения должностей, а именно: заместитель Главы Администрации области - начальник Главного управления по делам ГО и ЧС области.
Дав оценку собранным по делу доказательствам суд пришел к выводу о том, что доводы прокурора обоснованны, поскольку орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях создаётся и функционирует в составе или при органе исполнительной власти на основании Федеральных законов от 12 февраля 1998 г. "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принятых в их развитие соответствующих Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормативными актами руководители этих органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение названных задач, из числа военнослужащих войск гражданской обороны по согласованию с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и с полномочным представителем Президента Российской Федерации, денежное довольстве выплачивается за счёт средств федерального бюджета как военнослужащим.
Поэтому на них распространяются ограничения установленные п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе запрет заниматься другой оплачиваемой работой, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
Таким образом, федеральное законодательство наделяет правом военнослужащих работать в органе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации именно в должности руководителя ГО ЧС, и не дает права занимать другие должности государственной службы субъекта Российской Федерации.
При этом суд указал в решении, что аналогичный спор уже был предметом судебного разбирательства, имеется вступившее в законную силу судебное решение Псковского областного суда 22 января 2002 года, это решение имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, кроме того, решение суда от 22 января 2002 года подлежало исполнению Администрацией Псковской области.
С учетом изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что в данном случае предмет спора по делу отсутствует, оспариваемой должности в штатном расписании администрации области нет, поэтому администрации области следовало привести ранее изданные постановления в соответствие с действующим законодательством, своими актами и названным выше судебным решением, что своевременно сделано не было и руководствуясь ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, удовлетворил заявленное требование.
Довод кассационной жалобы о том, что суд, постановив решение, сослался на несоответствие проверяемой нормы п. 7 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и вступившему в законную силу решению Псковского областного суда от 22 января 2002 года, которые не имеют отношения к оспариваемому предмету не может служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку сводится в переоценке доказательств.
Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Псковского областного суда от 10 апреля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
А.М. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 91-Г03-3
Текст определения официально опубликован не был