Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2004 г. N КАС04-554
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Федина А.И.,
членов коллегии - Толчеева Н.К., Петроченкова А.Я.,
с участием прокурора Багателия В.И.
рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2004 года гражданское дело по заявлению Прусова В.М. о признании незаконным "Перечня воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими частями и воинскими подразделениями" (далее для краткости - Перечень воинских должностей), утвержденного Министром обороны Российской Федерации 13 февраля 2002 года, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения заявителя Прусова В.М. в обоснование доводов кассационной жалобы и представителей Министерства обороны Российской Федерации Мисиневой Т.Е., Хвостова В.Б., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Багателия В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прусов В.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, в котором просил оспариваемый документ признать незаконным, поскольку Министром обороны не включена в него замещаемая им должность командира флотского экипажа, в результате чего он лишен возможности получать установленную Указом Президента Российской Федерации надбавку за командование этой воинской частью.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2004 года в удовлетворении заявления Прусову В.М. отказано.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, заявитель просит его отменить и направить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции. При этом Прусов В.М. указывает, что обжалованный Перечень воинских должностей, в котором отсутствует занимаемая им должность, ограничивает его права, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2002 года N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями". Он, как командир части, имеющий в подчинении личный состав, полностью соответствует требованиям Указа Президента Российской Федерации и имеет право на надбавку.
При этом он уточнил, что подчиненные ему командиры рот и взводов получают установленную надбавку, а он, неся большую ответственность за работу с личным составом, ее не получает, что нарушает принцип справедливости при оплате труда военнослужащих.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В решении Верховный Суд РФ правильно сослался на п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которым определено, что кроме выплат, предусмотренных этим Законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим, которые устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Верно также в решении отмечено, что на основании этих положений Закона, Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509 "О дополнительных мерах по материальному стимулированию некоторых категорий военнослужащих" поручено Правительству Российской Федерации установить с 1 января 2002 года военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, замещающим воинские должности командиров воинских подразделений и воинских частей и имеющим в подчинении личный состав, ежемесячную надбавку за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями, а также определить порядок и размер этих выплат в зависимости от замещаемых ими воинских должностей и численности личного состава, находящегося у них в подчинении.
В связи с этим 4 января 2002 года Правительство Российской Федерации издало постановление N 4 "Об установлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями" с 1 января 2002 года в размере от 300 до 500 рублей. При этом Правительством Российской Федерации было поручено руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, определить перечень должностей, при замещении которых военнослужащим будет выплачиваться указанная надбавка и конкретные ее размеры.
Руководствуясь названными нормативными документами, Министр обороны Российской Федерации 24 января 2002 года издал приказ N 33 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", предложив своим заместителям, главнокомандующим видами, командующим родами войск ВС РФ, начальникам главных и центральных управлений МО РФ разработать и представить для утверждения согласованные с Генеральным штабом ВС РФ и главным финансово-экономическим управлением МО РФ предложения по перечням воинских должностей, при замещении которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должна выплачиваться ежемесячная надбавка, а 13 февраля 2002 года Министр обороны Российской Федерации утвердил представленный ему Перечень воинских должностей.
Обоснованно указано также в решении, что из пункта 422 Перечня воинских должностей усматривается, что замещаемая Прусовым В.М. должность "командира флотского экипажа" (войсковая часть ... с указанным в заявлении штатом не включена в этот Перечень и, таким образом, дополнительная выплата ему, как командиру этой части не установлена.
Анализ приведенных выше положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" позволил суду сделать правильный вывод о том, что должностные лица государства наделены правом устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты отдельным категориям военнослужащих, которые должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности объема и важности выполняемых ими задач. Причем в решении суд констатировал, что эти правовые положения закона были соблюдены как при издании Указа Президентом Российской Федерации, при принятии постановления Правительством Российской Федерации, так и Министром обороны Российской Федерации при утверждении Перечня воинских должностей, при замещении которых производится выплата ежемесячной надбавки.
Обоснованно приведено в решении и объяснение представителя ответчика в суде, из которого видно, что надбавки к денежному содержанию предусмотрены командирам воинских частей, а также частей их тылового обеспечения, которые непосредственно определяют боевую способность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исследование же в судебном заседании сообщения помощника командующего ... флотом по правовой работе - начальника юридической службы ... флота, а также приказа Главнокомандующего Военно-Морским флотом от 26 июля 2001 года N 297 "Об утверждении Положения о флотском экипаже", в котором содержится изложение функционального предназначения войсковой части ... командиром которой является Прусов В.М., показало, что в ней проходят военную службу 196 человек - постоянный состав, а остальные, более 1000 человек - переменный состав (курсанты за счет войск). Положением о флотском экипаже предусматривается, что основными задачами флотского экипажа в мирное время являются обеспечение работы приемно-технической комиссии (ПТК) флота, формирование и руководство приемно-отправочным пунктом ПТК флота и обеспечение его работы; прием, размещение, обеспечение всеми видами довольствия и отправка по предназначению молодого пополнения, прибывающего на укомплектование кораблей, воинских частей и учебных воинских частей; формирование и отправка воинских эшелонов с военнослужащими, уволенными в запас с кораблей и из воинских частей флота, а также отправка к месту жительства в составе воинских команд или одиночным порядком уволенных в запас военнослужащих; проведение общевойсковой подготовки с молодым пополнением, отобранным приемно-технической комиссией флота на укомплектование кораблей и воинских частей флота; проведение подготовки командиров отделений, подготовки и доподготовки младших специалистов для кораблей и воинских частей флота; выполнение функций сборного пункта задержанных военнослужащих, самовольно оставивших место службы.
Поэтому суд первой инстанции, исходя из характера выполняемых воинской частью задач, пришел к верному выводу о том, что руководство Вооруженных Сил Российской Федерации приняло правильное решение, включив в Перечень воинских должностей лишь должности командиров рот этой части и командиров взводов, которые непосредственно командуют личным составом. Такое решение основано на исследованных в суде нормативных документах.
Кроме того, в судебном заседании сам заявитель пояснил, что около 70 процентов служебного времени командным составом части отводится учебному процессу с молодым пополнением и другими категориями военнослужащих. Согласно же примечанию к Перечню воинских должностей выплата надбавок к денежному содержанию командирам учебных подразделений не предусмотрена.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что обжалованный заявителем Перечень воинских должностей не противоречит Указу Президента Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1509, постановлению Правительства Российской Федерации от 4 января 2002 года N 4 и не ущемляет его прав, о чем Прусов В.М. утверждает в жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя Прусова В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Федин А.И. |
Члены коллегии |
Толчеев Н.К. |
|
Петроченков А.Я. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 ноября 2004 г. N КАС04-554
Текст определения официально опубликован не был