Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. N ГКПИ02-451
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.
при секретаре Жуковой И.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Тюменского филиала Некоммерческого партнерства "Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих" в Уральском федеральном округе о признании недействительными (незаконными) подпунктов 12, 14, 24, 28 пункта 4 и подпунктов 4, 5, 11 пункта 5 "Положения о федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301, установил:
Тюменский филиал Некоммерческого партнерства "Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих" в Уральском федеральном округе (сокращенное название Тюменский филиал НП РГПАУ в УФО) обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными (незаконными) подпунктов 12, 14, 24, 28 пункта 4 и подпунктов 4, 5, 11 пункта 5 "Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301, ссылаясь на то, что положения оспариваемого нормативного правового акта противоречат действующему законодательству, изданы с превышением полномочий государственного органа и нарушают законные интересы заявителя и арбитражных управляющих.
Заявитель Тюменский филиал НП РГПАУ в УФО о дне слушания дела извещен, в суд своего представителя не направил.
Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Сатаева Б.Х. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила в суде, что обжалуемые положения нормативного правового акта Правительства РФ не противоречат действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Сатаевой Б.Х. исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301 утверждено "Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в статье 25 устанавливает, что проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
Представитель Правительства РФ Сатаева Б.Х. пояснила в суде, что в пункте 5 Положения определены направления деятельности Федеральной службы в соответствии с возложенными на нее задачами, а в пункте 4 Положения названы права ФСФО.
Так, в соответствии с подпунктами 12, 14, 24, 28 пункта 4 Положения Федеральная служба в соответствии с возложенными на нее задачами:
Представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций - должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
участвует в деле о банкротстве должника и осуществляет соответствующие процессуальные права при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве);
осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением организациями - должниками установленной законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;
анализирует финансовое состояние организаций - должников и оценивает их платежеспособность, определяет порядок ведения учета неплатежеспособных организаций и ведет их учет.
Подпунктами 4, 5, 11 пункта 5 Положения предусмотрено право Федеральной службы проводить в установленном порядке проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, обращаться в соответствующие контролирующие органы с запросом о проведении этих проверок и участвовать в их проведении, а также инициировать в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, проведение аудиторских проверок;
выдавать, аннулировать и отзывать в установленном порядке лицензии арбитражных управляющих, приостанавливать действие указанных лицензий, осуществлять контроль за деятельностью арбитражных управляющих;
обращаться в арбитражный суд с заявлениями в защиту государственных интересов при проведении процедур банкротства.
Положения подпунктов 12, 14 пункта 4 и подпункта 11 пункта 5 Положения взаимосвязаны и соответствуют действующему законодательству.
Из содержания п. 3 ст. 60 Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (ФСФО России) наделен правом самостоятельно обращаться в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротству).
Из объяснений представителя Правительства РФ Сатаевой Б.Х. следует, что ФСФО представляет интересы Российской Федерации при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих денежные обязательства по обязательным платежам. Налоговые органы также могут представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам.
Осуществление ФСФО России прав кредитора по бюджетным и иным средствам, выделенным из федерального бюджета на возвратной основе при решении вопросов о банкротстве организаций в арбитражных судах осуществляется на основании выдаваемой Минфином России доверенности. Что касается задолженности по внебюджетным фондам, то ФСФО России от имени соответствующих фондов также выступает на основании доверенности.
Обращение ФСФО России в арбитражный суд с заявлением в защиту государственных интересов, участие в деле о банкротстве и осуществление процессуальных полномочий ни в коей мере не нарушают прав заявителя и арбитражных управляющих.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в статье 12 предусматривает, что Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти.
Предусмотренное подпунктом 24 п. 4 Положения осуществление ФСФО России в установленном порядке контроля за соблюдением организациями - должниками установленной законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов не противоречит законодательству и доводы жалобы о том, что Правительство РФ наделило ФСФО полномочием с превышением своей компетенции являются несостоятельными.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", организация признается должником, если она не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом.
Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" (в редакции Указа Президента РФ от 9 августа 1999 г. N 1022) установлено, что Советы директоров акционерных обществ, не менее 25 процентов голосующих акций которых находится в государственной собственности, обязаны привлекать независимых оценщиков для определения рыночной стоимости имущества акционерного общества по требованию лиц, представляющих государство в Совете директоров, либо уполномоченного государственного органа. Государственным финансовым контрольным органом, привлекаемым в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", является Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Согласно подпункту 28 пункта 4 Положения, ФСФО России анализирует финансовое состояние организаций - должников и оценивает их платежеспособность, определяет порядок ведения учета неплатежеспособных организаций и ведет их учет.
Анализ финансового состояния организаций должников вытекает из содержания ст. 60 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представляет предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство Российской Федерации; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Так, Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в редакции Указа Президента РФ от 25 июля 2000 г. N 1358) Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации.
Таким образом, анализ ФСФО России финансового состояния организаций - должников, оценка их платежеспособности, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение их учета соответствует действующему законодательству.
ФСФО России в силу п. 2 ст. 25 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" призван способствовать созданию организационных экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства. С учетом этих требований право ФСФО России на проведение в установленном порядке проверок финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций, на обращение в соответствующие контролирующие органы с запросом о проведении этих проверок, об участии в их проведении, а также инициировании в случаях и в порядке, установленных законодательством, проведения аудиторских проверок не противоречит закону.
Согласно подпункту 5 пункта 5 Положения ФСФО России имеет право выдавать, аннулировать и отзывать в установленном порядке лицензии арбитражных управляющих, приостанавливать действие указанных лицензий, осуществлять контроль за деятельностью арбитражных управляющих.
Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Лицензирующий орган осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, предоставляет лицензии, приостанавливает действие лицензий, аннулирует их.
Таким образом, доводы жалобы о несоответствии подпункта 5 пункта 5 Положения действующему законодательству являются несостоятельными.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, жалоба Тюменского филиала НП РГПАУ в УФО не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191, 192, 197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Тюменского филиала Некоммерческого партнерства "Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих" в Уральском федеральном округе о признании недействительными (незаконными) подпунктов 12, 14, 24, 28 пункта 4 и подпунктов 4, 5, 11 пункта 5 "Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения в окончательной форме.
Председательствующий - |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. N ГКПИ02-451
Текст решения официально опубликован не был