Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 июня 2008 г. N КА-А40/4023-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2008 г.
ЗАО "СалаватТранс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, к Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным ее решения от 20.10.2006 N 1955 в части отказа Обществу в подтверждении применения налоговой ставки 0 процентов по операциям, связанным с транспортировкой и экспедированием экспортных грузов в размере 124 353 471 руб.; в возмещении НДС, ранее исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена в размере 16 579 590 руб., доначислении НДС в сумме 22 383 625 руб.
По настоящему делу к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Межрайонная инспекция ФНС России N 14 по Московской области и Инспекция ФНС России N 2 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2007 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным упомянутого решения Инспекции относительно отказа налогового органа в подтверждении применения налоговой ставки 0 процентов по операциям, связанным с транспортировкой и экспедированием экспортных грузов в размере 124 353 471 руб.; в возмещении НДС, ранее исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена в размере 15 429 627 руб. 93 коп., доначислении НДС в сумме 22 383 625 руб. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
Постановлением от 12.11.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Общества, в которой ставиться вопрос об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении требований Общества относительно применения налоговых вычетов по поставщику ООО "Маркет Трейд" и принятии решения об удовлетворении заявленных требований в указанной части. В кассационной жалобе Общество приводит доводы о неправильном применении судами положений ст.ст. 171 и 172 НК РФ и нарушений требований п. 2 ст. 75 АПК РФ со ссылкой на показания гр. Т. по делу N А40-24808/06-141-187, которые, как полагает заявитель, неправомерно исключены из доказательств, подлежащих оценке в рамках довода налогового органа о представлении документов по вычетам, подписанным неуполномоченным лицом.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы по соответствующим позициям, представитель Инспекции возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах и представленных в порядке ст. 81 АПК РФ письменных пояснениях.
Межрайонная инспекция ФНС России N 14 по Московской области и Инспекция N 2 по г. Москве извещены в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по кассационной жалобе, в суд своих представителей не направили.
Суд, с учетом мнения представителей сторон, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся представителей Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Московской области и Инспекции ФНС России N 2 по г. Москве, руководствуясь ст. 123, ч. 3 ст. 284, ст. 184, 185 АПК РФ, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Принимая решение по спору в части требований о признании недействительным решения Инспекции от 20.10.2006 N 1955 относительно примененных вычетов по поставщику ООО Маркет Трейд", суд первой инстанции исходил из отсутствия у гр. Т. надлежащих полномочий на подписание договора и выставленных названной организации счетов-фактур.Вывод суда обоснован ссылкой на выписку из ЕГРЮЛ от 01.09.2006 N В335445/2006, согласно которой учредителем и генеральным директором Общества является гр. А., протокол показаний А., оформленным должностным лицом Инспекции, письмо Инспекции ФНС России N 27 по г. Москве от 20.09.2006 N 21-15/05276@, полученным по результатам встречной проверки поставщика, об отсутствии сведений о его местонахождении. В связи с чем суд согласился с выводами налогового органа о неправомерно заявленных налоговых вычетов в указанной части. Суд сослался на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.12.2005 NN 10048/05, 10053/05, 9841/05 относительно выводов, связанных с оценкой доказательств при отсутствии реальности хозяйственной операции с поставщиками, неуплате ими налогов в бюджет, вовлечении в систему поставок юридических лиц, зарегистрированных по подложным или утерянным документам или несуществующим адресам, наличии схемы взаимодействия ее участников, указывающей на их недобросовестность.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция полагает, что судебными инстанциями не учтены в полной мере разъяснения, содержащиеся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", об обязанности арбитражного суда исследовать в судебном заседании представленные доказательства согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценивать их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В налоговой декларации в соответствии с правилами, установленными Главой 21 Налогового кодекса РФ, подлежат отражению реальные хозяйственные операции, соответствующие действительному экономическому смыслу.
Право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты суммы указанного налога и подтверждения условий, определенных Налоговым кодексом РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, производятся, в том числе на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), т.е. действительных счетов-фактур.
По смыслу названной нормы права документы, подтверждающие понесенные налогоплательщиком расходы и примененные налоговые вычеты, должны быть достоверными, составлять единый комплект, относящийся к определенной операции, и не содержать противоречий.
В силу ч. 2 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая решение по спору в указанной части, суды исходили из наличия в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности
Так, соглашаясь с доводами налогового органа относительно неправомерно заявленного вычета по поставщику ООО "Маркет Трейд", суд сослался на счета-фактуры, выписки из ЕГРЮЛ, согласно которым учредителем и руководителем организации является А., ее объяснения и пришел к выводу о несоблюдении требований ст. 169 НК РФ в связи с подписанием счетов-фактур, выставленных названным поставщиком, неуполномоченным лицом.
Общество при рассмотрении настоящего спора приводило доводы о том, что спорные счета-фактуры и заключенные договора, на основании которых произведена поставка, подписаны Т., который являлся на момент их подписания генеральным директором Общества.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылался на показания Т., опрошенного в качестве свидетеля по делу N А40-24808\06-141-187, и установленные судом в рамках рассмотренного дела обстоятельства, связанные с исполнением Т. обязанностей генерального директора ООО Маркет Трейд", что нашло отражение в заявлении Общества (т. 21 л.д. 57-58, т. 6 л.д. 38-39), который, как указывает Общество, не принят судом во внимание по настоящему делу, в то время как представленная копия опроса гр. А., выполненная работником Инспекции вне рамок камеральной проверки, положена в основу принятого судом решения в части вывода о подписании спорных счетов-фактур неуполномоченным лицом. Общество ссылалось на решение участника ООО "Маркет Трейд" от 01.12.2003 N 2 об освобождении от должности генерального директора Общества А. и назначении на должность генерального директора Т. Названный документ в рамках довода Общества судом не оценивался. Общество приводило также доводы о проявлении им осмотрительности при заключении договора с названным поставщиком и об отсутствии доказательств непоступления в бюджет НДС от поставщика и его контрагентов по спорной сделке, непредставления доказательств согласованности действий заявителя и названных лиц, направленных на незаконное возмещение из бюджета НДС.
Частью 1 ст. 168 АПК РФ установлено, что при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены.
В силу ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Требований вышеназванных норм права суд не выполнил и принял судебный акт без должной оценки доводов заявителя и представленных в обоснование его позиции документов, при этом, не указывая мотивов, по каким основаниям одни доказательства приняты судом в ущерб другим.
В суд ни А., ни Т. по вопросам наличия у последнего полномочий на подписание документов и указания в ЕГРЮЛ А. в качестве генерального директора для дачи свидетельских показаний не вызывались.
При таких обстоятельствах принятые по настоящему делу судебные акты в указанной части не отвечают требованиям законности и обоснованности и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, надлежащим образом оценить доводы каждой из сторон, принять меры к вызову и допросу в качестве свидетелей граждан А. и Т. по вопросам наличия у последнего полномочий на подписание документов и указания в ЕГРЮЛ А. в качестве генерального директора; исследовать в соответствии с требованиями ст. 162 АПК РФ имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства и дать им оценку в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 N 53, правильно применить нормы материального права и принять законное и обоснованное решение.
Передавая дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция исходит из положения статьи 71 АПК РФ, согласно которой оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу.
В остальной части суд кассационной инстанции полагает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, связанные с применением налоговой ставки 0 процентов и спорных налоговых вычетов по ОАО "РЖД" и ООО "Уральский лизинговый центр", полно, всесторонне и объективно исследованы представленные по этим позициям доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель представил в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2006 года, а также пакет документов в обоснование применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки Инспекция приняла решение от 20.10.2006 N 1955, которым Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 16 579 590 руб., не подтверждена обоснованность применения налоговой ставки 0%, по реализации в размере 124 353 471 руб., доначислен НДС в сумме 22 383 625 руб. по сроку 20.07.2006. В обоснование принятого решения Инспекция указала на неподтверждение Обществом обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов представленными документами.
Право на применение налоговой ставки 0 процентов обусловлено представлением в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты в части удовлетворенных требований Общества, документальным подтверждением права.
Факт представления в Инспекцию полного пакета документов, обосновывающих оказания Обществом экспортных услуг, поступление экспортной выручки на счет заявителя в российском банке, примененных налоговых вычетов в части удовлетворенных требований заявителя, подтвержден материалами дела.
Суды оценили представленные в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов документы, подтверждающие факт оказания вышеназванных услуг, поступление экспортной выручки, и оформленные в соответствиями с требованиями действующего законодательства, соблюдение Обществом установленного ст.ст. 171 и 172 НК РФ порядка применения налоговых вычетов по соответствующим позициям и пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в применении Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в указанной части.
Не свидетельствует о судебной ошибке по делу довод Инспекции об отсутствии на железнодорожных накладных отметок пограничных таможенных органов, поскольку суд установил наличие всех требуемых п.п. 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ отметок таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ. В данном случае на лицевых сторонах первых листов железнодорожных накладных имеются отметки Кингисеппской таможни, заверенные личной номерной печатью работника таможни.
В связи с представлением спорных документов, отвечающих требованиям вышеназванным нормам права, в налоговый орган и аналогичных в суд, довод Инспекции обоснованно признан судом не состоятельным.
Суд установил представление в налоговый орган и суд документов помимо Свифт-сообщений, которые подтверждают поступление экспортной выручки от иностранных покупателей в рамках договоров от 22.12.2005 N 051222/16/05, от 19.12.2005 N 051219/02/05, от 14.04.2006 N 060414/01/06 и от 18.01.2006 N 060118/02/06. В данном случае выводы суда основаны на исследовании и оценки названных договоров, выписок банка, инвойсов, актов выполненных работ, которые в совокупности и взаимосвязи содержат необходимую информацию и подтверждают спорный факт.
Кроме того, как правильно указал суд, Свифт-сообщение не относится к перечню обязательных документов, подлежащих представлению в порядке ст. 165 НК РФ.
Суд установил обстоятельства, связанные с представлением заявителем в налоговый орган документов, подтверждающих факт поступления выручки от реализации товара иностранному покупателю на счет налогоплательщика по контракту от 12.04.2004 (т. 1 л.д. 84-93).
Что касается налоговых вычетов, суд обоснованно указал на то, что ошибочное их отражение Обществом не в той строке налоговой декларации не привела к завышению либо занижению суммы налдога.
Не свидетельствует о судебной ошибке по делу довод о неправомерно примененных вычетах по счетам-фактурам, выставленным ОАО "РЖД" с указанием налоговой ставки 18% при оказании услуг по перевозке порожних цистерн. В данном случае судами правильно применены положения п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 25 ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" и сделаны обоснованные выводы о том, что перевозка порожних вагонов не может рассматриваться как иная подобная услуга, непосредственно связанная с перевозкой экспортируемых товаров, в понимании нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. В рамках рассматриваемого спора в стоимость этих услуг не входит возврат порожних вагонов, а, следовательно, возврат порожних вагонов не является договорной обязанностью сторон, то есть не является частью услуги по транспортировке экспортируемых товаров, в связи с чем, отсутствуют основания утверждать, что указанная услуга непосредственно связана с услугой по перевозке экспортируемых товаров. Соответственно, отношения сторон в связи с возвратом вагонов регулируются отдельной разновидностью договора перевозки груза (оформляемого накладной), который исполняется после завершения перевозки экспортируемого груза и выдачи груза грузополучателю.
Данный вывод не противоречит сложившейся арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.07.2007 N КА-А40/5974-07, от 09.04.2007 N КА-А40/2228-07 и других.
Проверен и обоснованно не принят судами довод Инспекции о получении Обществом в рамках заключенных с ОАО "Уральский лизинговый центр" (лизингодатель) договоров лизинга необоснованной налоговой выгоды в связи с отсутствием экономичсекой целесообразности договоров Общества с названным лицом, так как поставщиком в рамках лизинговых отношений является ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" (учредитель налогоплательщика) и стоимость при передаче вагонов через лизингодателя возросла более чем на 50 процентов, что привело к увеличению сумм размера налоговых вычетов.
Инспекция не представила, а в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие что налоговым органом проверялась стоимость приобретения ОАО "Уральский лизинговый центр" вагонов у ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" на предмет соответствия рыночным ценам в рамках ст. 40 НК РФ. Довод налогового органа о завышенном размере лизингового платежа документально не обоснован и носит предположительный характер.
При рассмотрении спора суд принял во внимание специфику деятельности Общества как экспедитора, организующего большие объемы перевозок, обоснованно указав на то, что в начале своей деятельности, к периоду которого относятся названные договоры, у Общества имелась экономическая целесообразность в приобретении вагонов через лизинг с рассрочкой платежа на длительный срок, поскольку единовременный платеж по приобретению такого количества вагонов по сделке купли-продажи потребовал бы от Общества привлечения значительной суммы денежных средств на заемной основе с необходимостью уплаты за ее пользование процентов.
В рамках заявленного довода Инспекция не представила расчет выгоды, которую Общество могло бы получить при использовании заемных (кредитных) средств по сравнению с выгодой, полученной в результате приобретения вагонов в лизинг.
Факт использования Обществом полученных в лизинг вагонов в целях осуществления реальной предпринимательской деятельности установлен судами, подтвержден материалами дела и Инспекцией не оспаривается.
Таким образом, вывод судов о том, что право заявителя на применение налоговой ставки 0% при реализации названных услуг основано на положениях п.п. 2 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ, обусловлено представлением налоговому органу отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0% и документов, перечень и требования к содержанию которых установлены ст. 165 Кодекса и выполнены налогоплательщиком, является правильным и не опровергнуты налоговым органом.
Доказательств того, что совокупность обстоятельств, которые налоговый орган установил при проведении проверки и на которые он ссылается в оспариваемом решении, в апелляционной и кассационной жалобах, связана с наличием у Общества умысла, направленного на незаконное применение налоговых вычетов в указанной части, Инспекция не представила.
В кассационной жалобе Инспекции не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы в части обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по ОАО "РЖД", ООО "Уральский лизинговый центр", как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы являться поводом для отмены принятых по делу судебных актов в указанной части.
Судами в этой части правильно применены нормы материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права в указанной части не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 17 августа 2007 года Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 12 ноября 2007 года N 09АП-14398/2007-АК Девятого арбитражного апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований ООО "СалаватТранс" о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 30 по г. Москве от 20.10.2006 г. N 1955 "Об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности" отменить.
Дело в указанной части передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инспекция не представила, а в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие что налоговым органом проверялась стоимость приобретения ОАО "Уральский лизинговый центр" вагонов у ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" на предмет соответствия рыночным ценам в рамках ст. 40 НК РФ. Довод налогового органа о завышенном размере лизингового платежа документально не обоснован и носит предположительный характер.
...
Факт использования Обществом полученных в лизинг вагонов в целях осуществления реальной предпринимательской деятельности установлен судами, подтвержден материалами дела и Инспекцией не оспаривается.
Таким образом, вывод судов о том, что право заявителя на применение налоговой ставки 0% при реализации названных услуг основано на положениях п.п. 2 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ, обусловлено представлением налоговому органу отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0% и документов, перечень и требования к содержанию которых установлены ст. 165 Кодекса и выполнены налогоплательщиком, является правильным и не опровергнуты налоговым органом."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2008 г. N КА-А40/4023-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-10022/08
22.12.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10022/08
17.11.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 10022/08
03.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/9349-08-П
12.09.2008 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/9349-08-П
03.09.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 10022/08
04.06.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/4023-08
28.04.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2863/2007
17.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/2910-08-П
14.03.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/1180-08