Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июня 2008 г. N КГ-А40/5141-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы 09.06.2007 г. должник ФГУП "Россортсемовощ" признан несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден К.
Судом первой инстанции рассмотрено заявление Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) о включении в реестр требований кредиторов должника долга в размере 179867517,75 руб.
Данное требование мотивировано тем, что задолженность ФГУП "Россортсемовощ" по контрактам 1994-2000 г.г. составляет 75873893 руб. на основании Государственных контрактов от 27.01.2000 г. N 1фф-2000, от 30.05.2000 г. N 94-99/5, акта приемки-передачи дебиторской задолженности по федеральному фонду семян от Россельхоза к Минсельхозу России по состоянию на 01.01.2006 г. по государственным контрактам 1994-2000 г.г. Задолженность по контрактам, заключенным в 2001-2002 году, составила 103993624,75 руб., согласно акту сверки взаимных расчетов на 31.12.2005 г. между ФГУП "Россортсемовощ" и Федеральным агентством по сельскому хозяйству по государственным контрактам от 16.11.2001 г. N 2208, от 26.06.2002 г. N 683, от 02.12.2002 г. N 1840/26, платежным поручениям NN 2615, 2301, 2617, 2398, 2618, 2373, 800 и выписки по счету Минсельхоза о перечислении указанной суммы, вышеуказанным Государственным контрактам и дополнительным соглашениям к ним.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2008 г. по делу N А40-11466/06-38-38Б отказано Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) в удовлетворении о включении в реестр кредиторов ФГУП "Россортсемовощ" требования в размере 179 876 517,75 руб.
Отказывая в удовлетворении данного требования суд первой инстанции, исходил из того, что поскольку Государственные контракты NN 2208,1840/26,683, согласно Дополнительным соглашениям к ним, прекратили свое действие с 01.01.2005 г., Минсельхоз России вправе требовать возврата закупленных в ФФС 310,136 тонн семян, а не их стоимость в сумме 103 993 624,75 руб., в связи с чем обязательства ФГУП "Россортсемовощ" перед Минсельхозом России по указанным контрактам не являются денежными и не подлежат удовлетворению в рамках дела о банкротстве.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 г. N 09АП-1749/2008-ГК определение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2008 г. по делу N А40-11466/06-38-38Б оставлено без изменения с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Минсельхоз России не согласилось с определением Арбитражного суда от 22.01.2008 г. и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 г., полагая, что судами неправильно применены нормы материального права - ст. 431 ГК РФ; при сопоставлении п. 5.9 с другими условиями государственных контрактов, в частности с п. 5.10 государственных контрактов, следует, что в конечном итоге должник должен был вернуть не семена, а денежные средства от их реализации, то есть обязательства должника перед Минсельхозом России носят денежных характер. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что семена, закупленные в федеральный фонд семян по государственным контрактам, не были переданы государственным заказчиком другим поставщикам. Следовательно, по мнению Минсельхоза РФ, эти семена должны были быть реализованы должником, что также подтверждает денежную природу обязательств должника перед Минсельхозом России; выводы судов, содержащиеся в определении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить указанные судебные акты и включить требование кредитора Минсельхоза России в размере 179 867 517,75 руб. в реестр требований кредиторов ФГУП "Россортсемовощ".
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минсельхоза России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ФГУП "Россортсемовощ" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст.ст. 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что определение Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2008 г. по делу N А40-11466/06-38-38Б и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 г. подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судами первой и апелляционной инстанций в период 2001-2002 гг. между Минсельхозом России (государственный заказчик) и ФГУП "Россортсемовощ" (поставщик) заключены Государственные контракты от 16.11.2001 г. N 2208, дополнительное соглашение к нему от 17.11.2002 г. N 1931/17; от 02.12.2002 г. N 1840/26, дополнительное соглашение к нему от 24.12.2003 г. N 1597/17; от 26.06.2002 г. N 683, дополнительное соглашение к нему от 20.06.2003 г. N 756- А/17.
Согласно условиям заключенных контрактов поставщик обязался осуществлять поставку семян в федеральный фонд семян сельскохозяйственных растений, их ответственное хранение, страхование, обслуживание и отпуск из ФФС по разнарядкам Государственного заказчика. Общий объем подлежащих закупке, хранению и отпуску семян по вышеназванным контрактам составил 310,136 тонн, общей стоимостью 103993624,75 руб.
В соответствии с п. 3.1. названных контрактов, государственный заказчик обязался выплатить поставщику денежные средства из федерального бюджета после представления поставщиком и утверждения государственным заказчиком отчета о закупленных семенах по утвержденным им формам, а также документов (акта оказания услуг по хранению, обслуживанию и отпуску семян сельскохозяйственных растений и счетов-фактур), подтверждающих факт закупки, размещение на ответственное хранение, страхование, обслуживание семян.
Судами обеих инстанций, исходя из условий Государственных контрактов, обоснованно установлено, что Минсельхоз России мог произвести выплату денежных средств из федерального бюджета только после закупки семян в ФФС со стороны ФГУП "Россортсемовощ", то есть выполнения обязательств по контрактам. Данный вывод следует также из представленных платежных поручений, в которых в графе назначения платежа имеются ссылки на акты и счета-фактуры.
ФГУП "Россортсемовощ", согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2005 г., оформленным с Федеральным агентством, выполнил свои обязательства по закупке семян в ФФС в соответствии с государственными контрактами NN 2208,683 и 1840/26; факт наличия семян в федеральном фонде в объеме 310,136 тонн стоимостью 103993624,75 руб. отражен в акте.
В соответствии с п. 5.9. контрактов NN 2208, 1840/26 и 683 в случае расторжения (прекращения) государственного контракта с поставщиком, оставшиеся на хранении семена передаются в установленном государственным заказчиком порядке по актам приема-передачи на хранение другим поставщикам, с которыми государственным заказчиком заключаются дополнительные договоры, регулирующие условия приема-передачи на хранение указанных семян.
Возврат полученных денежных средств на поставленные в ФФС семена контрактами не предусмотрен.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что поскольку государственные контракты NN 2208, 1840/26 и 683 согласно дополнительным соглашениям, прекратили свое действие с 01.01.05 г., Минсельхоз России вправе требовать возврата закупленных в ФФС 310,136 тонн семян, а не их стоимость равной 103993624,75 руб., в связи с чем обязательства ФГУП "Россортсемовощ" перед Минсельхозом России по вышеназванным контрактам не являются денежными, и не подлежат удовлетворению в рамках дела о банкротстве; а также о том, что представленные государственные контракты N 1фф-2000 и 94-99/5 от 2000 года не подтверждают денежный характер обязательств ФГУП "Россортсемовощ" перед Минсельхозом России.
Судами дана правильная правовая квалификация обстоятельствам дела и сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для включения требований Минсельхоз России в размере 179 876 517,75 руб.в реестр кредиторов ФГУП "Россортсемовощ"; полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу норм ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ не допустимо в кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2008 г. по делу N А40-11466/06-38-38Б и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2008 г. по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2008 г. N КГ-А40/5141-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании