Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июня 2008 г. N КА-А40/5081-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2008 г.
ООО "РН-Бурение" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решений Межрегиональной ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.08.07 N 52/1655 и обязании налоговый орган возместить из федерального бюджета НДС в сумме 21 100 786 руб. путем зачета.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.07, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.08, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на ст.ст. 171 и 172 НК РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности статей 171 и 172 НК РФ, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
От Общества поступил отзыв на кассационную жалобу с доказательство его направления ответчику. Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить к материалам дела отзыв ООО "РН-Бурение" на кассационную жалобу налогового органа.
Представитель Инспекции, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явился.
Выслушав мнение представителя Общества, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие налогового органа, суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.
Представитель Общества в судебном заседании с доводами кассационной жалобы не согласился, считая, что судом правильно установлено право налогоплательщика на возмещение НДС в заявленной сумме.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Общества, изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Инспекции от 06.08.2007 г. N 52/1655, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки, заявителю отказано в возмещении НДС в сумме 21.100.786 руб.
Считая указанное решение Инспекции незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что правомерность принятия к вычету заявленной суммы НДС налогоплательщиком подтверждена и оснований для отказа в возмещении НДС не имеется.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе его рассмотрения.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ предусмотренные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Судом установлено, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС в заявленном размере основано на положениях статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации и подтверждается представленными документами.
Судами обеих инстанций были исследованы документы, в частности, договоры, счета-фактуры, письма, товарные накладные, платежные поручения, регистры бухгалтерского учета, приходные ордера и т.д., представленные в налоговый орган для подтверждения правомерности налоговых вычетов, заявленных в уточненной налоговой декларации по НДС за июль 2006 года, и установлено, что налоговые вычеты в спорном размере заявлены налогоплательщиком правомерно.
Претензий к представленным документам налоговый орган не предъявляет, факт принятие на учет товара (работ, услуг) по спорным счетам-фактурам не оспаривает.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщиком не соблюден порядок предъявления к вычету НДС, поскольку вычет должен производиться в том налоговом периоде, в котором были получены счета-фактуры, был предметом проверки судов обеих инстанций и отклонен ими по следующим основаниям.
Судами со ссылкой на журнал регистрации полученных счетов-фактур установлено, что спорные счета-фактуры были получены именно в том налоговом периоде (июль 2006 года), в котором она были впоследствии зарегистрированы в книге покупок, о чем были вынесены соответствующие изменения в книгу покупок и налоговую декларацию.
Воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 81 НК РФ, заявитель внес соответствующие изменения в налоговую декларацию по НДС за июль 2006 года, касающиеся суммы налоговых вычетов по счетам-фактурам, отраженным в дополнительном листе книги покупок.
Ссылка Инспекции на письмо Минфина России от 24.07.06 N 03-03-04/2/180 правомерно отклонена судами, поскольку данное письмо не носит нормативный характер и не является обязательным для неопределенного круга налогоплательщиков.
Поскольку представленные налогоплательщиком первичные документы подтверждают, что все хозяйственные операции по включенным в книгу покупок за июль 2006 года счетам-фактурам относятся к июлю 2006 года, суды пришли к выводу о том, что налогоплательщиком соблюдены требования налогового законодательства и порядок предъявления к вычету НДС.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13.12.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 26.02.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-55875/07-76-306 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2008 г. N КА-А40/5081-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании