Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 июля 2008 г. N КГ-А40/5873-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2008 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по Москве) о признании незаконным отказа N 14/016/2006-252 от 11 мая 2007 г. в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 2-я Леснорядская ул., д. 12, кадастровый номер 77:01:03033:083 и об обязании УФРС по Москве зарегистрировать право собственности заявителя на указанный земельный участок.
Решением от 22 января 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-50241/07-21-373 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 1 апреля 2008 года N 09АП-2715/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда решение от 22 января 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-50241/07-21-373 оставлено без изменения.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции мотивированы следующим. Оспариваемый отказ регистрирующего органа соответствует положениям Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку спорный земельный участок относится к землям общего пользования, которые в силу положений п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации.
По делу N А40-50241/07-21-373 Арбитражного суда г. Москвы поступила кассационная жалоба от заявителя - ОАО "РЖД", в которой он просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель - ОАО "РЖД" указывает, что оспариваемый отказ является незаконным, поскольку представленные для регистрации документы подтверждают наличие у заявителя прав на спорный земельный участок, на нем находится недвижимое имущество, внесенное в уставный капитал ОАО "РЖД". Кроме того, заявленный к регистрации участок относится к землям железнодорожного транспорта - объекту права собственности Российской Федерации, а часть земельного участка не относится к землям общего пользования, приватизация которых запрещена.
Отзывов на кассационную жалобу от ответчика - УФРС по Москве, третьего лица - Департамента земельных ресурсов г. Москвы не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ответчика - УФРС по Москве, третьего лица - Департамента земельных ресурсов г. Москвы, в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на соблюдение при их принятии норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела усматривается следующее.
В соответствии с Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных этим законом.
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" был создан единый хозяйствующий субъект ОАО "РЖД", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации.
Вместе с тем сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", был утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России, МПС России от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р.
В соответствии со сводным передаточным актом на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" и приложением к нему в уставный капитал ОАО "РЖД" внесено здание, расположенное по адресу: г. Москва, 2-я Леснорядская ул., д. 12, стр. 3, площадью 1538,4 кв. м., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 26 марта 2004 г. N 77-01/55-401/2004-2 (л.д. 79 т. 1).
В уставный капитал ОАО "РЖД" внесен земельный участок, на котором расположено указанное здание, что указано в выписке из приложения N 1 части 2 к Передаточному акту на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации (л.д. 22 т. 1).
9 ноября 2006 г. ОАО "РЖД" обратилось в УФРС по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 2-я Леснорядская ул., д. 12, стр. 3, площадью 1538,4 кв. м. (вх. N 77-77-14/016/2006-252 от 9 ноября 2006 г.).
Письмом N 14/016/2006-252 от 11 мая 2007 г. регистрирующий орган на основании абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на названный земельный участок (л.д. 11 т. 1).
Отказывая в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на упомянутый земельный участок УФРС по Москве сослался на непредставление заявителем документов, подтверждающих наличие у ФГУП "Московская железная дорога" прав на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок. Кроме того, регистрирующий орган указал на расположение части земельного участка размером 32,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:03033:083 на землях общего пользования, что следует из п. 3 формы В.3 представленного для регистрации кадастрового плана земельного участка от 17 октября 2005 г. N Л1/05-0283 (л.д. 23-28 т. 1). При этом УФРС по Москве также обратило внимание ОАО "РЖД" на то, что Земельным кодексом Российской Федерации установлен запрет приватизации земель общего пользования.
В соответствии с нормами ст.ст. 9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие или возникновение этих прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый план данного земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п. 1 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Согласно ст.ст. 13-14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" к одному из основных документов государственного земельного кадастра относится Единый государственный реестр земель, содержащий основные сведения о земельном участке, в том числе категория земель и разрешенное использование земельных участков.
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (п. 3 ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка, изготавливаемого для предоставления сведений государственного земельного кадастра в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" от 2 декабря 2000 года N 918, установлены Правилами оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 г.
Кадастровый план земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так в разделе В.3 отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.
При обращении за государственной регистрацией прав на земельный участок расположенный по адресу: г. Москва, 2-я Леснорядская ул., д. 12, стр. 3, с кадастровым номером 77:01:03033:083, ОАО "РЖД" был представлен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 17 октября 2005 г. N Л1/05-0238.
Согласно разделу В.3 указанного кадастрового плана, часть земельного участка площадью 32,4 кв.м. с учетным кадастровым номером 001 расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети). При этом имеется ссылка на постановление Правительства г. Москвы от 13 июля 2004 г. N 490-ПП, ст. 21 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав г. Москвы", ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым земли общего пользования не подлежат приватизации и отчуждению (л.д. 25 т. 1).
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" Правительство Москвы постановило выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами г. Москвы. К ним отнесены, в том числе земельные участки, не подлежащие отчуждению из собственности г. Москвы (земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения, объекты оздоровительного назначения, земельные участки, под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации).
В целях дальнейшего повышения эффективности использования земель г. Москвы указанным правовым актом Правительство Москвы постановило утвердить Перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности г. Москвы.
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу этого, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку обоснованно установили, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При этом суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание положения Земельного кодекса Российской Федерации, правомерно отклонили доводы заявителя о том, что кадастровый план не устанавливает предписаний по ограничению права собственности, расценив указание в разделе В.3 кадастрового плана о нахождении части спорного земельного участка на землях общего пользования как препятствующее совершению регистрационных действий.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонен довод о том, что ни Постановление Правительства г. Москвы от 13 июля 2004 г. N 490-ПП, ни кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:01:03033:083 от 17 октября 2005 года N Л1/05-0238 не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
При этом, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что постановление Правительства г. Москвы от 13 июля 2004 г. N 490-ПП о запрете приватизации не могло распространять свое действие на спорный земельный участок, так как было издано после внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", также не могут быть приняты, поскольку запрет на приватизацию земельных участков общего пользования предусмотрен также иными упомянутыми нормативными актами.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, не усматривается, доводы заявителя кассационной жалобы - ОАО "РЖД" направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 274-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 22 января 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 1 апреля 2008 г. N 09АП-2715/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-50241/07-21-373 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 июля 2008 г. N КГ-А40/5873-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании