Утверждаю |
Кадровая политика
[наименование организации]
1. Общие положения
1.1. Кадровая политика организации - генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом.
1.2. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
1.3. Этапы выработки кадровой политики:
- проведение анализа ситуации и подготовка прогнозов развития предприятия. Определение стратегических целей организации;
- разработка общих принципов кадровой политики, определение ключевых моментов и приоритетов;
- официальное утверждение кадровой политики организации;
- этап пропагандирования. Создание и поддержка системы продвижения кадровой информации. Информирование коллектива о разработанной кадровой политике и сбор мнений;
- оценка финансовых ресурсов на осуществление выбранного типа стратегии - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
- разработка плана оперативных мероприятий: планирование потребности в трудовых ресурсах, прогноз численности кадров, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещение. Определение значимости мероприятий;
- реализация кадровых мероприятий: обеспечение программы развития, отбор и найм персонала, профориентация и адаптация сотрудников, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
- оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики, выполняемых мероприятий и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.
2. Формирование кадровой политики
2.1. Формирование кадровой политики начинается с выявления потенциальных возможностей в сфере управления людьми и с определения тех направлений работы с персоналом, которые должны быть усилены для успешной реализации организационной стратегии.
2.2. На формирование и развитие кадровой политики влияют внешние и внутренние факторы.
2.2.1. Факторы внешней среды - те, которые организация как субъект управления не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К ним относятся:
- ситуация на рынке труда (демографические факторы, политика в области образования, взаимодействие с профсоюзами);
- тенденции экономического развития;
- научно-технический прогресс (характер и содержание труда, который оказывает влияние на потребности в тех или иных специалистах, возможности переподготовки персонала);
- нормативно-правовая среда (трудовое законодательство, законодательство в области охраны труда, занятости, социальные гарантии и т. д.).
2.2.2. Факторы внутренней среды - это факторы, которые поддаются управляющему воздействию со стороны организации. К ним относятся:
- цели организации, на основе которых формируется кадровая политика;
- стиль управления и руководства;
- финансовые ресурсы (от этого зависит возможность организации финансировать мероприятия по управлению персоналом);
- кадровый потенциал организации (связан с оценкой возможностей работников организации, с правильным распределением обязанностей между ними, что является источником эффективной и стабильной работы).
3. Направления кадровой политики
3.1. Управление персоналом организации:
- Принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей.
- Характеристика: Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации.
3.2. Подбор и расстановка персонала:
- Принципы соответствия, профессиональной компетенции, практических достижений, индивидуальности.
- Характеристика: соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека; уровень знаний, соответствующий требованиям должности; требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчиненных); облик, интеллектуальные черты, характер, намерения; стиль руководства.
3.3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности:
- Принципы конкурсности, ротации, индивидуальной подготовки, проверки делом, соответствия должности, регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей.
- Характеристика: отбор кандидатов на конкурсной основе; планомерная смена должностей по вертикали и горизонтали; подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе; эффективная стажировка на руководящих должностях; степень соответствии кандидата на должность в настоящий момент; оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей и т. п.
3.4. Оценка и аттестация персонала:
- Принципы отбора показателей оценки; оценки квалификации; оценки выполнения заданий.
- Характеристика: система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок; пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности; оценка результатов деятельности.
3.5. Развитие персонала:
- Принципы повышения квалификации, самовыражения, саморазвития.
- Характеристика: необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала; самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения; способность и возможность саморазвития.
3.6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда:
- Принципы соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы; равномерного сочетания стимулов и санкций; принцип мотивации.
- Характеристика: Эффективная система оплаты труда. Конкретность описания задач, обязанностей и показателей. Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда.
4. Инструменты кадровой политики
4.1. Инструментами реализации кадровой политики являются:
- кадровое планирование;
- текущая кадровая работа;
- руководство персоналом;
- мероприятия по его развитию, повышению квалификации;
- мероприятия по решению социальных проблем;
- вознаграждение и мотивация.
4.2. В результате применения этих инструментов изменяется поведение сотрудников, повышается эффективность их работы, улучшается структура коллектива.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма кадровой политики
Подготовлено экспертами компании "Гарант"