[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] |
Должностная инструкция
врача-педиатра участкового
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. N 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Врач-педиатр участковый относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. Врач-педиатр участковый назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. Требования к квалификации: высшее образование (специалитет по специальности "Педиатрия" завершившим обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 2017 года) или высшее образование (специалитет по специальностям "Педиатрия" или "Лечебное дело" и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Педиатрия") или высшее образование (специалитет по специальностям "Педиатрия" или "Лечебное дело") и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка по специальности "Педиатрия" при наличии подготовки в ординатуре по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"), без предъявления требований к опыту практической работы.
1.4. Особые условия допуска к работе:
- сертификат специалиста по специальности "Педиатрия" и/или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Педиатрия";
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
1.5. Другие характеристики:
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий - дополнительное профессиональное образование:
- программы повышения квалификации;
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- стажировка;
- тренинги в симуляционных центрах;
- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях;
- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары).
Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами.
Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
1.6. Врач-педиатр участковый должен знать:
- методику сбора и оценки данных о состоянии здоровья ближайших родственников и лиц, осуществляющих уход за ребенком (наследственные и хронические заболевания);
- особенности диагностики и клинического течения заболеваний у детей раннего возраста;
- методику получения и оценки информации о возрасте родителей в момент рождения ребенка, вредных привычках, работа с вредными и (или) опасными условиями труда, жилищных условиях и неблагоприятных социально-гигиенических факторах;
- методику сбора и оценки анамнеза жизни ребенка - от какой беременности и какой по счету ребенок, исходы предыдущих беременностей, течение настоящей беременности и родов, состояние ребенка в динамике, начиная с момента рождения, продолжительность естественного, смешанного и искусственного вскармливания, определения массы тела и роста, индекса массы тела ребенка различного возраста, оценки физического и психомоторного развития детей по возрастно-половым группам;
- методику получения и оценки информации о перенесенных болезнях и хирургических вмешательствах (какие и в каком возрасте);
- методику получения и оценки информации о профилактических прививках (перечень и в каком возрасте) и поствакцинальных осложнениях (перечень и в каком возрасте), о результатах Манту и диаскин-теста;
- методику сбора и оценки анамнеза болезни (жалобы, сроки начала заболевания, сроки первого и повторного обращения, проведенная терапия);
- методику оценки состояния и самочувствия ребенка, осмотра и оценки кожных покровов, выраженности подкожно-жировой клетчатки, ногтей, волос, видимых слизистых, лимфатических узлов, органов и систем организма ребенка с учетом анатомо-физиологических и возрастно-половых особенностей детей, определения и оценки массы тела и роста, индекса массы тела детей различных возрастно-половых групп, определения и оценки показателей физического развития и психомоторного развития детей различных возрастных групп;
- анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей;
- показатели гомеостаза и водно-электролитного обмена детей по возрастно-половым группам;
- особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма детей по возрастно-половым группам в норме и при патологических процессах;
- этиологию и патогенез болезней и состояний у детей, клиническую симптоматику болезней и состояний с учетом возраста ребенка и исходного состояния здоровья;
- клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей на лабораторное и инструментальное обследование, с учетом действующих клинических рекомендаций (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей к врачам-специалистам с учетом обследования и действующих клинических рекомендаций (протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям;
- клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания неотложной помощи детям;
- клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания паллиативной медицинской помощи детям;
- международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем;
- правила получения добровольного информированного согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение лечения;
- современные методы медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- механизм действия лекарственных препаратов, медицинские показания и противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением;
- современные методы немедикаментозной терапии основных болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- механизм действия немедикаментозной терапии, медицинские показания и противопоказания к ее назначению, осложнения, вызванные ее применением;
- принципы назначения лечебного питания с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни и состояния в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;
- методы проведения санитарно-просветительной работы с детьми, их родителями (законным представителям) и лицами, осуществляющими уход за ребенком, по вопросам использования медикаментозной и немедикаментозной терапии;
- принципы и правила проведения мероприятий при оказании медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний с явными признаками угрозы жизни пациента в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи (проведение мероприятий для восстановления дыхания и сердечной деятельности);
- принципы и правила проведения мероприятий при оказании медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;
- принципы и правила оказания паллиативной медицинской помощи детям в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;
- нарушения в состоянии здоровья детей, приводящие к ограничению их жизнедеятельности;
- показания для направления детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в службу ранней помощи;
- показания для направления детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь детям;
- показания к направлению детей с нарушениями в состоянии здоровья, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
- методы контроля выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, составленной врачом по медико-социальной экспертизе;
- мероприятия по реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий в соответствии с возрастом ребенка, диагнозом и клиническими проявлениями заболевания, с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- медицинские показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- методы оценки эффективности и безопасности реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;
- методы оценки эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;
- основные принципы профилактического наблюдения за детьми с учетом возраста ребенка, состояния здоровья в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- правила грудного вскармливания и его польза для сохранения здоровья матери и ребенка, состав грудного молока;
- виды и состав смесей - заменителей грудного молока, показания и правила применения в зависимости от возраста и состояния ребенка;
- сроки и порядок введения прикорма в зависимости от возраста и состояния ребенка;
- основные принципы рационального сбалансированного питания детей различных возрастных групп;
- перечень врачей-специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров, лабораторных и инструментальных обследований, профилактических прививок при проведении профилактических медицинских осмотров в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья;
- показания к направлению на лабораторное обследование с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- показания к направлению на инструментальное обследование с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- принципы применения специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей, национальный календарь профилактических прививок с учетом возраста ребенка и состояния его здоровья;
- медицинские показания и противопоказания к применению вакцин, возможные реакции и осложнения при применении вакцин;
- критерии распределения детей на группы здоровья с учетом диагноза, результатов функционального обследования, кратности перенесенных заболеваний в течение года, нервно-психического и физического развития;
- критерии распределения детей на группы здоровья для занятия физической культурой в образовательных организациях с учетом диагноза и перенесенного заболевания;
- лечебно-оздоровительные мероприятия среди детей с учетом группы здоровья, возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- принципы диспансерного наблюдения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями, детей-инвалидов с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;
- правила проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения очага инфекции;
- формы и методы санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей), лиц, осуществляющих уход за ребенком, по формированию элементов здорового образа жизни с учетом возраста ребенка и группы здоровья;
- правила получения согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на обработку персональных данных;
- правила получения добровольного информированного согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение обследования, лечение и иммунопрофилактику;
- законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских работников и медицинских организаций;
- медико-статистические показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, характеризующие состояние здоровья прикрепленного контингента, порядок их вычисления и оценки;
- правила оформления в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям амбулаторно, медицинской документации, в том числе в электронном виде;
- правила оформления и выдачи документов при направлении детей на госпитализацию, на санаторно-курортное лечение, на медико-социальную экспертизу, на посещение образовательных организаций, при временной утрате трудоспособности;
- методы контроля выполнения должностных обязанностей медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке;
- методы организации медицинской помощи детям в медицинских организациях;
- правила работы в информационных системах и информационно-коммуникативной сети "Интернет".
2. Должностные обязанности
На врача-педиатра участкового возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Получение данных о родителях, ближайших родственниках и лицах, осуществляющих уход за ребенком.
2.2. Сбор анамнеза жизни ребенка.
2.3. Получение информации о перенесенных болезнях и хирургических вмешательствах (какие и в каком возрасте).
2.4. Получение информации о профилактических прививках.
2.5. Сбор анамнеза заболевания.
2.6. Оценивание состояния и самочувствия ребенка.
2.7. Направление детей на лабораторное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи; при необходимости информирование родителей детей (их законных представителей) и детей старше 15 лет о подготовке к лабораторному и инструментальному обследованию.
2.8. Направление детей на инструментальное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
2.9. Направление детей на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
2.10. Направление детей на госпитализацию в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.
2.11. Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям.
2.12. Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания неотложной помощи детям.
2.13. Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания паллиативной медицинской помощи детям.
2.14. Проведение дифференциального диагноза с другими болезнями и постановка диагноза в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.
2.15. Разработка плана лечения болезней и состояний ребенка.
2.16. Назначение медикаментозной терапии ребенку.
2.17. Назначение немедикаментозной терапии ребенку.
2.18. Назначение диетотерапии ребенку.
2.19. Формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, приверженности лечению.
2.20. Выполнение рекомендаций по назначению медикаментозной и немедикаментозной терапии, назначенной ребенку врачами-специалистами.
2.21. Оказание медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний с явными признаков угрозы жизни пациента (проведение мероприятий для восстановления дыхания и сердечной деятельности).
2.22. Оказание медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
2.23. Оценка эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей.
2.24. Определение нарушений в состоянии здоровья детей, приводящих к ограничению их жизнедеятельности.
2.25. Направление детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в службу ранней помощи.
2.26. Направление детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь детям.
2.27. Направление детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, для прохождения медико-социальной экспертизы.
2.28. Контроль выполнения индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов, составленной врачом по медико-социальной экспертизе.
2.29. Контроль выполнения медицинских мероприятий по реабилитации длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями.
2.30. Выбор врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями.
2.31. Назначение санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями.
2.32. Проведение оценки эффективности и безопасности реализации реабилитации длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов.
2.33. Проведение оценки эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями.
2.34. Организация и проведение профилактических медицинских осмотров детей.
2.35. Организация и контроль проведения иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.
2.36. Формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию.
2.37. Проведение санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком.
2.38. Установление группы здоровья ребенка.
2.39. Установление медицинской группы здоровья ребенка для занятия физической культурой в образовательных организациях.
2.40. Проведение диспансерного наблюдения длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья и детей-инвалидов.
2.41. Назначение лечебно-оздоровительных мероприятий детям.
2.42. Организация проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения очага инфекции.
2.43. Формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, элементов здорового образа жизни.
2.44. Оценка эффективности профилактической работы с детьми различных возрастно-половых групп.
2.45. Получение согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на обработку персональных данных.
2.46. Получение информированного добровольного согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение обследования, лечение и иммунопрофилактику.
2.47. Составление плана и отчета о работе врача-педиатра участкового.
2.48. Проведение анализа показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для характеристики здоровья прикрепленного контингента.
2.49. Предоставление статистических показателей, характеризующих деятельность врача-педиатра участкового, по требованию руководства медицинской организации.
2.50. Ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде.
2.51. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и оформление документации, оформление документации при направлении ребенка на медико-социальную экспертизу.
2.52. Контроль выполнения должностных обязанностей медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке.
2.53. Обеспечение в пределах своей компетенции внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
2.54. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Врач-педиатр участковый имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию и документы от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.4. Контролировать в рамках своей компетенции работу среднего и младшего медицинского персонала, отдавать им распоряжения и требовать их четкого исполнения.
3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.
3.6. Представлять на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.7. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.
3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Врач-педиатр участковый несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Примерная форма должностной инструкции врача-педиатра участкового
Подготовлено экспертами компании "Гарант"