Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Примерная форма должностной инструкции врача-педиатра участкового (ноябрь 2024)

 

[организационно-правовая форма,
наименование юридического лица
]

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.
руководителя или иного должностного
лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию
]

[число, месяц, год]
М. П.

 

Должностная инструкция
врача-педиатра участкового

 

[наименование юридического лица]

ГАРАНТ:

См. Справку по теме: "Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления" и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. N 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

 

1. Общие положения

 

1.1. Врач-педиатр участковый относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. Врач-педиатр участковый назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. Требования к квалификации: высшее образование (специалитет по специальности "Педиатрия" завершившим обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с 2017 года) или высшее образование (специалитет по специальностям "Педиатрия" или "Лечебное дело" и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Педиатрия") или высшее образование (специалитет по специальностям "Педиатрия" или "Лечебное дело") и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка по специальности "Педиатрия" при наличии подготовки в ординатуре по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"), без предъявления требований к опыту практической работы.

1.4. Особые условия допуска к работе:

- сертификат специалиста по специальности "Педиатрия" и/или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Педиатрия";

- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

1.5. Другие характеристики:

С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий - дополнительное профессиональное образование:

- программы повышения квалификации;

- формирование профессиональных навыков через наставничество;

- стажировка;

- тренинги в симуляционных центрах;

- участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях;

- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары).

Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами.

Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

1.6. Врач-педиатр участковый должен знать:

- методику сбора и оценки данных о состоянии здоровья ближайших родственников и лиц, осуществляющих уход за ребенком (наследственные и хронические заболевания);

- особенности диагностики и клинического течения заболеваний у детей раннего возраста;

- методику получения и оценки информации о возрасте родителей в момент рождения ребенка, вредных привычках, работа с вредными и (или) опасными условиями труда, жилищных условиях и неблагоприятных социально-гигиенических факторах;

- методику сбора и оценки анамнеза жизни ребенка - от какой беременности и какой по счету ребенок, исходы предыдущих беременностей, течение настоящей беременности и родов, состояние ребенка в динамике, начиная с момента рождения, продолжительность естественного, смешанного и искусственного вскармливания, определения массы тела и роста, индекса массы тела ребенка различного возраста, оценки физического и психомоторного развития детей по возрастно-половым группам;

- методику получения и оценки информации о перенесенных болезнях и хирургических вмешательствах (какие и в каком возрасте);

- методику получения и оценки информации о профилактических прививках (перечень и в каком возрасте) и поствакцинальных осложнениях (перечень и в каком возрасте), о результатах Манту и диаскин-теста;

- методику сбора и оценки анамнеза болезни (жалобы, сроки начала заболевания, сроки первого и повторного обращения, проведенная терапия);

- методику оценки состояния и самочувствия ребенка, осмотра и оценки кожных покровов, выраженности подкожно-жировой клетчатки, ногтей, волос, видимых слизистых, лимфатических узлов, органов и систем организма ребенка с учетом анатомо-физиологических и возрастно-половых особенностей детей, определения и оценки массы тела и роста, индекса массы тела детей различных возрастно-половых групп, определения и оценки показателей физического развития и психомоторного развития детей различных возрастных групп;

- анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей;

- показатели гомеостаза и водно-электролитного обмена детей по возрастно-половым группам;

- особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма детей по возрастно-половым группам в норме и при патологических процессах;

- этиологию и патогенез болезней и состояний у детей, клиническую симптоматику болезней и состояний с учетом возраста ребенка и исходного состояния здоровья;

- клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей на лабораторное и инструментальное обследование, с учетом действующих клинических рекомендаций (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- клиническую картину болезней и состояний, требующих направления детей к врачам-специалистам с учетом обследования и действующих клинических рекомендаций (протоколов лечения), порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям;

- клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания неотложной помощи детям;

- клиническую картину болезней и состояний, требующих оказания паллиативной медицинской помощи детям;

- международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем;

- правила получения добровольного информированного согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение лечения;

- современные методы медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- механизм действия лекарственных препаратов, медицинские показания и противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением;

- современные методы немедикаментозной терапии основных болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- механизм действия немедикаментозной терапии, медицинские показания и противопоказания к ее назначению, осложнения, вызванные ее применением;

- принципы назначения лечебного питания с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни и состояния в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;

- методы проведения санитарно-просветительной работы с детьми, их родителями (законным представителям) и лицами, осуществляющими уход за ребенком, по вопросам использования медикаментозной и немедикаментозной терапии;

- принципы и правила проведения мероприятий при оказании медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний с явными признаками угрозы жизни пациента в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи (проведение мероприятий для восстановления дыхания и сердечной деятельности);

- принципы и правила проведения мероприятий при оказании медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;

- принципы и правила оказания паллиативной медицинской помощи детям в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;

- нарушения в состоянии здоровья детей, приводящие к ограничению их жизнедеятельности;

- показания для направления детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в службу ранней помощи;

- показания для направления детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь детям;

- показания к направлению детей с нарушениями в состоянии здоровья, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;

- методы контроля выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, составленной врачом по медико-социальной экспертизе;

- мероприятия по реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- перечень врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий в соответствии с возрастом ребенка, диагнозом и клиническими проявлениями заболевания, с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- медицинские показания и противопоказания к назначению санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- методы оценки эффективности и безопасности реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза, в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов оказания медицинской помощи;

- методы оценки эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями с учетом возраста ребенка, диагноза и в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождения диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказания медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;

- основные принципы профилактического наблюдения за детьми с учетом возраста ребенка, состояния здоровья в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- правила грудного вскармливания и его польза для сохранения здоровья матери и ребенка, состав грудного молока;

- виды и состав смесей - заменителей грудного молока, показания и правила применения в зависимости от возраста и состояния ребенка;

- сроки и порядок введения прикорма в зависимости от возраста и состояния ребенка;

- основные принципы рационального сбалансированного питания детей различных возрастных групп;

- перечень врачей-специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров, лабораторных и инструментальных обследований, профилактических прививок при проведении профилактических медицинских осмотров в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья;

- показания к направлению на лабораторное обследование с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- показания к направлению на инструментальное обследование с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- принципы применения специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей, национальный календарь профилактических прививок с учетом возраста ребенка и состояния его здоровья;

- медицинские показания и противопоказания к применению вакцин, возможные реакции и осложнения при применении вакцин;

- критерии распределения детей на группы здоровья с учетом диагноза, результатов функционального обследования, кратности перенесенных заболеваний в течение года, нервно-психического и физического развития;

- критерии распределения детей на группы здоровья для занятия физической культурой в образовательных организациях с учетом диагноза и перенесенного заболевания;

- лечебно-оздоровительные мероприятия среди детей с учетом группы здоровья, возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- принципы диспансерного наблюдения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями, детей-инвалидов с учетом возраста ребенка, диагноза в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи;

- правила проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения очага инфекции;

- формы и методы санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей), лиц, осуществляющих уход за ребенком, по формированию элементов здорового образа жизни с учетом возраста ребенка и группы здоровья;

- правила получения согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на обработку персональных данных;

- правила получения добровольного информированного согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение обследования, лечение и иммунопрофилактику;

- законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских работников и медицинских организаций;

- медико-статистические показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, характеризующие состояние здоровья прикрепленного контингента, порядок их вычисления и оценки;

- правила оформления в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям амбулаторно, медицинской документации, в том числе в электронном виде;

- правила оформления и выдачи документов при направлении детей на госпитализацию, на санаторно-курортное лечение, на медико-социальную экспертизу, на посещение образовательных организаций, при временной утрате трудоспособности;

- методы контроля выполнения должностных обязанностей медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке;

- методы организации медицинской помощи детям в медицинских организациях;

- правила работы в информационных системах и информационно-коммуникативной сети "Интернет".

 

2. Должностные обязанности

 

На врача-педиатра участкового возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Получение данных о родителях, ближайших родственниках и лицах, осуществляющих уход за ребенком.

2.2. Сбор анамнеза жизни ребенка.

2.3. Получение информации о перенесенных болезнях и хирургических вмешательствах (какие и в каком возрасте).

2.4. Получение информации о профилактических прививках.

2.5. Сбор анамнеза заболевания.

2.6. Оценивание состояния и самочувствия ребенка.

2.7. Направление детей на лабораторное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи; при необходимости информирование родителей детей (их законных представителей) и детей старше 15 лет о подготовке к лабораторному и инструментальному обследованию.

2.8. Направление детей на инструментальное обследование в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.

2.9. Направление детей на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.

2.10. Направление детей на госпитализацию в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи.

2.11. Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания экстренной помощи детям.

2.12. Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания неотложной помощи детям.

2.13. Оценка клинической картины болезней и состояний, требующих оказания паллиативной медицинской помощи детям.

2.14. Проведение дифференциального диагноза с другими болезнями и постановка диагноза в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

2.15. Разработка плана лечения болезней и состояний ребенка.

2.16. Назначение медикаментозной терапии ребенку.

2.17. Назначение немедикаментозной терапии ребенку.

2.18. Назначение диетотерапии ребенку.

2.19. Формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, приверженности лечению.

2.20. Выполнение рекомендаций по назначению медикаментозной и немедикаментозной терапии, назначенной ребенку врачами-специалистами.

2.21. Оказание медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний с явными признаков угрозы жизни пациента (проведение мероприятий для восстановления дыхания и сердечной деятельности).

2.22. Оказание медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

2.23. Оценка эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей.

2.24. Определение нарушений в состоянии здоровья детей, приводящих к ограничению их жизнедеятельности.

2.25. Направление детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в службу ранней помощи.

2.26. Направление детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, в медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь детям.

2.27. Направление детей с нарушениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, для прохождения медико-социальной экспертизы.

2.28. Контроль выполнения индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов, составленной врачом по медико-социальной экспертизе.

2.29. Контроль выполнения медицинских мероприятий по реабилитации длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями.

2.30. Выбор врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями.

2.31. Назначение санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями.

2.32. Проведение оценки эффективности и безопасности реализации реабилитации длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов.

2.33. Проведение оценки эффективности и безопасности реализации санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями.

2.34. Организация и проведение профилактических медицинских осмотров детей.

2.35. Организация и контроль проведения иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.

2.36. Формирование приверженности матерей к грудному вскармливанию.

2.37. Проведение санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком.

2.38. Установление группы здоровья ребенка.

2.39. Установление медицинской группы здоровья ребенка для занятия физической культурой в образовательных организациях.

2.40. Проведение диспансерного наблюдения длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья и детей-инвалидов.

2.41. Назначение лечебно-оздоровительных мероприятий детям.

2.42. Организация проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в случае возникновения очага инфекции.

2.43. Формирование у детей, их родителей (законных представителей) и лиц, осуществляющих уход за ребенком, элементов здорового образа жизни.

2.44. Оценка эффективности профилактической работы с детьми различных возрастно-половых групп.

2.45. Получение согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на обработку персональных данных.

2.46. Получение информированного добровольного согласия родителей (законных представителей) и детей старше 15 лет на проведение обследования, лечение и иммунопрофилактику.

2.47. Составление плана и отчета о работе врача-педиатра участкового.

2.48. Проведение анализа показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для характеристики здоровья прикрепленного контингента.

2.49. Предоставление статистических показателей, характеризующих деятельность врача-педиатра участкового, по требованию руководства медицинской организации.

2.50. Ведение медицинской документации, в том числе в электронном виде.

2.51. Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и оформление документации, оформление документации при направлении ребенка на медико-социальную экспертизу.

2.52. Контроль выполнения должностных обязанностей медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке.

2.53. Обеспечение в пределах своей компетенции внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

2.54. [Другие должностные обязанности].

 

3. Права

 

Врач-педиатр участковый имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию и документы от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Контролировать в рамках своей компетенции работу среднего и младшего медицинского персонала, отдавать им распоряжения и требовать их четкого исполнения.

3.5. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.6. Представлять на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.7. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.8. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

 

4. Ответственность

 

Врач-педиатр участковый несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

 

Руководитель кадровой службы

 

[инициалы, фамилия, подпись]

 

[число, месяц, год]

 

Согласовано:

 

[должность, инициалы, фамилия, подпись]

 

[число, месяц, год]

 

С инструкцией ознакомлен:

 

[инициалы, фамилия, подпись]

 

[число, месяц, год]

 

 

Примерная форма должностной инструкции врача-педиатра участкового

 

Подготовлено экспертами компании "Гарант"