|
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя/индивидуального предпринимателя]
N [значение] от [число, месяц, год] М. П. |
Правила внутреннего контроля
(для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг)
1. Общие положения
1.1. Правила внутреннего контроля разработаны в целях повышения эффективности работы [наименование организации/Ф. И. О. индивидуального предпринимателя] (далее также - организация), оказывающей бухгалтерские услуги, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
1.2. Настоящие Правила внутреннего контроля разработаны с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Правовую основу составляют:
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 667);
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 804);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 492);
- Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2021 г. N 569 "Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Приказ N 203);
- Требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. N 100;
- иные федеральные законы и нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
1.3. Правила внутреннего контроля являются документом, который:
- регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в [наименование организации];
- устанавливает обязанности и порядок действий руководителя [наименование организации/Ф. И. О. индивидуального предпринимателя] и работников [организации, индивидуального предпринимателя] в целях осуществления внутреннего контроля;
- определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
1.4. Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля (далее - программа организации системы внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа идентификации);
в) программа изучения клиента;
г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее соответственно - риск, программа оценки и управления рисками);
д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее - программа выявления операций);
е) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - программа замораживания (блокирования);
ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
з) программа проверки системы внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - программа хранения информации).
2. Программа организации внутреннего контроля
2.1. Внутренний контроль - это деятельность организации по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
2.2. Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организацией мер, включающих разработку Правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
2.3. Осуществление внутреннего контроля - это реализация организацией Правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
2.4. Основная задача внутреннего контроля: недопущение вовлечения [наименование организации/Ф. И. О. индивидуального предпринимателя] в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
- организация и осуществление внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 115-ФЗ;
- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
2.5. Для наиболее полной реализации указанных мер [наименование организации/Ф. И. О. индивидуального предпринимателя] обеспечивает соблюдение всеми сотрудниками [наименование организации/Ф. И. О. индивидуального предпринимателя] настоящих Правил с учетом следующих требований:
- участие в процессе организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма всех работников независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции;
- сохранение конфиденциальности информации, получаемой в процессе реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма;
- исключение участия работников организации в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- недопущение информирования клиентов, иных лиц о мерах, принимаемых организацией в результате осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 115-ФЗ;
- сохранение конфиденциальности сведений о внутренних документах организации, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма;
- обеспечение полноты и своевременности представления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ.
- применение эффективных процедур оценки рисков, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
2.6. Приказом [руководителя организации/индивидуального предпринимателя] назначается специальное должностное лицо, ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля.
Специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, является сотрудник на основании трудового договора, соответствующий квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Примечание. Адвокаты, нотариусы, индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, индивидуальные аудиторы вправе назначить себя специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в случае соответствия квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
2.7. На период отсутствия специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка) его обязанности возлагаются на [указать лицо]. Замещающий сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
2.8. К специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования: прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2.9. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на ответственное лицо возлагаются следующие функции и обязанности:
- организация разработки и представление на утверждение [руководителю организации/индивидуальному предпринимателю] Правил внутреннего контроля;
- организация реализации Правил внутреннего контроля;
- подготовка методических материалов (при необходимости), консультирование сотрудников организации по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля;
- проведение обучения сотрудников организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- организация и осуществление представления в Росфинмониторинг сведений в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- представление [руководителю организации/индивидуальному предпринимателю] в сроки, установленные руководителем организации, но не реже одного раза в полугодие, письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- принятие решения по переданным ему сотрудниками организации сообщениям об операциях, о целесообразности их представления [руководителю организации/индивидуальному предпринимателю];
- организация работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом и программой настоящих правил внутреннего контроля в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
- участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- подготовка новой редакции Правил внутреннего контроля в случае внесения изменений в действующее законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций;
- обеспечение соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации;
- иные функции в соответствии с документами организации о внутреннем контроле.
2.10. Для выполнения указанных функций ответственному лицу предоставляется право:
- получать от руководителей и сотрудников подразделений организации необходимую информацию и документы, в том числе организационно-распорядительные документы организации, бухгалтерские и денежно-расчетные документы в установленном в организации порядке.
- снимать копии с полученных документов, в том числе получать и хранить копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных информационных сетях и автономных компьютерных системах организации в установленном в организации порядке.
- получать объяснения от сотрудников, касающиеся реализации правил.
- осуществлять иные права в соответствии с документами организации о внутреннем контроле.
2.11. В [наименование организации/Ф. И. О. индивидуального предпринимателя] может быть создано структурное подразделение, на которое возлагаются функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Решение о создании такого подразделения принимается [организацией/индивидуальным предпринимателем] самостоятельно. При этом учитываются такие факторы, как особенности структуры организации, оказывающей бухгалтерские услуги, ее штатная численность, клиентская база, степень (уровень) риска совершения клиентами сделок или финансовых операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма.
Полномочия и обязанности названного структурного подразделения утверждаются [руководителем организации, индивидуальным предпринимателем] в программе, определяющей организационные основы внутреннего контроля, в составе Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
2.12. В организации осуществляется постоянный мониторинг законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В случае внесения в Федеральный закон N 115-ФЗ либо иные нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения изменений, организация в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу указанных изменений либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносит в Правила внутреннего контроля соответствующие изменения.
3. Программа идентификации
3.1. [Наименование организации/Ф. И. О. индивидуального предпринимателя] оказывающая(ий) бухгалтерские услуги обязан:
- до приема на обслуживание идентифицировать как клиентов (физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, иностранные структуры без образования юридического лица), которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания), так и клиентов, которых предполагается принять на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
При идентификации клиентов устанавливаются сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к Требованиям, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. N 100;
- до приема на обслуживание идентифицировать лицо, являющееся представителем клиента, - в случае его обращения в качестве представителя клиента, и проверить полномочия такого лица.
При обращении [в организацию или к индивидуальному предпринимателю] в качестве представителя юридического лица лица, не являющегося единоличным исполнительным органом, [организация/индивидуальный предприниматель] идентифицирует также единоличный исполнительный орган данного юридического лица.
При идентификации представителей клиента устанавливаются сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к Требованиям, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. N 100.
- до приема на обслуживание идентифицировать выгодоприобретателей и установить в отношении них сведения, указанные в приложении N 1 и приложении N 2 к Требованиям, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. N 100.
3.2. В случае если [организация/индивидуальный предприниматель] не располагает информацией о наличии выгодоприобретателей до приема на обслуживание клиента, то необходимо принять меры по идентификации выгодоприобретателей до проведения операции (сделки).
3.3. [Организация/индивидуальный предприниматель] обязан(а) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев. При идентификации бенефициарных владельцев подлежат установлению сведения, указанные в приложении N 1 к Требованиям, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. N 100.
3.4. [Организация/индивидуальный предприниматель] обязан(а) проверить в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца наличие или отсутствие сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, полученных в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7.4 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
3.5. [Организация/индивидуальный предприниматель] обязан(а) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в подпунктах 1 и 5 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ. Указанные меры применяются с учетом пунктов 2-4 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ.
3.6. [Организация/индивидуальный предприниматель] обязан(а) принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
3.7. [Организация/индивидуальный предприниматель] обязан(а) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди своих клиентов:
- юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
- физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ;
- физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ.
3.8. В целях принятия на обслуживание клиентов [организация/индивидуальный предприниматель] обязан(а) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры:
- по выявлению принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее - российские публичные должностные лица);
- по выявлению находящихся на обслуживании супругов, близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных), иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц.
3.9. При проведении идентификации клиента [организация/индивидуальный предприниматель] оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включенной в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и разработанной организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствии с требованиями к правилам внутреннего контроля.
3.10. [Организация/индивидуальный предприниматель] обязан(а) обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
3.11. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, может не проводиться при одновременном наличии следующих условий:
- организация и индивидуальный предприниматель предприняли обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений, в результате которых обновление сведений не было завершено;
- со дня принятия мер по обновлению сведений не проводились операции клиентом или в отношении клиента.
3.12. При обращении клиента [в организацию/к индивидуальному предпринимателю] для проведения операции обновление сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения.
3.13. Для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них [в организацию/индивидуальному предпринимателю, оказывающему бухгалтерские услуги,] клиентом (представителем клиента) представляются подлинники документов или надлежащим образом заверенные копии документов.
3.14. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца либо обновлению информации о них имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
3.15. Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов либо документов, удостоверяющих личность физического лица (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация), могут представляться без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно).
3.16. [Организация/индивидуальный предприниматель] в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них вправе использовать представленные клиентом сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
3.17. Сведения, полученные [организацией/индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги,] в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии с перечнем сведений, приведенных в приложении N 3 к Требованиям, утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. N 100.
3.18. Анкета может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде.
3.19. Полученные [организацией/индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги,] при проведении идентификации копии документов приобщаются к анкете.
3.20. Документы, составляемые и получаемые [организацией/индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги,] при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента.
3.21. При обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.
3.22. Досье клиента подлежит хранению в течение 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
4. Программа изучения клиента
4.1. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, организация обязана получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
4.2. Под определением деловой репутации клиента понимается его оценка, основывающаяся на общедоступной информации.
4.3. Сведения (информация), получаемые [организацией/индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги,] в результате изучения клиента, фиксируются в Анкете клиента и приобщаются в досье клиента.
5. Программа оценки и управления рисками
5.1. В рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок [организация/индивидуальный предприниматель] оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.
5.2. Оценка рисков осуществляется как до приема на обслуживание клиента, так и в ходе обслуживания клиента.
5.3. Оценка рисков клиента осуществляется по одной или по совокупности следующих категорий рисков:
- риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями;
- риски, связанные с клиентами;
- риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом.
5.4. При оценке рисков проводится классификация клиентов по следующим степеням (уровням) риска:
- высокий риск;
- средний риск;
- низкий риск.
5.5. При оценке рисков учитываются:
- результаты национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- рекомендации федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - Федеральная служба по финансовому мониторингу);
- типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные в том числе на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и в иных доступных источниках;
- признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
5.6. Решение о присвоении клиенту степени (уровня) риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых клиентом либо в интересах клиента, и носит субъективно-оценочный характер.
5.7. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] осуществляет постоянный мониторинг присвоенной клиенту степени (уровня) риска в отношении клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, посредством оценки факторов, на основании которых была присвоена степень (уровень) риска.
5.8. Решение о пересмотре присвоенной клиенту степени (уровня) риска осуществляется при выявлении факторов, на основании которых оценивается степень (уровень) риска.
5.9. Управление рисками реализуется посредством осуществления действий по снижению степени (уровня) риска клиента в рамках мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включающих в том числе:
- запрос дополнительных сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в рамках идентификации клиента;
- запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции (сделки);
- запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества;
- уведомление Федеральной службы по финансовому мониторингу о сделке или финансовой операции клиента в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
- иные меры.
5.10. [Описать порядок документального фиксирования результатов оценки и управления рисками].
6. Программа выявления операций
6.1. В целях выявления операций (сделок), подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, проводится анализ разовых операций (сделок) клиента, совершаемых с участием лица, оказывающего бухгалтерские услуги, а также осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
6.2. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] обеспечивает повышенное внимание к операциям (сделкам) клиентов, отнесенных к группе высокого риска.
6.3. В целях выявления операций (сделок), подпадающих под признаки, указывающие на необычный характер операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, применяются признаки, указывающие на необычный характер операции (сделки), утвержденные Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Примечание. Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе включить в программу выявления операций дополнительные признаки, разработанные ими самостоятельно.
6.4. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] документально фиксирует выявление операции (сделки), имеющей признаки операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, путем составления внутреннего сообщения.
6.5. Внутреннее сообщение включает в себя следующие сведения:
- содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения;
- сведения о клиенте, проводящем операцию (сделку) (основные идентификационные данные, выводы по результатам изучения клиента, выводы по результатам оценки риска);
- сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение, и его подпись;
- дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке);
- запись (отметка) о решении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, принятом в отношении выявленной операции (сделки), содержащая мотивированное обоснование;
- запись (отметка) о решении адвоката, нотариуса, руководителя организации, оказывающей юридические или бухгалтерские услуги, индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, руководителя аудиторской организации, индивидуального аудитора или уполномоченного ими лица, принятом в отношении операции (сделки), содержащая мотивированное обоснование;
- запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых в отношении клиента в связи с выявлением операции (сделки), имеющей признаки операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
6.6. Внутреннее сообщение может составляться:
- [сотрудником организации, оказывающей бухгалтерские услуги, выявившим признаки операции (сделки)/индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические бухгалтерские услуги, у которого отсутствуют сотрудники/сотрудником индивидуального предпринимателя, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, выявившим признаки операции (сделки)];
- специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.
6.7. Лицо, составившее внутреннее сообщение, передает его специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, когда внутреннее сообщение составлено:
- индивидуальным предпринимателем, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, у которого отсутствуют сотрудники;
- непосредственно специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.
6.8. Лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, при получении внутреннего сообщения о выявлении признаков необычной операции (сделки) клиента не позднее [указать срок] проводит анализ иных операций (сделок) клиента, а также имеющейся в распоряжении [организации/индивидуального предпринимателя] информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе (при наличии последних), бенефициарном владельце в целях подтверждения обоснованности подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
Лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не позднее [указать срок] передает внутреннее сообщение [руководителю организации, оказывающей бухгалтерские услуги/индивидуальному предпринимателю, оказывающему бухгалтерские услуги].
6.9. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] изучает основания и цели совершения разовых операций (сделок) клиента, совершаемых с участием лица, оказывающего бухгалтерские услуги, а также осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
6.10. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] принимает следующие дополнительные меры по изучению разовых операций (сделок) клиента, совершаемых с участием лица, оказывающего бухгалтерские услуги, а также осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений:
- получение от клиента необходимых объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл операции (сделки);
- обеспечение повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента.
6.11. [Руководитель организации/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,]/[уполномоченное лицо организации/индивидуального предпринимателя] по итогам изучения операции (сделки) принимает:
а) решение о необходимости принятия дополнительных мер по изучению операции (сделки), которая имеет признаки операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
б) решение о представлении сведений о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
6.12. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] представляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, при наличии у них любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6.13. Информация, указанная в п. 6.12 настоящих Правил, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции.
6.14. Информация, указанная в п. 6.12 настоящих Правил, представляется в электронной форме (электронное сообщение) путем использования личного кабинета.
7. Программа замораживания (блокирования)
7.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
7.2. Обязанностью [организации/индивидуального предпринимателя, оказывающего бухгалтерские услуги,] является проведение проверки наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 7 и абзацем вторым пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ до приема клиента на обслуживание и в ходе обслуживания клиента.
7.3. Для целей проведения проверки [организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] использует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
7.4. При принятии клиента на обслуживание необходимо проверить данные потенциального клиента, полученные в результате его идентификации, на совпадение с данными физических лиц и организаций, указанных в Перечне.
Помимо информации о потенциальном клиенте кредитной организации рекомендуется также проверять по Перечню лиц, связанных с клиентом, а именно:
- представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца;
- лиц, в интересах которых клиент осуществляет операции с денежными средствами и иным имуществом (при наличии сведений о них у организации/индивидуального предпринимателя);
- учредителей клиента (при наличии сведений о них у организации/индивидуального предпринимателя).
7.5. В случае выявления совпадения идентификационных данных клиента или связанного с ним лица с данными лиц, указанных в Перечне, необходимо уделять повышенное внимание операциям клиента.
7.6. При получении новой редакции Перечня, необходимо провести проверку по нему всех клиентов и связанных с ними лиц.
7.7. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] приостанавливает операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляет информацию о них в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
7.8. При неполучении в течение указанного срока постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от N 115-ФЗ организация осуществляет операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.
7.9. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
7.10. Приостановление операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
7.11. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] обязан(а) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа от проведения операций по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7.12. В случае принятия [организацией/индивидуальным предпринимателем, оказывающей(им) бухгалтерские услуги,] решения об отказе от проведения операции, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, [организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] обязан(а) представить клиенту, которому отказано в проведении операции, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, публичными правилами, и в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения операции.
7.13. При устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона от N 115-ФЗ основания, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе от проведения операции, либо в случае отмены судом ранее принятого решения об отказе от проведения операции, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган, [организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] обязан(а) представить в уполномоченный орган сведения о таком устранении либо такой отмене в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо получения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, вступившего в законную силу соответствующего решения суда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7.14. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] прекращает действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента при наличии у организации/индивидуального предпринимателя информации об исключении сведений о таком клиенте из Перечня организаций и физических лиц либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.
8. Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
8.1. Целью программы подготовки и обучения кадров организации является получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
8.2. Программа подготовки и обучения кадров организации предусматривает:
- изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
- изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
8.3. [Руководитель организации/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
В перечень включаются следующие сотрудники:
- руководитель организации;
- руководитель филиала организации;
- заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);
- главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
- руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);
- сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;
- иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.
8.4. Формы, периодичность и сроки обучения.
Обучение проводится в следующих формах:
- вводный инструктаж;
- целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
- повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - повышение уровня знаний).
Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в п. 8.3 настоящих Правил, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в п. 8.3 настоящих Правил.
Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:
- при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
- при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в п. 8.3 настоящих Правил, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
Вводный и дополнительный инструктаж проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанной организацией с учетом Приказа N 203.
Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти:
- руководитель организации (филиала);
- главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;
- руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации.
8.5. Прохождение соответствующим должностным лицом организации целевого инструктажа подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей целевой инструктаж.
8.6. Повышение уровня знаний осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях.
8.7. Повышение уровня знаний не реже одного раза в три года проходят специальное должностное лицо организации (филиала), а также сотрудники организаций, обозначенные в п. 8.3 настоящих Правил.
8.8. Прохождение соответствующим должностным лицом организации повышения уровня знаний подтверждается документом, выдаваемым организацией, проводящей такое обучение, либо документом, подтверждающим участие соответствующего должностного лица в обучающем мероприятии.
8.9. Учет прохождения сотрудниками обучения.
[Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения.
Порядок учета прохождения сотрудниками [организации/индивидуального предпринимателя, оказывающего бухгалтерские услуги,] обучения устанавливается руководителем организации.
Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, по форме, установленной [организацией/индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги].
Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.
9. Программа проверки системы внутреннего контроля
9.1. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] должен(а) обеспечить регулярную проверку системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
9.2. Цель такой проверки - контроль соблюдения [организацией/индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги,] и их сотрудниками законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных внутренних организационно-распорядительных документов, принятых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
9.3. Внутренние проверки проводятся на регулярной основе, но не реже 1 раза в год:
а) самостоятельно индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги, в случае отсутствия у них сотрудников, находящихся с индивидуальным предпринимателем, оказывающим бухгалтерские услуги, в трудовых отношениях;
б) специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля лица, оказывающего бухгалтерские услуги;
в) сотрудниками лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, в случаях, установленных в Правилах внутреннего контроля, и при условии, что такие сотрудники находятся с лицом, оказывающим бухгалтерские услуги, в трудовых отношениях.
9.4. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя, оказывающего бухгалтерские услуги, сотрудников, находящихся с ними в трудовых отношениях, документальное фиксирование результатов проверок внутреннего контроля осуществляется им самостоятельно с указанием (при наличии) сведений о выявленных нарушениях и их устранении.
9.5. При проведении проверок внутреннего контроля лицом, оказывающим бухгалтерские услуги, должна использоваться, среди прочего, информация об оценке рисков неисполнения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, доводимая Федеральной службой по финансовому мониторингу.
9.6. По результатам проверки руководителю организации, оказывающей бухгалтерские услуги,/индивидуальному предпринимателю, оказывающему бухгалтерские услуги, представляется письменный отчет.
В отчете раскрываются сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, правил внутреннего контроля и иных внутренних организационно-распорядительных документов, а также сведения об устранении выявленных нарушений (при наличии нарушений)
9.7. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] обязан(а) принимать меры, направленные на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
10. Программа хранения информации
10.1. [Организация/индивидуальный предприниматель, оказывающий бухгалтерские услуги,] обеспечивает хранение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
- документов, содержащих сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, полученных на основании Федерального закона, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правил внутреннего контроля;
- документов, касающихся сделок и финансовых операций, сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких сделках и финансовых операциях;
- документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ и Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1188;
- иных документов, полученных в результате применения Правил внутреннего контроля.
11. Заключительные положения
11.1. Правила внутреннего контроля обеспечивают конфиденциальность информации, полученной в результате их применения, а также осуществление мер, принимаемых лицом, оказывающим бухгалтерские услуги, при реализации таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма правил внутреннего контроля (для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг)
Подготовлено экспертами компании "Гарант"