Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 июня 2008 г. N КГ-А40/5219-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 г.
Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" (далее - ОАО "Курские электрические сети") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) от 15.11.07 N 07-2752/пз-и об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети", а также обязании ФСФР России осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети" в количестве 2.500.935 штук номинальной стоимостью 100 рублей.
В обоснование заявленных требований ОАО "Курские электрические сети" ссылается на отсутствие у ФСФР России предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н) оснований для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, поскольку, по мнению эмитента, представленные для государственной регистрации дополнительного выпуска акций документы соответствовали требованиям Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе пункту 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н).
При таких обстоятельствах ОАО "Курские электрические сети" полагает оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг несоответствующим закону, а также создающим незаконные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.08 заявленные требования удовлетворены: приказ ФСФР России от 15.11.07 N 07-2752/пз-и об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети" признан незаконным как несоответствующий требованиям статьи 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н), а также нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, суд обязал ФСФР России осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети" в соответствии с представленными для государственной регистрации выпуска ценных бумаг документами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности требований регистрирующего органа относительно необходимости представления заявителем для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг документов, предусмотренных пунктом 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н), в том числе копии решения органа местного самоуправления об уменьшении доли принадлежащих муниципальному образованию голосующих акций открытого акционерного общества, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом судом первой инстанции сделан вывод о том, что, поскольку ОАО "Курские электрические сети" не является обществом, созданным в процессе приватизации, на него не распространяется требование пункта 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которому при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
Делая вывод о том, что ОАО "Курские электрические сети" не является обществом, созданным в процессе приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" способов приватизации государственного и муниципального имущества только один предусматривает создание юридического лица в процессе приватизации -преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (подпункт 1 пункта 1 статьи 13).
Установив, что в данном случае приватизация муниципального имущества осуществлена путем его внесения в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, то есть иным способом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ОАО "Курские электрические сети" не должны распространяться ограничения, предусмотренные статьей 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.08 принятое по делу решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд апелляционной инстанции, установив, что представленные для государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети" документы не соответствовали требованиям Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе пункту 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н), пришел к выводу о принятии оспариваемого приказа ФСФР России в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что увеличение уставного капитала ОАО "Курские электрические сети", являющегося обществом, созданным в процессе приватизации (путем внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества), 70% голосующих акций которого на момент принятия соответствующего решения находятся в собственности муниципального образования "Город Курск", может осуществляться с уменьшением доли муниципального образования в случае принятия положительного решения органом местного самоуправления и только при условии сохранения муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в результате увеличения уставного капитала путем дополнительного выпуска акций ОАО "Курские электрические сети" доля муниципального образования "Город Курск" в уставном капитале открытого акционерного общества уменьшилась бы с 70% до 24,5% при отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети" требованиям Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На принятое по делу постановление апелляционной инстанции ОАО "Курские электрические сети" подана кассационная жалоба, в которой заявитель просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и норм процессуального права, а также в связи с несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, а именно положения статей 11, 17 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым открытыми акционерными обществами, созданными в процессе приватизации, являются исключительно открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.
Кроме того, заявитель полагает обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции принятым без учета разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.03 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", в силу которого Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в соответствии со статьями 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ с особенностями, установленными пунктом 4 статьи 7 Закона, предусматривающим возможность создания открытого акционерного общества, учредителем которого выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, не в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Кроме того, заявитель полагает вывод суда апелляционной инстанции о том, что любое участие муниципального образования в открытом акционерном обществе влечет присвоение указанному обществу статуса созданного в процессе приватизации, сделанным при неправильном истолковании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом заявитель настаивает на том, что на ОАО "Курские электрические сети", не являющееся обществом, созданным в процессе приватизации, не распространяются требования пункта 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В судебное заседание не явился представитель заявителя кассационной жалобы - ОАО "Курские электрические сети", извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы и направившего в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Согласно части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
В обоснование уважительности причин неявки в судебное заседание своего представителя Ш.А.С. ОАО "Курские электрические сети" ссылается на его болезнь.
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
Таким образом, обязанность ведения дела в арбитражном суде только одним представителем законом не предусмотрена.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что интересы ОАО "Курские электрические сети" в судах первой и апелляционной инстанций представляли Ш.А.С., действующий на основании доверенности от 09.01.08 N 17, и П.Т.В., действующая на основании доверенности от 09.01.08 N 14, представленной в материалы настоящего дела (л.д. 80 том 2).
Однако доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание представителя ОАО "Курские электрические сети" П.Т.В. заявителем ходатайства не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не может признать изложенные в ходатайстве обстоятельства в качестве уважительной причины неявки представителей заявителя в настоящее судебное заседание.
Учитывая изложенное, исходя из отсутствия препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в настоящем судебном заседании и неуважительности причин неявки в судебное заседание представителей ОАО "Курские электрические сети", суд кассационной инстанции отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие не явившегося представителя заявителя по делу.
Явившиеся в судебное заседание представители ФСФР России против удовлетворения кассационной жалобы возражали по доводам, изложенным в отзыве, полагая, что суд апелляционной инстанции полностью выяснил и оценил фактические обстоятельства и принял законное и обоснованное постановление.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу постановления апелляционной инстанции, изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей ФСФР России, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 21.03.07 общим собранием акционеров ОАО "Курские электрические сети" принято решение об увеличении уставного капитала общества путем дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 2.500.935 штук номинальной стоимостью 100 рублей, размещаемых путем закрытой подписки среди определенного круга лиц, по цене размещения - 100 рублей. В качестве формы оплаты дополнительных акций решением предусмотрена оплата их денежными средствами.
13.08.07 ОАО "Курские электрические сети" обратилось в ФСФР России с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Письмом от 16.10.07 N 07-ВГ-03/21115 ФСФР России уведомило ОАО "Курские электрические сети" о приостановлении эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций на основании статьи 26 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 2.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным (утв. Постановлением ФКЦБ России от 31.12.97 N 45) в связи с нарушением эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации, в том числе непредставлением для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг документов, предусмотренных пунктом 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н), а именно копии решения органа местного самоуправления об уменьшении доли принадлежащих муниципальному образованию голосующих акций открытого акционерного общества, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
15.11.07 ФСФР России издан приказ N 07-2752/пз-и об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети" на основании статьи 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н) со ссылкой на нарушение эмитентом требований пункта 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в результате размещения дополнительного выпуска ценных бумаг эмитента, созданного в процессе приватизации, доля акционера - муниципального образования "Город Курск" будет уменьшена с 70 до 24,5 процентов голосов), а также на непредставление в течение 30 дней на основании уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, в частности копии решения органа местного самоуправления об уменьшении доли принадлежащих муниципальному образованию голосующих акций открытого акционерного общества, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Посчитав, что в данном случае отсутствовали предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, ОАО "Курские электрические сети" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из соответствия оспариваемого решения ФСФР России законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
Так, в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н) основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являются, в частности, нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; непредставление в течение 30 дней на основании запроса или уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, либо исправленных и/или дополненных документов.
Судом апелляционной инстанции, рассматривавшим настоящий спор по существу заявленных требований, установлено наличие указанных обстоятельств, правомерно послуживших основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций.
Так, судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение требований пункта 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" увеличение уставного капитала ОАО "Курские электрические сети" путем дополнительного выпуска акций приведет к уменьшению доли муниципального образования "Город Курск" в уставном капитале открытого акционерного общества с 70% до 24,5% при отсутствии соответствующего решения органа местного самоуправления.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что 10 апреля 2006 года между муниципальным образованием "Город Курск" и Открытым акционерным обществом "Курскэнергосбыт" подписан учредительный договор о создании ОАО "Курские электрические сети".
Пунктом 1.1 учредительного договора ОАО "Курские электрические сети" предусмотрено образование за счет вкладов участников уставного капитала в размере 130.906.500 рублей. При этом Муниципальное образование "Город Курск" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска вносит вклад в размере 91.634.500 рублей, что соответствует 70% уставного капитала, а ОАО "Курскэнергосбыт" - в размере 39.272.000 рублей, что соответствует 30% уставного капитала (пункт 1.2 учредительного договора).
В силу пункта 1.3 учредительного договора ОАО "Курские электрические сети" уставный капитал общества на момент учреждения разделен на обыкновенные именные акции в количестве 1.309.065 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая. Все акции общества выпущены в бездокументарной форме.
Согласно пункту 1.4 учредительного договора все акции общества при его учреждении размещаются среди его участников, в том числе муниципальному образованию "Город Курск" принадлежат 916.345 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети", а ОАО "Курскэнергосбыт" - 392.720 акций.
Акции общества оплачиваются учредителями: муниципальным образованием "Город Курск" (в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска) имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Курска, рыночная стоимость которого определена независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а ОАО "Курскэнергосбыт" - денежными средствами (пункт 1.5 учредительного договора ОАО "Курские электрические сети").
Основанием для участия муниципального образования "Город Курск" во вновь создаваемом открытом акционерном обществе явилось решение Курского городского собрания от 29.03.06 N 209-3-РС "О согласовании участия муниципального образования "Город Курск" в открытом акционерном обществе "Курские электрические сети"; постановление Администрации города Курска от 07.04.06 N 917 "Об участии муниципального образования "Город Курск" в открытом акционерном обществе "Курские электрические сети", согласно которому муниципальному образованию "Город Курск" постановлено войти в состав учредителей открытого акционерного общества "Курские электрические сети", внести вклад в уставный капитал общества имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Курска согласно приложению 1 (включая недвижимое имущество), изъяв его из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Курские городские коммунальные электрические сети".
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит обществу на праве собственности.
В силу пункта 3 статьи 213 Кодекса коммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с момента внесения имущества в уставный капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество.
Для возникновения права собственности на имущество, внесенное в уставный капитал, достаточно его передачи в соответствии со статьями 66, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений указанных норм и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с момента внесения в уставный капитал ОАО "Курские электрические сети" находящегося в муниципальной собственности города Курска имущества муниципальное образование "Город Курск" утратило право собственности на указанное имущество, а общество приобрело это право на основании статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" одним из способов приватизации является внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Таким образом, учитывая положения указанных норм права и исходя из установленных обстоятельств учреждения ОАО "Курские электрические сети" путем внесения в его уставный капитал муниципального имущества, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о создании общества в процессе приватизации.
Доводы кассационной жалобы относительно того, что ОАО "Курские электрические сети" не является обществом, созданным в процессе приватизации, признаются судом кассационной инстанции ошибочными.
Так, судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям правомерно не применены положения статей 11, 17 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку содержащиеся в указанных статьях нормы права регулируют иные правоотношения, а именно, порядок определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также социальные гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и не содержащих понятия "открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации".
Кроме того, неправомерно утверждение заявителя кассационной жалобы относительно того, что судом апелляционной инстанции в обжалуемом судебном акте сделан вывод о том, что любое участие муниципального образования в открытом акционерном обществе влечет присвоение указанному обществу статуса созданного в процессе приватизации.
В данном случае суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о создании в процессе приватизации именно ОАО "Курские электрические сети", а не любого другого открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности муниципального образования.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при принятии обжалуемого заявителем постановления не исключалась возможность существования открытого акционерного общества, учредителем которого выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, созданного не в процессе приватизации, например в случае, когда акции открытого акционерного общества приобретены не в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации, а путем заключения гражданско-правовых сделок с предыдущими собственниками акций на вторичном рынке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и только при условии сохранения государством или муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, установив, что ОАО "Курские электрические сети" является обществом, созданным в процессе приватизации, 70% голосующих акций которого на момент принятия решения об увеличении уставного капитала находятся в собственности муниципального образования "Город Курск", пришел к правомерному выводу о том, что увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может быть осуществлено только при условии сохранения муниципальным образованием своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что в результате размещения дополнительного выпуска акций доля муниципального образования в уставном капитале ОАО "Курские электрические сети" уменьшится до 24,5%.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о противоречии условий эмиссии ценных бумаг законодательству Российской Федерации, в том числе требованиям пункта 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено несоответствие документов, представленных для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе пункта 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н), согласно которому для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются копия решения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об уменьшении доли принадлежащих государству или муниципальному образованию голосующих акций открытого акционерного общества, принятого в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в случае, если увеличение уставного капитала созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, акционером которого является государство или муниципальное образование, владеющее более чем 25 процентами голосующих акций, осуществляется путем размещения дополнительных акций с уменьшением доли голосующих акций, принадлежащих государству или муниципальному образованию.
Несмотря на уведомление эмитента о приостановлении эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций (письмо ФСФР России от 16.10.07 N 07-ВГ-03/21115), ОАО "Курские электрические сети" не представило в регистрирующий орган копию решения органа местного самоуправления об уменьшении доли принадлежащих муниципальному образованию голосующих акций открытого акционерного общества, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", что явилось основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, установив, что представленные для государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Курские электрические сети" документы не соответствовали требованиям Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе пункту 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н), пришел к правильному выводу о принятии оспариваемого приказа ФСФР России в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 2.4.16 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 25.01.07 N 07-4/пз-н).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив, что оспариваемое решение ФСФР России соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов ОАО "Курские электрические сети", принял обоснованное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований принято при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, что в полномочия кассационной инстанции не входит (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 апреля 2008 г. N 09АП-3033/2008-АК по делу N А40-63102/07-106-418 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Курские электрические сети" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ОАО отказали в регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, т.к. оно не представило копию решения органа местного самоуправления об уменьшении доли принадлежащих ему голосующих акций. В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона о приватизации в АО, созданном в процессе приватизации, более 50% акций которого принадлежит государству, увеличение уставного капитала путем дополнительного выпуска акций возможно только по решению соответствующего органа власти и с сохранением за государством более 50% акций.
По мнению АО, в его случае эта норма неприменима, т. к. ОАО создано не в процессе приватизации. Только один из способов приватизации госимущества предусматривает создание юрлица - преобразование унитарного предприятия в ОАО. В данном же случае в качестве вклада в уставный капитал было внесено муниципальное имущество.
Суд кассационной инстанции признал АО созданным в процессе приватизации. По мнению суда, в данном случае приватизация муниципального имущества происходила путем его внесения в качестве вклада в уставный капитал создаваемого ОАО.
Также суд счел неправомерным возражение АО о том, что в таком случае любое участие муниципального образования в ОАО влечет присвоение указанному обществу статуса созданного в процессе приватизации. Возможность существования открытого акционерного общества с государством-учредителем, созданного не в процессе приватизации, не исключается. Например, это возможно в случае, когда акции ОАО приобретены не в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации, а путем заключения гражданско-правовых сделок с предыдущими собственниками на вторичном рынке.
Таким образом, для регистрации дополнительного выпуска акций в данном случае требовалось решение муниципального органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2008 г. N КГ-А40/5219-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании