[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О., руководителя или [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
психолога
[наименование юридического лица]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 682н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Психолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Психолог непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации.
1.4. Требования к опыту практической работы: не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности.
1.5. Особые условия допуска к работе: к работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.6. Психолог должен знать:
- законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;
- задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы;
- отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);
- социальную психологию, психологию малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психологии масс, методологию индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность и т. д.);
- методологию командной работы;
- психологию управления, организационную психологию;
- регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;
- технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств;
- методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд;
- техники эффективной коммуникации со специалистами;
- конфликтологию (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.);
- технологию разрешения конфликтов;
- психологию кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискологию, психологию горя, потери;
- психология экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);
- национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения;
- психологию семьи (подходы, онтология, структура семьи, функции, этапы ее развития, особенности взаимоотношений, проблемы внутрисемейных отношений) и семейных отношений, консультирования семьи, кризисов семьи;
- психологию зависимости, аддикций, девиантологию;
- психологию беженцев, мигрантов, маргиналов;
- возрастную психологию (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т. д.), геронтологию;
- психологию воспитания и педагогики (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей;
- организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.);
- проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи), социальной адаптации, характеристики социальной среды;
- проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);
- особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях;
- современные направления молодежных движений;
- основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;
- возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;
- современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);
- особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;
- типологии проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);
- национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);
- инфраструктуру муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп;
- технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;
- основы психологического консультирования (виды, формы, методы);
- основы профилактики асоциальных явлений в обществе;
- основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);
- принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений;
- методы и методики общей и социальной психологии;
- методологию проведения тренингов;
- методы и технологии управления современными рисками;
- методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;
- цели, задачи и функции организаций социальной сферы;
- типологию социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т. д.);
- технологии работы с разными социальными группами;
- основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров;
- основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.);
- основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг;
- основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии;
- требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере;
- современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии;
- требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными;
- документоведение.
1.7. Психолог должен уметь:
- подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;
- разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям;
- консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде;
- использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере, для решения вопросов клиентов;
- владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
- проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической напряженности;
- оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности;
- организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности;
- разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ;
- аргументировать свою позицию;
- проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
- взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;
- организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;
- оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;
- создавать социально-психологическую сеть для психологической поддержки клиентов;
- оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;
- обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;
- вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;
- взаимодействовать с другими работниками органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач;
- разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов;
- разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе;
- вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения;
- разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов;
- анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение;
- адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения;
- разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам;
- проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов;
- применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов;
- создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам;
- разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами;
- разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам;
- проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека;
- анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг;
- проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере;
- вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок;
- составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере;
- работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности;
- применять на практике методы обучения взрослых, индивидуального и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов;
- оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам;
- критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере;
- вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере;
- разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам;
- общаться с разными категориями клиентов;
- общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов;
- проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители;
- обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители;
- определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении;
- разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов;
- применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры;
- адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности;
- применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов;
- анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения;
- разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы;
- использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций;
- подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг;
- использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги);
- грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах;
- создавать наглядные материалы для психологического просвещения;
- преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения;
- оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека;
- организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы;
- анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения;
- выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы;
- использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;
- подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
- осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья;
- разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья;
- определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением;
- хранить и обрабатывать персональные данные клиентов;
- вести документацию и служебную переписку.
1.8. Психолог должен:
- обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;
- соблюдать требования профессиональной этики.
2. Должностные обязанности
2.1. Психолог в ходе организации и предоставления психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп выполняет следующие трудовые функции:
2.1.1. Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), в том числе:
- выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам;
- разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;
- обучение специалистов межведомственной команды;
- психологическая подготовка специалистов межведомственной команды;
- психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды;
- консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам;
- учет результатов работы.
2.1.2. Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, в том числе:
- разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
- определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей;
- мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных;
- выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности;
- обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений;
- подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга;
- оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;
- учет проведенных работ.
2.1.3. Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе:
- разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;
- создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе;
- групповое и индивидуальное консультирование клиентов;
- проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации;
- содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов;
- разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;
- привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях;
- работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.
2.1.4. Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам), в том числе:
- первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки;
- запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства);
- подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов;
- обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни;
- выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов;
- разработка совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде;
- разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников;
- индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;
- проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов;
- взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем;
- подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ;
- учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.
2.1.5. Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам), в том числе:
- разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;
- оказание индивидуальной психологической помощи клиентам;
- проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.);
- проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;
- консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;
- повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы;
- проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации;
- создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.
2.1.6. Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов), в том числе:
- психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями;
- составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи;
- разработка программ и проведение групповых и индивидуальных психологических занятий для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т. д.);
- консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей;
- подготовка детей к устройству в замещающую семью;
- консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях;
- учет данных об оказанной психологической помощи.
2.1.7. Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы, в том числе:
- разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
- доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения;
- разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими;
- организация волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи;
- подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.);
- проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг;
- привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи;
- обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования;
- учет проведенных работ.
2.1.8. Разработка и реализация программ профилактической и психологической работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения, в том числе:
- диагностика состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
- обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
- разработка и реализация совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
- консультирование населения по проблемам психологического здоровья;
- оценка результативности программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;
- подготовка материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представление их в интернет-форумах и СМИ;
- учет проведенных работ.
3. Права
Психолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности предприятия от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.
3.6. Взаимодействовать с другими подразделениями предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.7. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы отдела.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Психолог несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции психолога
Разработана: Компания "Гарант", июль 2020 г.