В [наименование суда, в который подается заявление]
Истец: [Ф. И. О. полностью]
место жительства: [вписать нужное]
телефон: [вписать нужное]
e-mail: [адреса электронной почты истца]
если заявление подается представителем:
Представитель истца: [наименование представителя]
адрес: [вписать нужное]
телефон: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Ответчик: [наименование]
адрес: [вписать нужное]
ИНН (если известен): [вписать нужное]
ОГРН (если известен): [вписать нужное]
Цена иска: [сумма цифрами и прописью] рублей
Исковое заявление
о взыскании провозной платы за воздушную перевозку в связи с болезнью пассажира
Примечание. Мировой судья рассматривает в первой инстанции дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей (подпункт 6.1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации").
[Число, месяц, год] между [наименование] (Турагент, Ответчик) и [Ф. И. О. полностью] (заказчик, Истец) был заключен договор N [значение] об организации туристического обслуживания в интересах туриста, пунктом [значение] которого предусмотрено, что Турагент обязуется по заданию заказчика оказать услуги по бронированию туристского продукта, сформированного туроператором, в порядке и в сроки, установленные договором, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
По условиям договора Заказчику в период с [число, месяц, год] по [число, месяц, год] предоставлялся комплекс услуг по перелету в [страна (место) временного пребывания] и размещению в отеле, который Заказчик оплатил в размере [вписать нужное].
[Число, месяц, год] была оформлена маршрутная квитанция электронного билета. Дата и время вылета: [число, месяц, год] в [час., мин].
[Число, месяц, год] в связи с [болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника] Заказчик сообщил о невозможности поездки.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" установлено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
В соответствии со статьей 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 104 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Общие правила воздушных перевозок), которые применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (пункт 2).
Согласно пункту 7 Общих правил воздушных перевозок условия договора воздушной перевозки пассажира содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
Согласно статье 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", пункту 20 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452, каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся: невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Согласно части 2 статьи 108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
В силу пункта 240 Общих правил воздушных перевозок возврат пассажирам денежных сумм, уплаченных за перевозку, выполняемую по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), производится лицом, которому пассажир оплатил стоимость перевозки, выполняемой по договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Исходя из вышеприведенных норм права, действующим законодательством предусмотрен порядок возврата денежных средств, уплаченных за билет на чартерный рейс.
Как разъяснено в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17, применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности").
В связи с этим по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.
В соответствие со статьей 31 Закона РФ "О защите прав потребителей", требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 указанного Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 указанного Закона - за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги) (п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей").
В силу статьи 23 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных статьями 20, 21, 22 Закона сроков, исполнитель, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. Согласно расчету, прилагаемому к исковому заявлению, количество дней просрочки составило [значение], а неустойка - [сумма цифрами и прописью] рублей.
Кроме того, Ответчик причинил мне моральный вред.
Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Причиненный мне моральный вред я оцениваю в размере [сумма цифрами и прописью] рублей, поскольку [указать обоснование].
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с подачей искового заявления мною понесены следующие судебные расходы: [вписать нужное, например, услуги представителя, стоимость юридической консультации и т. д.] в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей.
Таким образом, по правилам ст. 15 ГК РФ и п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в пользу истца с [наименование турагента] подлежат взысканию убытки в размере уплаченной истцом провозной платы за себя и [Ф. И. О. членов семьи] в общем размере [сумма цифрами и прописью] рублей.
В целях примирения сторон [указать сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались].
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 151, 401, 786 ГК РФ, статьями 103, 108 ВК РФ, статьями 13, 15, 28 Закона о защите прав потребителей, статьей 98 ГПК РФ,
прошу:
1. Взыскать с Ответчика [наименование] в мою пользу провозную плату за воздушную перевозку в размере [сумма цифрами и прописью] рублей.
2. Взыскать с ответчика [наименование] в мою пользу неустойку за неудовлетворение требований потребителя в установленные законом сроки в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей.
3. Взыскать с ответчика [наименование] в мою пользу компенсацию морального вреда в размере [сумма цифрами и прописью] рублей.
4. Взыскать с ответчика [наименование] штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя размере 50% от суммы, присужденной судом в мою пользу.
5. Взыскать с ответчика [наименование] в мою пользу расходы на оплату услуг представителя в размере в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей.
Приложение:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления;
2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
3) расчет взыскиваемых денежных сумм;
4) документы, подтверждающие судебные расходы;
5) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
6) документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора;
7) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются.
[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма искового заявления о взыскании провозной платы за воздушную перевозку в связи с болезнью пассажира
Подготовлено экспертами компании "Гарант"