Настоящая форма разработана в соответствии с положениями Методических рекомендаций по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов (май, 2020 г.)
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [число, месяц, год] |
Положение
о предотвращении и урегулировании конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
[наименование государственного/муниципального заказчика]
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), положениями Методических рекомендаций по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов (май, 2020 г.) и определяет порядок осуществления работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих [наименование государственного/муниципального заказчика] (далее - заказчик, государственный/муниципальный орган), которая приводит или может привести к конфликту интересов при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закупки, Федеральный закон N 44-ФЗ).
1.2. При организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Заказчик реализует ряд правовых, организационных, профилактических и иных мероприятий.
1.3. При осуществлении указанных мероприятий Заказчик исходит не только из принципа законности, но и из принципа результативности проводимых мероприятий (принцип ориентации на результат) и принципа учета имеющихся в распоряжении Заказчика ресурсов (человеческих, финансовых и иных).
1.4. Работа, направленная на выявление личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является одним из элементов комплекса мероприятий, осуществляемых Заказчиком для целей профилактики коррупции.
2. Основные используемые понятия и определения
2.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
- закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных/муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом N 44-ФЗ порядке Заказчиком и направленных на обеспечение государственных/муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с названным Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
- участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
- личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее - должностное лицо), и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
- конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
3. Цели и задачи положения
3.1. Основными целями внедрения в государственном/муниципальном органе настоящего Положения являются:
- минимизация риска вовлечения государственного/муниципального органа, его руководства и государственных/муниципальных служащих в коррупционную деятельность при осуществлении закупок;
- формирование у государственных/муниципальных служащих независимо от занимаемой должности, участников закупки и иных лиц единообразного понимания политики государственного/муниципального органа о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении закупок;
- обобщение и разъяснение основных требований законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, применяемых государственным/муниципальным органом при осуществлении закупок.
3.2. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения настоящего Положения в государственном/муниципальном органе:
- закрепление основных принципов деятельности государственного/муниципального органа по раскрытию и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупки;
- определение круга лиц, попадающих под действие настоящего Положения;
- определение должностных лиц государственного/муниципального органа, ответственных за реализацию настоящего Положения;
- определение действий государственных/муниципальных служащих в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядка их осуществления;
- установление порядка раскрытия конфликта интересов (декларирования) и рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов при осуществлении закупок;
- закрепление мер ответственности государственных/муниципальных служащих за несоблюдение требований настоящего Положения.
4. Круг лиц, попадающих под действие положения
4.1. В осуществлении закупки принимает участие широкий круг лиц, начиная от исполнителя предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупочной деятельности документов (план-график, техническое задание и пр.), заканчивая руководителем государственного/муниципального органа и (или) уполномоченным им лицом.
4.2. Для организации качественной работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, требуется участие в пределах компетенции лиц следующих структурных подразделений государственного/муниципального органа: [указать перечень структурных подразделений].
4.3. Подразделение по профилактике коррупционных правонарушений определяет перечень государственных/муниципальных служащих, участвующих в осуществлении закупки. К таким государственным/муниципальным служащим относятся следующие:
- руководитель заказчика;
- члены коллегиального органа по осуществлению закупок (например, члены приемочной комиссии, члены комиссии по осуществлению закупок (далее также - комиссия));
- должностные лица контрактной службы или контрактный управляющий;
- государственные/муниципальные служащие, заинтересованные в осуществлении закупки (например, государственные/муниципальные служащие, участвующие в описании объекта закупки);
- иные лица, участвующие в осуществлении закупок.
4.4. Должности, замещаемые указанными категориями лиц, рекомендуется включить в перечень должностей, при замещении которых государственные/муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
5. Принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов при осуществлении закупок
5.1. В основу работы по раскрытию и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок положены следующие принципы:
- раскрытие сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов, личной заинтересованности;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для государственного/муниципального органа при выявлении личной заинтересованности государственного/муниципального служащего;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о личной заинтересованности и об урегулировании конфликта интересов;
- соблюдение баланса интересов государственного/муниципального органа и государственного/муниципального служащего;
- защита государственного/муниципального служащего от преследования в связи с сообщением о личной заинтересованности, которая была своевременно раскрыта государственным/муниципальным служащим.
6. Действия государственных/муниципальных служащих в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления
6.1. Деятельность подразделений по профилактике коррупционных правонарушений в зависимости от условий осуществления возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические мероприятия и аналитические мероприятия.
6.2. В целях осуществления качественной работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, из числа государственных/муниципальных служащих подразделения по профилактике коррупционных правонарушений посредством локальной специализации определяется(ются) ответственный государственный/муниципальный служащий (ответственные государственные/муниципальные служащие), на которого(ых) возлагаются преимущественно функции, связанные с предупреждением коррупции при осуществлении закупок.
6.3. Руководитель государственного/муниципального органа организует повышение квалификации указанного сотрудника (сотрудников) по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным с осуществлением закупок.
6.4. Для обеспечения возможности выявления личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений должно быть обеспечено информацией, которая может содержать признаки наличия у государственного/муниципального служащего личной заинтересованности при осуществлении закупок.
6.5. Предоставление и обмен информацией между подразделением по профилактике коррупционных правонарушений и иными структурными подразделениями государственного/муниципального органа осуществляется следующими способами, способствующими, с одной стороны, цели предупреждения коррупции в закупках, а с другой - не препятствующими иной профильной деятельности, в частности, закупочной деятельности государственного/муниципального органа:
- в рабочем порядке (посредством телефонной связи, переписки посредством электронной почты и т. д.);
- в официальном порядке (например, служебная переписка);
- участие в открытых (публичных) мероприятиях, предусмотренных закупочными процедурами;
- иные способы.
6.6. Подразделение по профилактике коррупционных правонарушений не реже одного раза в год проводит консультативно-методические совещания, направленные на информирование государственных/муниципальных служащих, участвующих в осуществлении закупок, о следующем:
- понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность";
- обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- положения Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, особое внимание при этом уделив обстоятельствам, характеризующим ситуации в качестве конфликта интересов;
- порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
- ответственность за неисполнение указанной обязанности;
- иная признанная целесообразной к сообщению информация.
Аналогичная работа проводится с лицами, которым впервые поручено осуществлять деятельность, связанную с закупками.
6.7. Подразделение по профилактике коррупционных правонарушений составляет базу типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности).
6.8. К типовым ситуациям, применимым непосредственно для целей закупок, могут относиться следующие:
- в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена комиссии либо иного государственного/муниципального служащие, заинтересованного в осуществлении закупки;
- в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена комиссии либо у иного государственного/муниципального служащего, заинтересованного в осуществлении закупки, имеется доля участия в уставном капитале (такие лица являются учредителями (соучредителями));
- в конкурентных процедурах участвует организация, в которой ранее работал член комиссии либо иной государственный/муниципальный служащий, заинтересованный в осуществлении закупки;
- в закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, участвуют государственные/муниципальные служащего, чьи родственники или иные лица, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения, владеют исключительными правами;
- в конкурентных процедурах участвует организация, ценные бумаги которой имеются в собственности у члена комиссии либо у иного государственного/муниципального служащего, заинтересованного в осуществлении закупки, в том числе иных лиц, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения.
6.9. Подразделение по профилактике коррупционных правонарушений организует ежегодную добровольную оценку знаний государственных/муниципальных служащих по вопросам, связанным с соблюдением государственными/муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами, особое внимание при этом уделив вопросам, связанным с личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление закупок.
6.10. Указанная оценка знаний проводится в форме тестирования с перечнем открытых и закрытых вопросов.
6.11. Подразделение по профилактике коррупционных правонарушений в рамках оценки знаний организует рассмотрение типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности).
В указанных типовых ситуациях подразделение по профилактике коррупционных правонарушений проверяет, во-первых, насколько государственный/муниципальный служащий знает порядок осуществления действий, направленных на соблюдение положений Федерального закона N 273-ФЗ и других нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции, во-вторых, насколько он готов воспроизвести такой порядок в действительности.
7. Порядок раскрытия конфликта интересов при осуществлении закупок
7.1. Аналитическая работа выстраивается исходя из фактических обстоятельств деятельности государственного/муниципального органа, а именно количества государственных/муниципальных служащих подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, количества проводимых государственным/муниципальным органом закупок и иных обстоятельств.
7.2. В целях организации аналитической работы должны быть определены критерии выбора закупок, в отношении которых подразделение по профилактике коррупционных правонарушений уделяет повышенное внимание.
7.3. Указанные критерии основываются на следующих аспектах:
- размер начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- коррупционная емкость предмета (сферы) закупки (строительство (в том числе жилищное), здравоохранение и т. д.);
- частота заключаемых контрактов с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части возможного установления неформальных связей между конечным выгодоприобретателем - служащим (работником) и представителем поставщика (подрядчика, исполнителя);
- [иные применимые аспекты].
7.4. Анализ соблюдения положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции основывается на следующем:
- абсолютный анализ всех государственных/муниципальных служащих, участвующих в закупочной деятельности, а также всех участников закупки;
- абсолютный анализ всех государственных/муниципальных служащих, участвующих в закупочной деятельности, а также всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок;
- выборочный анализ государственных/муниципальных служащих, участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки с учетом положений пунктов 7.1-7.3 настоящего Положения;
- выборочный анализ государственных/муниципальных служащих, участвующих в закупочной деятельности, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок, с учетом положений пунктов 7.1-7.3 настоящего Положения;
- выборочный анализ государственных/муниципальных служащих, участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки в связи с поступившей в государственный/муниципальный орган информацией от физических или юридических лиц, в том числе иных органов;
- [иные основания для проведения анализа].
7.5. В целях выявления личной заинтересованности подразделение по профилактике коррупционных правонарушений уделяет особое внимание анализу поступающих в государственный/муниципальный орган и содержащих замечания писем уполномоченных органов (ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства).
7.6. Анализу в том числе подлежит информация, поступившая в связи с проведенным общественным контролем гражданами и общественными объединениями и объединениями юридических лиц, а также информация, поступившая от указанных и иных субъектов в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
7.7. В этой связи в государственном/муниципальном органе организуется следующий порядок взаимодействия, который будет способствовать оптимальному доступу сотрудников подразделений по профилактике коррупционных правонарушений к указанной и иной информации: [указать порядок взаимодействия, например, предоставлять доступ через систему электронного документооборота].
7.8. Одновременно подразделение по профилактике коррупционных правонарушений организует личный прием лиц, обладающих информацией о фактах совершения государственными/муниципальными служащими коррупционных правонарушений, и (или), помимо телефона "горячей линии", создает адрес электронной почты, на который гражданин сможет направить рассматриваемую информацию.
7.9. Указанный анализ направлен на выявление фактов, которые могут свидетельствовать о личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих, участвовавших в проведении такой закупки.
7.10. В этой связи подразделение по профилактике коррупционных правонарушений, в первую очередь, определяет природу представленной информации: свидетельствует ли данная информация о нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ и (или) она содержит сведения о наличии у государственных/муниципальных служащих личной заинтересованности в закупке.
7.11. По результатам определения круга государственных/муниципальных служащих и участников закупки (поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в отношении которых проводится анализ, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений осуществляет сбор применимой информации, которая может содержать признаки наличия у государственного/муниципального служащего личной заинтересованности при осуществлении закупок.
7.12. В целях выявления личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений обобщает имеющуюся информацию о государственном/муниципальном служащем, его близких родственниках (если применимо), например, информацию, содержащуюся в следующих документах:
- трудовая книжка;
- анкета, подлежащая представлению в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации/на муниципальную службу в Российской Федерации, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р;
- личная карточка работника;
- форма представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим/муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации/муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 2867-р;
- сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- иная информация, в том числе содержащаяся в личном деле государственного/муниципального служащего.
Кроме того, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивает ежегодную актуализацию информации, находящейся в личном деле государственного/муниципального служащего.
7.13. Также с соблюдением законодательства Российской Федерации, в частности, положений законодательства о персональных данных, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений организует работу по получению отсутствующих в личном деле государственного/муниципального служащего сведений об иных лицах, находящихся со служащим в близком родстве или свойстве.
7.14. Одновременно подразделение по профилактике коррупционных правонарушений анализирует информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе посредством использования различных агрегаторов информации, и иную имеющуюся в распоряжении государственного/муниципального органа информацию.
Например, информацию, содержащуюся в следующих документах:
- поступившие в государственный/муниципальный орган в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ сообщения от работодателей бывших государственных/муниципальных служащих;
- журнал посещений государственного/муниципального органа;
- реестр ранее заключенных контрактов;
- реестр контрагентов.
7.15. Также подразделение по профилактике коррупционных правонарушений проводит беседы с государственными/муниципальными служащими с их согласия, получает от них с их согласия необходимые пояснения, а также получает от органов (организаций) информацию о соблюдении государственными/муниципальными служащими требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну), в том числе требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, изучает представленные гражданами или государственными/муниципальными служащими сведения, иную полученную информацию (см., например, подпункт "л" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению").
7.16. В государственном/муниципальном органе организуется добровольное ежегодное представление государственными/муниципальными служащими, участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности. Типовая форма для декларирования государственными/муниципальными служащими о возможной личной заинтересованности приведена в Приложении к Методическим рекомендациям.
7.17. На основании указанных действий подразделение по профилактике коррупционных правонарушений формирует профиль государственного/муниципального служащего, участвующего в закупочной деятельности.
7.18. Аналогичный профиль формируется в отношении участников закупок, в том числе определенных по результатам закупок поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7.19. В этой связи с учетом положений законодательства Российской Федерации ответственный государственный/муниципальный служащий подразделения по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивается доступом к необходимой для составления такого профиля информации по решению руководителя государственного/муниципального органа или уполномоченного им лица.
7.20. Информацию об участниках закупки, в том числе о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), можно получить как непосредственно от структурных подразделений государственного/муниципального органа, участвующих в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), так и из данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru/.
7.21. В случае принятия решения о составлении профиля в отношении участников закупки в зависимости от выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у подразделения по профилактике коррупционных правонарушений на разных этапах возникает возможность ознакомиться с информацией об участниках закупки.
7.22. Так, отдельную информацию об участниках закупки можно получить посредством анализа сведений, представленных непосредственно при применении открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.23. Кроме того, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений анализирует поступившие в государственный/муниципальный орган запросы (если применимо):
- на получение конкурсной документации;
- от участника закупки о даче разъяснений положений документации;
- о даче разъяснений результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- [иные запросы].
7.24. В указанных целях [наименование сруктурного подразделения] при поступлении подобных запросов обеспечивает ознакомление с ними подразделение по профилактике коррупционных правонарушений, например, посредством автоматизированного их направления в системе электронного документооборота.
7.25. В рамках указанного анализа подразделению по профилактике коррупционных правонарушений также целесообразно удостовериться в отсутствии информации, свидетельствующей о возможном возникновении у государственных/муниципальных служащих личной заинтересованности при осуществлении закупки, и в случае необходимости проинформировать об этом руководителя государственного/муниципального органа в целях принятия мер, направленных на предупреждение ситуаций конфликта интересов (например, отстранить государственного/муниципального служащего от участия в осуществлении закупки).
7.26. Анализу и обобщению для формирования профиля подлежит следующая информация (если применимо):
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника закупки, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности), и иные связанные с данной обязанностью документы;
- копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица);
- иные представленные участником закупки документы.
7.27. В случае выявления государственным/муниципальным служащим подразделения по профилактике коррупционных правонарушений нарушения участником закупки требования, установленного пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), то об указанном факте подразделение по профилактике коррупционных правонарушений незамедлительно информирует руководителя заказчика и (или) комиссию.
7.28. Если выбранный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривает электронный запрос котировок или выбранный способ относится к категории закрытых, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений проводит анализ информации об участниках закупки, заявки на участие в закупке которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, или которые допущены для участия в закрытом конкурентном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.29. Аналогично подразделение по профилактике коррупционных правонарушений проводит анализ информации о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе).
7.30. Иная информация об участниках закупки, применимая для целей выявления личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих, может быть также получена подразделением по профилактике коррупционных правонарушений из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", например, посредством анализа сведений, доступных на электронном сервисе "Прозрачный бизнес", размещенном по адресу: https://pb.nalog.ru/, а также посредством использования различных агрегаторов информации.
7.31. По результатам составления профилей государственных/муниципальных служащих, участвующих в осуществлении закупки, а также профилей участников закупок подразделение по профилактике коррупционных правонарушений осуществляет перекрестный анализ имеющейся в его распоряжении информации для целей выявления личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих.
7.32. Для выявления фактов, свидетельствующих о возможном наличии личной заинтересованности у государственных/муниципальных служащих, участвующих в осуществлении закупки, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений анализирует документацию, связанную с осуществлением закупки, в том числе документацию, связанную с планированием закупки.
7.33. Соответствующая информация может быть получена подразделением по профилактике коррупционных правонарушений из Единой информационной системы в сфере закупок по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru/ либо получена с учетом положений пунктов 6.4, 6.5 настоящего Положения.
7.34. В случае признания целесообразным подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть проведен комплексный анализ информации о закупке, в ходе которого могут быть выявлены индикаторы, наличие которых может свидетельствовать о личной заинтересованности государственных/муниципальных служащих, участвующих в проведении такой закупки.
7.35. В случае признания целесообразным по результатам данного анализа подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть организовано проведение соответствующей проверки соблюдения государственным/муниципальным служащим в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления такой проверки, в частности, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (далее - проверка).
7.36. Достаточная информация для организации проведения проверки может быть получена не только в рамках осуществления вышеуказанного анализа, но и в рамках анализа информации, содержащейся в документации, связанной с осуществлением закупки.
7.37. Отдельное внимание подразделение по профилактике коррупционных правонарушений уделяет анализу имеющейся информации о субподрядчиках (соисполнителях) по контракту.
7.38. Для указанной цели также формируются профили субподрядчиков (соисполнителей) по контракту с учетом положений настоящего Положения.
7.39. Предметом перекрестного анализа профилей государственных/муниципальных служащих и профилей субподрядчиков (соисполнителей) является поиск возможных связей, свидетельствующих о наличии у государственных/муниципальных служащих личной заинтересованности, в частности, в участии соответствующих лиц в качестве субподрядчиков (соисполнителей).
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
7.40. Помимо указанного анализа подразделением по профилактике коррупционных правонарушений также может быть проведена проверка для целей установления фактов нарушений положений Федерального закона N 273-ФЗ, например, установления фактов "навязывания услуг" (например, понуждение со стороны государственного/муниципального служащего заключить договор субподряда с аффилированной с таким государственным/муниципальным служащим организацией).
8. Порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов при осуществлении закупок
8.1. Руководитель государственного/муниципального органа рассматривает декларацию о возможной личной заинтересованности, материалы по результатам проверки и предложения подразделения по профилактике коррупционных правонарушений о наиболее подходящих формах урегулирования конфликта интересов, а в случае необходимости определяет дополнительные формы урегулирования конфликта интересов и направляет указанную декларацию и материалы по результатам ее рассмотрения в комиссию по противодействию коррупции.
8.2. Рассмотрение декларации о возможной личной заинтересованности осуществляет комиссия по противодействию коррупции государственного/муниципального органа коллегиально.
8.3. При рассмотрении декларации о возможной личной заинтересованности председатель комиссии по противодействию коррупции вправе проводить собеседование с декларантом, получать от него письменные пояснения, направлять в установленном порядке запросы в заинтересованные организации (органы).
8.4. По результатам рассмотрения декларации о возможной личной заинтересованности принимается решение (рекомендации работодателю) о конкретном способе (формах) разрешения (урегулирования) конфликта интересов (возможности возникновения конфликта интересов).
8.5. В случае привлечения государственного/муниципального служащего к ответственности за коррупционное правонарушение, допущенное при осуществлении закупки, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивает с соблюдением законодательства Российской Федерации ознакомление иных государственных/муниципальных служащих с последствиями незаконных действий (бездействия).
8.6. Проверенные декларации и заключения по каждому декларанту хранятся в [указать место хранения материалов], расположенном в подразделении по профилактике коррупционных правонарушений, в соответствии с требованиями о защите сведений, являющихся персональными данными.
9. Меры ответственности
9.1. Соблюдение требований настоящего Положения является обязательным для всех гражданских/муниципальных служащих государственного/муниципального органа.
9.2. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.3. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения.
10.2. Настоящее Положение может быть изменено и (или) дополнено, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации.
10.3. Изменения и дополнения к настоящему Положению вступают в силу с даты их утверждения в установленном порядке.
Примечание. Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов утверждается либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта (пункт 5.2 Методических рекомендаций).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Подготовлено экспертами компании "Гарант"