Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 июня 2008 г. N КА-А40/4545-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 г.
Государственное унитарное предприятие Дирекция единого заказчика района "Бескудниковский" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе возместить 479 957 руб. 97 коп., а также об обязании налогового органа возместить излишне взысканные 479 957 руб. 97 коп. (из которых 477 955 руб. 61 коп.- путем возврата (с учетом уточнения заявления в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2007 г. требования Предприятия удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 г. указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и заявителю отказать в удовлетворении его требований.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а также просил приобщить к материалам дела отзыв на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции с учетом мнения представителя Инспекции, руководствуясь ст.ст. 184, 185, 279 АПК РФ определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу налогового органа к материалам дела.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судебными инстанциями, налоговым органом в адрес Предприятия выставлены требования NN 9234-9242 от 16.08.2006 г. об уплате налогов со сроком исполнения - 31.08.2006 года.
В связи с неисполнением данных требований в установленный срок, Инспекцией вынесено решение от 14.09.2006 г. N 10490 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках", согласно которому с заявителя подлежат взысканию налоги и пени на общую сумму 1 348 149 руб. 09 коп.
На основании данного решения, 5 октября 2006 года налоговым органом выставлены на исполнение в ОАО "Банк Москвы" инкассовые поручения, по которым банком произведено списание денежных средств с расчетного счета заявителя в размере 479 957 руб. 97 коп. (ЕСН, налог на прибыль организаций, недоимка, пени, штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами, налог на пользователей автомобильных дорог, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 мая 2007 года по делу N А40-77541/06-14-458 признано недействительным решение Инспекции от 14.09.2006 г. N 10490. При этом, суд исходил из того, что у налогового органа отсутствуют правовые основания, указанные в оспариваемом решении, для взыскания налогов и пени за счет денежных средств налогоплательщика, следовательно, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2007 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2007 но делу N А40-77541/06-14-458 оставлено без изменения.
Предприятие 10 августа 2007 года письмом N 946/7 обратилось в Инспекцию с просьбой о возврате денежных средств, списанных ОАО "Банк Москвы" по инкассовым поручениям, выставленным налоговым органом на основании решения N 10490. В полученном ответе, возврат излишне взысканных налоговым органом сумм недоимки и пени, поставлен в зависимость от проведения сверки по уплате налогов в бюджет начиная с 2001 года.
Посчитав свои права нарушенными, Предприятие обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции и обязании возместить излишне взысканные суммы.
Удовлетворяя требования Предприятия, суд исходил из того, что оспариваемое бездействие Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами Арбитражного суда г. Москвы.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы жалобы о наличии у заявителя задолженности по уплате налогов в бюджет, и пени, правомерно отклонены судами, как документально не подтвержденные.
Согласно пункту 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
На основании пункта 9 статьи 79 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе возместить Предприятию 477 955 руб. 61 коп. являются незаконными, нарушают права налогоплательщика.
Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
С учетом положений главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 000 руб. подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 декабря 2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 г. по делу N А40-49326/07-108-291 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 13 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 13 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2008 г. N КА-А40/4545-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании