Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 июля 2008 г. N КГ-А40/4218-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2008 г.
ООО "Юлан" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения МИФНС N 46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации сведений об ООО "Юлан", связанных с внесением изменений в учредительные документы, обязании МИФНС N 46 по г. Москве зарегистрировать в ЕГРЮЛ изменения в сведения об ООО "Юлан", связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2008 г. по делу N А40-54525/07-79-340 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель - ИФНС России N 46 по г. Москве, не согласившись с решением суда, указывает на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, и неправильное применение норм материального права, а именно: в соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.018.2001 г. N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган подписанное заявителем заявление, в котором подтверждается, что сведения содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны.
В заявлении о государственной регистрации изменений по форме Р14001 не был представлен и заполнен лист "Д" являющийся частью заявления по форме Р14001, на нового участника З.Р.Ф.
Кроме того, заявитель в кассационной жалобе ссылается на абзац 3 пункта 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, в которой на то, что заявление представляется в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Заявитель сослался в кассационной жалобе на то, что заявления по форме Р13001 и Р14001 при изменении сведений об участниках юридического лица являются взаимосвязанными и их одновременное представление необходимо в регистрирующий орган.
Заявитель также ссылается на то, что материалами регистрационного дела ООО "Юлан" подтверждается, что заявление по форме Р14001, заполненное в установленном законом порядке, в регистрирующий оргна не было представлено одновременно с представлением заявления по форме Р13001.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца, в устном выступлении просил решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, ссылаясь на соблюдении при их принятии норм процессуального и материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы свою позицию поддержал в полном объеме.
ООО "Юлан", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела ответчиком было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов от 21.08.07 г., в соответствии с которым было постановлено в соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказать в государственной регистрации на основании непредставления определенных п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов, определенных п. 1 ст. 17 названного ФЗ.
Из буквального текста оспариваемого решения также следует, что заявителю в государственной регистрации указанных изменений было отказано со ссылкой на тот факт, что в представленных в регистрирующий орган изменениях, вносимых в учредительные документы сведения об учредителях указанного Общества не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.
При этом в регистрирующий орган не представлено заявителем заявление по Форме Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ N 439 от 19.06.02 г. (в редакции Постановления Правительства РФ N 630 от 16.10.03 г., от 20.02.04 г. N 110, от 13.12.05 г. N 760), представляемое в регистрирующий орган в связи с изменением сведений об участниках Общества.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
В соответствии со ст. 9 названного ФЗ, документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 данного ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Судом первой инстанции были исследованы материалы регистрационного дела, представленных ответчиком на регистрацию заявителем были представлены в соответствии с Распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица от 14.08.07 г. в том числе заявление по форме Р13001 с приложениями. Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по Форме Р13001 было подписано З.Р.Ф. 14.08.07 г. При этом подлинность указанного заявления засвидетельствована нотариусом в соответствии с требованиями ст. 9 названного ФЗ.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на незаполнение заявителем листа "Д" заявления, которые, по его мнению, свидетельствуют о невыполнении требований Постановления Правительства РФ N 760 от 13.12.05 г. "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам государственной регистрации юридического лица и индивидуальных предпринимателей и сведения ЕГР налогоплательщиков".
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что такой порядок Постановлением Правительства не урегулирован.
Вместе с тем в соответствии с разделом 4-м Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, являющегося приложением к Приказу ФНС России от 01.11.04 г. N САЭ-3-09/16 @ установлены требования к порядку заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 в соответствии с п. 3.7 которых предусмотрен порядок его оформления.
Судом первой инстанции также правомерно отклонены ссылки ответчика на то, что заявителем не было представлено на регистрацию заявление по Форме Р14001 в связи с обращением заявителя в регистрирующий орган по иным вышеуказанным основаниям, поскольку такие требования отсутствуют как в п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так и в Методических разъяснениях.
Кроме того, в представленных ответчиком материалах регистрационного дела также имеется и заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, которое заявитель представил в соответствии с имеющейся в регистрационном деле распиской в получении документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, полученного ответчиком также 14.08.07 г.
В связи с представлением заявителем такого заявления судом первой инстанции в соответствии с предметом данного спора не мог быть принят во внимание вынесенный ответчиком отказ в регистрации изменений в сведения юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, поскольку указанный отказ в рамках рассматриваемого спора судом не рассматривается.
Доводы заявителя в кассационной жалобе со ссылками на положения п. 4 ст. 5, п.п. "л" п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/6645-07 от 17.08.07 г. рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, не усматривается.
Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.02.2008 г. по делу N А40-54525/07-79-340 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС N 46 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2008 г. N КГ-А40/4218-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании