Настоящая форма разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Положение о правилах организации деятельности поликлиники и ее структурных подразделений при оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
[наименование медицинской организации]
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности [указать наименование поликлиники] (далее - поликлиника).
1.3. Поликлиника является [самостоятельной медицинской организацией/структурным подразделением (указать наименование медицинской организации) (структурного подразделения медицинской организации))], оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
1.4. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
1.5. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
1.6. Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:
- первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
- первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
- первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
1.7. Первичная медико-санитарная помощь оказывается:
1) амбулаторно, в том числе:
- в поликлинике по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;
- по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;
2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
1.8. Первичная медико-санитарная помощь в поликлинике оказываться населению в качестве [бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации/платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций].
1.9. Основными задачами поликлиники являются:
- оказание первичной (доврачебной, врачебной, специализированной) медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной форме больным, проживающим на территории обслуживания и (или) прикрепленным на обслуживание, при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;
- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;
- проведение диспансеризации населения;
- диагностика и лечение различных заболеваний и состояний;
- восстановительное лечение и реабилитация;
- клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности и направление граждан на медико-социальную экспертизу;
- диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями с целью своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
- организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан;
- установление медицинских показаний и направление в медицинские организации для получения специализированных видов медицинской помощи;
- организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;
- проведение всех видов медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические);
- установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе в отношении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
- проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации, в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, выявление больных инфекционными заболеваниями, динамическое наблюдение за лицами, контактирующими с больными инфекционными заболеваниями по месту жительства, учебы, работы и за реконвалесцентами, а также передача в установленном порядке информации о выявленных случаях инфекционных заболеваний;
- осуществление врачебных консультаций;
- осуществление медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе;
- экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и продление листков нетрудоспособности;
- организация и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, предупреждения потребления психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табака, наркотических веществ;
- выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
- оказание медицинской помощи по отказу от курения и злоупотребления алкоголем, включая направление на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;
- организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактике, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;
- проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска, обеспечение памятками, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;
- повышение квалификации врачей и работников со средним медицинским образованием;
- ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;
- осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Роспотребнадзором, Росздравнадзором, иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной и паллиативной медицинской помощи.
1.10. Работа поликлиники организуется по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривает оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.
1.11. В поликлинике предусмотрены планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающие комфортность пребывания пациентов, включая организацию открытой регистратуры с инфоматом, электронного табло с расписанием приема врачей, колл-центра, системы навигации, зоны комфортного пребывания в холлах и оснащение входа автоматическими дверями.
2. Квалификационные требования к персоналу поликлиники
2.1. Штатная численность поликлиники устанавливается с учетом рекомендуемых штатных нормативов поликлиники, установленных приложением N 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, исходя из уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, удаленности населенных пунктов от медицинских организаций (обособленных структурных подразделений медицинских организаций), а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
2.2. На должность руководителя поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (далее - Квалификационные требования к работникам с высшим образованием), по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" и (или) требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н, по характеристике должности "Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации".
2.3. На должность заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) поликлиники - врача-специалиста и врача поликлиники назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам с высшим образованием по соответствующей специальности.
2.4. На должность фельдшера поликлиники назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н, по специальности "лечебное дело".
2.5. На должность медицинской сестры поликлиники назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам со средним профессиональным образованием по специальности "сестринское дело" или "сестринское дело в педиатрии".
3. Структура поликлиники
3.1. Структура поликлиники устанавливается [главным врачом поликлиники/руководителем медицинской организации (структурного подразделения медицинской организации), в структуру которой она входит], исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, установленных приложением N 2 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н, уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
3.2. Для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:
- регистратура;
- отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи;
- кабинет доврачебной помощи;
- отделение общей врачебной (семейной) практики;
- терапевтическое отделение;
- отделение (кабинет) медицинской профилактики;
- центр здоровья;
- помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья);
- отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи;
- процедурный кабинет;
- смотровой кабинет;
- прививочный кабинет;
- дневной стационар;
- информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики;
- организационно-методический кабинет (отделение);
- административно-хозяйственные подразделения;
- диагностические отделения (кабинеты): [клинико-диагностическая лаборатория (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ и услуг по клинической лабораторной диагностике)/микробиологическая лаборатория (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ и услуг по клинической лабораторной диагностике)/отделение (кабинет) функциональной диагностики/отделение рентгенодиагностики, которое может включать рентгеновский кабинет, рентгеновский кабинет для рентгенографии легких (флюорографии), кабинет рентгеновский маммографический, кабинет рентгеновский компьютерной томографии и (или) кабинет магнитно-резонансной томографии/отделение (кабинет) ультразвуковой диагностики/отделение (кабинет) эндоскопической диагностики].
Примечание. В зависимости от численности прикрепленного населения в структуре поликлиники рекомендуется предусматривать отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты), в соответствии с п. 9 Правил организации деятельности поликлиники, являющихся приложением N 1 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н.
4. Правила организации деятельности кабинета (отделения) доврачебной помощи поликлиники
4.1. Кабинет (отделение) доврачебной помощи поликлиники (далее - кабинет, отделение) организуется как структурное подразделение поликлиники.
4.2. Медицинская помощь в кабинете (отделении) оказывается медицинскими работниками со средним медицинским образованием из числа наиболее опытных сотрудников, а также медицинскими сестрами с высшим медицинским образованием.
4.3. Организация работы в кабинете (отделении) может осуществляться как на постоянной основе медицинскими работниками кабинета (отделения), так и на функциональной основе медицинскими работниками других подразделений поликлиники в соответствии с графиком, утвержденным руководителем поликлиники.
4.4. Руководство кабинетом (отделением) осуществляет уполномоченный руководителем поликлиники заведующий одного из отделений поликлиники.
4.5. Кабинет (отделение) рекомендуется размещать в непосредственной близости от регистратуры поликлиники для обеспечения их взаимодействия.
4.6. Основными задачами кабинета (отделения) доврачебной помощи являются:
- прием больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;
- направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме;
- проведение антропометрии, измерение артериального и глазного давления, температуры тела, остроты зрения и слуха, других диагностических манипуляций, выполнение которых входит в компетенцию работников со средним медицинским образованием, заполнение паспортной части посыльного листа на медико-социальную экспертизу, санитарно-курортной карты, данных лабораторных и других функционально-диагностических исследований перед направлением на медико-социальную экспертизу, на санаторно-курортное лечение, оформление справок, выписок из индивидуальных карт амбулаторного больного и другой медицинской документации, оформление и ведение которой входят в компетенцию работников со средним медицинским образованием;
- оформление листков и справок временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;
- участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров.
4.7. Кабинет (отделение) обеспечивается необходимым медицинским оборудованием, инструментарием и бланками медицинской документации.
5. Правила организации деятельности регистратуры поликлиники
5.1. Регистратура является структурным подразделением, обеспечивающим формирование и распределение потоков пациентов, своевременную запись и регистрацию больных на прием к врачу, в том числе с применением информационных технологий.
5.2. Непосредственное руководство работой регистратуры поликлиники осуществляет заведующий регистратурой, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем поликлиники.
5.3. Основными задачами регистратуры поликлиники являются:
- организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в том числе в автоматизированном режиме, в кабинет медицинской профилактики, кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону);
- организация и осуществление регистрации вызовов врачей на дом по месту жительства (пребывания) больного;
- обеспечение регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;
- систематизированное хранение медицинской документации пациентов, обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей.
5.4. Для осуществления своих задач регистратура организует и осуществляет:
- информирование населения о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара и иных подразделений поликлиники, в том числе в субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов помещений;
- информирование о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения руководителем поликлиники, его заместителями; адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне ответственности которого находится поликлиника;
- информирование о правилах подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови, желудочного сока и др.);
- запись на прием к врачам поликлиники и регистрация вызовов врачей по месту жительства (пребывания) больного, своевременную передачу врачам информации о зарегистрированных вызовах;
- направление в установленном порядке обратившихся в поликлинику на профилактические обследования и осмотры;
- подбор медицинских карт амбулаторных больных, записавшихся на прием или вызвавших врача на дом;
- доставку медицинской документации пациентов в кабинеты врачей;
- оформление листков (справок) временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрацию в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков;
- сортировку и внесение в медицинскую документацию результатов выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований.
Примечание. В составе регистратуры поликлиники рекомендуется предусматривать стол справок, зал (стол) самозаписи, рабочие места для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещение для хранения и подбора медицинской документации, помещение для оформления медицинских документов, медицинский архив.
6. Правила организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники
6.1. Отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи является структурным подразделением поликлиники и организуется для оказания медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи (далее - неотложные состояния).
6.2. Оказание неотложной медицинской помощи лицам, обратившимся с признаками неотложных состояний, может осуществляться в амбулаторных условиях или на дому при вызове медицинского работника.
6.3. Неотложная медицинская помощь может оказываться в качестве первичной доврачебной медико-санитарной помощи фельдшерами, а также в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи врачами-специалистами.
6.4. Штатная численность медицинского и другого персонала отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи устанавливается руководителем поликлиники.
Медицинскую помощь в отделении (кабинете) неотложной медицинской помощи могут оказывать медицинские работники отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи либо медицинские работники других подразделений поликлиники в соответствии с графиком дежурств, утвержденным ее руководителем.
6.5. Неотложная медицинская помощь лицам, обратившимся в поликлинику с признаками неотложных состояний, оказывается по направлению регистратора безотлагательно.
6.6. Неотложная медицинская помощь на дому осуществляется в течение не более 2 часов после поступления обращения больного или иного лица об оказании неотложной медицинской помощи на дому.
6.7. В случае отсутствия эффекта от оказываемой медицинской помощи, ухудшения состояния больного и возникновения угрожающих жизни состояний медицинские работники принимают меры к их устранению с использованием стационарной или переносной укладки экстренной медицинской помощи и организуют вызов бригады скорой медицинской помощи либо транспортировку больного в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника.
6.8. После оказания неотложной медицинской помощи больному и устранения либо уменьшения проявлений неотложного состояния больной направляется к врачу либо участковому врачу передаются сведения о больном для осуществления посещения больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) в течение суток.
7. Правила организации деятельности кабинета врача общей практики (семейного врача)
7.1. Кабинет врача общей практики (семейного врача) (далее - кабинет) является структурным подразделением поликлиники.
7.2. Кабинет организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению.
7.3. Оказание медицинской помощи в кабинете осуществляется на основе взаимодействия врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.), осуществляющих свою деятельность в поликлинике, а также других медицинских организаций.
7.4. Структура кабинета и штатная численность устанавливаются руководителем поликлиники исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности, половозрастного состава обслуживаемого населения, показателей уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, других показателей, характеризующих здоровье населения.
7.5. Основными задачами кабинета являются:
- оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, в том числе в дневном стационаре;
- осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;
- осуществление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- осуществление диспансерного наблюдения больных хроническими заболеваниями с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления;
- осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;
- выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
- оказание медицинской помощи курящим и избыточно потребляющим алкоголь по отказу от курения и злоупотребления алкоголем, включая направление их для консультации и осуществления коррекции факторов риска развития заболеваний в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и при необходимости в специализированные профильные медицинские организации;
- организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, включая мероприятия по укреплению здоровья населения;
- организация и проведение школ здоровья, школ для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и заболеваниями, являющимися основными причинами смертности и инвалидности населения, а также для лиц с высоким риском их возникновения;
- устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника либо бригады скорой медицинской помощи;
- оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, осуществляющей оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи по месту жительства больного, и последующим посещением больного с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение) при наличии медицинских показаний;
- обучение населения вопросам оказания первой помощи, а также индивидуальное и/или групповое обучение лиц, имеющих высокий риск развития жизнеугрожающих состояний, и членов их семей правилам первой помощи при этих состояниях;
- направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи;
- выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление выявленных онкологических больных и больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;
- формирование групп риска;
- осуществление диспансерного наблюдения за предраковыми заболеваниями;
- организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу;
- осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение предварительных или периодических медицинских осмотров работников и водителей транспортных средств;
- осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
- осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора, иными организациями по вопросам оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи.
7.6. Для обеспечения своей деятельности кабинет использует возможности структурных подразделений поликлиники.
8. Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады
8.1. Мобильная медицинская бригада организуется в структуре поликлиники для проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
8.2. Состав мобильной медицинской бригады формируется руководителем поликлиники из числа врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием исходя из цели ее формирования и возложенных задач, с учетом имеющихся медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, медико-демографических особенностей территории обслуживания медицинской организации, ее кадрового и технического потенциала, а также половозрастной, социальной структуры населения и его потребности в отдельных видах (по профилю) медицинской помощи (включая вопросы индивидуальной и групповой профилактики неинфекционных заболеваний, обучение населения правилам оказания первой помощи, консультирование по вопросам ведения здорового образа жизни).
В состав мобильной медицинской бригады по согласованию могут включаться медицинские работники других медицинских организаций.
8.3. Работа мобильной медицинской бригады осуществляется в соответствии с планом, утвержденным руководителем поликлиники, в составе которой она организована.
8.4. Руководство мобильной медицинской бригадой возлагается руководителем поликлиники на одного из врачей мобильной медицинской бригады из числа имеющих опыт лечебной и организационной работы.
8.5. Мобильная медицинская бригада в целях выполнения своих функций обеспечивается комплексами передвижными медицинскими.
Примечание. Оснащение мобильных медицинских бригад осуществляется в соответствии со стандартом оснащения мобильной медицинской бригады согласно приложению N 24 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н.
8.6. Обеспечение и контроль деятельности мобильных медицинских бригад осуществляет руководитель медицинской организации, в составе которой они созданы.
9. Правила организации деятельности дневного стационара
9.1. Дневной стационар является структурным подразделением поликлиники и организуется для осуществления лечебных и диагностических мероприятий при заболеваниях и состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
9.2. Структура и штатная численность дневного стационара устанавливаются руководителем поликлиники исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением N 10 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н.
9.3. На должность заведующего дневным стационаром поликлиники - врача-специалиста назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н.
9.4. Медицинскую помощь в дневном стационаре могут оказывать медицинские работники дневного стационара либо медицинские работники других подразделений поликлиники в соответствии с графиком дежурств, утвержденным ее руководителем.
9.5. Для организации работы дневного стационара в его структуре предусмотрены:
- палаты;
- процедурная (манипуляционная);
- пост медицинской сестры;
- кабинет заведующего дневным стационаром;
- комната для приема пищи больными;
- кабинеты врачей;
- комната персонала;
- комната для временного хранения оборудования;
- санузел для персонала;
- санузел для пациентов;
- санитарная комната.
9.6. Оснащение дневного стационара осуществляется в соответствии со стандартом оснащения дневного стационара согласно приложению N 11 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н.
9.7. Количество мест и режим работы дневного стационара определяются руководителем поликлиники с учетом мощности поликлиники и объемов проводимых медицинских мероприятий (в 1 или 2 смены).
9.8. Дневной стационар осуществляет следующие функции:
- оказание медицинской помощи больным, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи;
- лечение больных, выписанных из стационара под наблюдение врача поликлиники после оперативных вмешательств, в случае необходимости проведения лечебных мероприятий, требующих наблюдения медицинским персоналом в течение нескольких часов в условиях медицинской организации;
- внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных;
- ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, ведение которых предусмотрено законодательством;
- участие в проведении мероприятий по повышению квалификации врачей и медицинских работников со средним медицинским образованием.
9.9. При отсутствии эффекта от проводимого лечения в дневном стационаре или при возникновении показаний для круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, а также при отсутствии возможности проведения дополнительных обследований по медицинским показаниям больной направляется для проведения дополнительных обследований и (или) лечения, в том числе в стационарных условиях.
10. Правила организации деятельности врачебной амбулатории
10.1. Врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи (далее - первичная врачебная медицинская помощь), а также первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению.
Врачебная амбулатория является структурным подразделением поликлиники.
10.2. Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу.
10.3. На должность заведующего врачебной амбулаторией - врача-специалиста, назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (далее - Квалификационные требования к работникам с высшим образованием).
10.4. На должность врача врачебной амбулатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам с высшим образованием по соответствующей специальности.
10.5. На должность фельдшера врачебной амбулатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н (далее - Квалификационные требования к работникам со средним профессиональным образованием), по специальности "лечебное дело".
10.6. На должность акушерки врачебной амбулатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам со средним профессиональным образованием по специальности "акушерское дело".
10.7. На должность медицинской сестры врачебной амбулатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам со средним профессиональным образованием по специальности "сестринское дело" или "сестринское дело в педиатрии".
10.8. Для осуществления вызовов медицинских работников на дом врачебную амбулаторию рекомендуется обеспечивать транспортными средствами, в том числе специальными.
10.9. Структура врачебной амбулатории и штатная численность устанавливаются руководителем поликлиники исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии Приложением N 13 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н.
10.10. Для организации работы врачебной амбулатории в ее структуре предусматриваются следующие помещения:
- регистратура;
- процедурная;
- кабинеты врачей;
- кабинет медицинской профилактики;
- комната персонала;
- санузел для персонала;
- санузел для пациентов;
- клиническая лаборатория;
- биохимическая лаборатория;
- санитарная комната.
10.11. С целью совершенствования оказания медицинской помощи во врачебной амбулатории может организовываться кабинет (отделение) доврачебной помощи, кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи, дневной стационар, в том числе стационар на дому.
10.12. Оказание медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется на основе взаимодействия врачей-терапевтов участковых, врачей-терапевтов участковых цехового врачебного участка, врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.), осуществляющих свою деятельность во врачебной амбулатории либо в поликлинике, а также других медицинских организаций.
10.13. Оснащение врачебной амбулатории осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н.
10.14. Основными задачами врачебной амбулатории являются:
- диагностика и лечение острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений и других состояний;
- осуществление диспансерного наблюдения за больными хроническими заболеваниями;
- осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;
- устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника врачебной амбулатории либо бригадой скорой медицинской помощи;
- оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, в зоне ответственности которой находится данная врачебная амбулатория;
- посещение пациента в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение);
- направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов медицинской помощи (по профилям);
- организация стационара на дому;
- активное выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;
- осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;
- осуществление мероприятий по медицинской профилактике, включая организацию и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению и укреплению здоровья населения, школ здоровья для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и лиц с высоким риском их возникновения, формирование групп риска развития заболеваний, включая обучение населения правилам оказания первой помощи, направление на консультацию по вопросам ведения здорового образа жизни;
- осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
- оказание медицинской помощи лицам, курящим и избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголем, включая направление их для консультации и лечения в отделения медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные медицинские организации;
- осуществление взаимодействия с медицинской организацией, в структуру которого входит врачебная амбулатория, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи.
10.15. Работа врачебной амбулатории организуется по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривает оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.
11. Правила организации деятельности Центра (Отделения) общей врачебной практики (семейной медицины)
11.1. Центр (Отделение) общей врачебной практики (семейной медицины) (далее - Центр) организуется как структурное подразделение поликлиники и организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи (далее - врачебная медицинская помощь), первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) в рамках оказания неотложной медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи.
11.2. Оказание медицинской помощи в Центре осуществляется на основе взаимодействия врачей общей практики (семейных врачей) и врачей-специалистов по профилю заболевания пациента (врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов, врачей-гастроэнтерологов и др.), осуществляющих свою деятельность в поликлинике, а также других медицинских организаций.
11.3. Структура Центра и штатная численность устанавливаются руководителем поликлиники исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности, половозрастного состава обслуживаемого населения, показателей уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, других показателей, характеризующих здоровье населения, и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии приложением N 22 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н.
11.4. На должность руководителя Центра назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н, с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (далее - Квалификационные требования к работникам с высшим образованием), по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" и (или) требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н, по характеристике должности "Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации".
11.5. На должность врача Центра назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам с высшим образованием по соответствующей специальности.
11.6. На должность медицинской сестры Центра назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н (далее - Квалификационные требования к работникам со средним профессиональным образованием), по специальности "сестринское дело" или "сестринское дело в педиатрии".
11.7. На должность фельдшера Центра назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к работникам со средним профессиональным образованием по специальности "лечебное дело".
11.8. Для организации работы Центра в его структуре предусмотрены:
- регистратура;
- консультативно-лечебное отделение, которое может включать в себя:
- кабинеты врача общей практики (семейного врача);
- гинекологический (смотровой) кабинет;
- стоматологический кабинет;
- манипуляционную;
- детский прививочный кабинет;
- процедурную;
- перевязочную;
- физиотерапевтический кабинет;
- отделение дневного стационара;
- отделение (кабинет) медицинской профилактики;
- клинико-диагностическую лабораторию;
- пункт детского питания.
Примечание. С целью совершенствования оказания медицинской помощи в Центре может организовываться кабинет (отделение) доврачебной помощи, кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи, дневной стационар, в том числе стационар на дому, кабинет медицинской помощи при отказе от курения.
11.9. Центр осуществляет следующие функции:
оказание врачебной медицинской помощи в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, в том числе:
- информирование населения о необходимости и возможности выявления факторов риска и оценки степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний, их медикаментозной и немедикаментозной коррекции и профилактики, а также консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни в подразделениях Центра, отделениях (кабинетах) медицинской профилактики и центрах здоровья;
- выявление курящих и избыточно потребляющих алкоголь лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
- оказание медицинской помощи курящим лицам и лицам, избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголем, включая направление их для консультации и лечения в центры здоровья и специализированные профильные медицинские организации;
- проведение профилактических осмотров, индивидуального и группового профилактического консультирования и обследования;
- обучение в школах здоровья, в школах для больных и лиц с повышенным уровнем риска развития неинфекционных заболеваний, включая обучение групп риска правилам первой помощи при внезапной остановке сердца, остром коронарном синдроме, остром нарушении мозгового кровообращения и других угрожающих жизни состояниях, являющихся основными причинами смертности населения вне медицинских организаций;
- проведение оздоровительных мероприятий, медикаментозной и немедикаментозной коррекции факторов риска заболеваний, диспансерное наблюдение лиц, имеющих высокий риск развития хронического неинфекционного заболевания и его осложнений, направление при наличии медицинских показаний лиц с очень высоким риском хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту по профилю угрожаемого заболевания или его осложнения;
- осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике хронических неинфекционных заболеваний среди населения территории (зоны) обслуживания;
- осуществление профилактики инфекционных заболеваний;
- осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;
- осуществление диспансерного наблюдения за состоянием здоровья пациентов с проведением необходимого обследования, лечения и оздоровления;
- организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению, включая мероприятия по укреплению здоровья;
- устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации или их подразделения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, в сопровождении медицинского работника либо бригады скорой медицинской помощи;
- оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, осуществляющей оказание врачебной медицинской помощи по месту жительства больного, с последующим посещением пациента в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение);
- организация стационара на дому;
- обучение населения вопросам оказания первой помощи;
- направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи;
- выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление выявленных онкологических больных и больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;
- формирование групп риска;
- осуществление диспансерного наблюдения за предраковыми заболеваниями;
- организация и оказание паллиативной помощи больным, в том числе больным онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу;
- осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение предварительных или периодических медицинских осмотров работников;
- осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, санитарно-гигиеническое образование населения;
- осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, территориальными органами Роспотребнадзора и Росздравнадзора, иными учреждениями и организациями по вопросам оказания доврачебной медицинской помощи;
- организация самостоятельно или совместно с органами социальной защиты медико-социальной медицинской помощи инвалидам и хроническим больным.
11.10. Для обеспечения своей деятельности Центр использует возможности структурных подразделений поликлиники.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящее положение обязательно для исполнения всеми работниками поликлиники.
12.2. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
12.3. Руководитель [наименование поликлиники] обеспечивает неограниченный доступ к настоящему документу.
12.4. Настоящее положение доводится до сведения всех работников персонально под роспись.
С положением ознакомлены:
N |
Ф. И. О. работника |
Дата |
Подпись |
1 |
2 |
3 |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о правилах организации деятельности поликлиники и ее структурных подразделений при оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению
Подготовлено экспертами компании "Гарант"