Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Положение о порядке разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ для взрослых
1 Общие положения
1.1. Настоящее Положение (далее - "Положение") разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", уставом [наименование образовательной организации] (далее - образовательная организация) и регламентирует порядок разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ для взрослых (далее - Программы).
1.2. Дополнительные общеразвивающие программы для взрослых разрабатываются с целью развития личностных способностей, формирования активной гражданской позиции, полноценной социальной адаптации, организации досуга, удовлетворения индивидуальных потребностей в самовыражении и самореализации, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
Особенности проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для взрослых определяются особенностями обучения взрослого контингента.
Дополнительные общеразвивающие программы для взрослых проектируются в целях реализации формального образования взрослых, а также неформального образования, не требующего формального подтверждения результатов образовательной деятельности (получения документа об образовании). По дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для взрослых могут обучаться взрослые граждане Российской Федерации и других государств, проживающие на территории Российской Федерации, а также граждане, имеющие доступ к образовательным ресурсам при помощи сети Интернет и иных дистанционных образовательных технологий, без профессиональных, возрастных, гендерных или иных ограничений.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для взрослых обеспечивают всестороннее личностное развитие и культурный рост, приспособление к быстро меняющейся социально-экономической и информационно-технической среде, а также при необходимости полноценную социальную адаптацию при изменении социального или профессионального статуса, переезде на новое место жительства и в иных сложных жизненных ситуациях.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей слушателей, учитывают принципы андрагогики как при проектировании, так и при реализации образовательных программ.
Задачами дополнительной общеразвивающей программы для взрослых являются:
- стимулирование интереса слушателей к предлагаемым заданиям за счет насыщения их социальным содержанием;
- возбуждение интереса за счет демонстрации перспектив использования полученных знаний в практике;
- актуализация личностно-престижной мотивации, желание отличиться, заслужить одобрение, похвалу в социально-активных видах деятельности, в проявлениях инициативы и ответственного исполнения.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны строиться на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
К освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для взрослых допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией, в соответствии с запросами конкретной целевой группы взрослого населения, для которой предназначена образовательная программа. Содержание дополнительных общеразвивающих программ для взрослых может формироваться по заказу органов социальной защиты или иных государственных или муниципальных органов при реализации государственных или муниципальных программ социальной поддержки и иных аналогичных программ, финансируемых из бюджетов различных уровней. Результаты обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для взрослых представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых слушателями.
1.3 Положение о дополнительных общеразвивающих программах для взрослых (далее - Положение) устанавливает единые требования к дополнительным общеразвивающим программам для взрослых, комплекту учебно-методической документации, процедурам и документам по утверждению и реализации программ.
2 Требования к дополнительной общеразвивающей программе для взрослых
2.1 Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых представляет собой совокупность учебно-методических документов, определяющих нормативный срок освоения, цели, результаты, содержание, образовательные технологии, ресурсы и условия реализации образовательной деятельности, формы аттестации, оценочные средства, критерии и процедуры оценки качества освоения.
2.2 Структура дополнительной общеразвивающей программы для взрослых включает цель, планируемые результаты обучения, характеристику формирующихся или подлежащих совершенствованию компетенций, учебный план, содержание разделов и тем программы, календарный учебный график, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, критерии оценки и иные компоненты.
Цели программы определяются в соответствии с запросами личности, работодателя, государства и общества.
Результаты обучения должны быть представлены в виде перечня компетенций, процесс становления и (или) развития которых планировался в процессе реализации Программы.
Учебный план программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение разделов и тем программы и иных видов учебной деятельности слушателей и формы аттестации.
Программа может иметь модульную структуру и может быть реализована по накопительной системе.
Модуль представляет собой относительно законченный элемент дополнительной программы, который может быть изучен автономно как отдельная программа с формализованными конкретными результатами обучения и формами контроля. После освоения всех модулей и итоговой аттестации слушателю выдаётся Сертификат.
По разделам, темам и модулям может быть предусмотрен текущий контроль уровня усвоения материала в виде опроса, собеседования, деловых игр и др.
Содержание реализуемой программы должно обновляться ежегодно или по мере необходимости, с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, изменения и актуализации потребностей обучающегося контингента, требований социально-экономической и информационно-технической среды к навыкам и компетенциям взрослого человека. С этой целью проводится анализ качества реализации образовательной услуги.
Содержание реализуемой программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
Содержание программы должно быть практически значимым, адаптированным к уровню предшествующего образования слушателей, учитывать потребности лица или организации, по инициативе которых осуществляется обучение, а технологии обучения - адекватными цели, эффективными, привлекательными для слушателей, обеспеченными необходимыми ресурсами.
Приоритетными для дополнительных программ являются информационные, дистанционные, практико-ориентированные технологии обучения, активные формы учебных занятий (практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии и т. д.).
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
2.3 Дополнительные общеразвивающие программы для взрослых могут быть представлены на иностранном языке в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и локальными нормативными актами образовательной организации.
2.4 Сроки освоения программ дополнительного образования определяются целью, содержанием программы и (или) договором о предоставлении образовательной услуги.
Реализация дополнительных образовательных программ для взрослых осуществляется в течение всего календарного года.
Единицей измерения трудоемкости дополнительной профессиональной программы является "академический час". Академический час включает в себя аудиторные часы (лекционные, практические, часы, отведенные на итоговую аттестацию) и часы самостоятельной работы. Академический час равен 45 минутам.
Соотношение аудиторных часов и часов на самостоятельную работу определяется целью, содержанием программы и (или) договором об оказании дополнительной образовательной услуги.
2.5 Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе для взрослых может быть очной, очно-заочной и заочной.
При реализации программы используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
2.6 Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых завершается выдачей [вписать нужное].
3 Требования к комплекту учебно-методической документации по дополнительным программам
3.1 В комплект учебно-методической документации по дополнительной общеразвивающей программе для взрослых входят следующие обязательные элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- планируемые результаты обучения;
- характеристика формирующихся и (или) подлежащих совершенствованию компетенций;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- содержание программы;
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- критерии оценки различных форм контроля;
- методические рекомендации;
- учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
3.2 По каждой дополнительной общеразвивающей программе для взрослых [наименование должности] локальным актом утверждают преподавателей по разделам (темам, модулям) программы. Ответственность за актуальность и качество программы несут [наименование должности].
4 Порядок утверждения дополнительных программ
4.1 Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых согласовывается с [вписать нужное] и утверждается приказом [наименование должности].
4.2 После утверждения программа размещается на сайте образовательной организации с информацией о начале реализации и стоимости программы.
4.3 На основании отчета о качестве реализации программы, в случае возникновения необходимости внесения изменений в программу, [наименование должности] вносит предложения о доработке программы.
5 Заключительные положения
5.1 Настоящее Положение утверждается приказом [наименование должности].
5.2 Изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются и вводятся в действие приказом [наименование должности].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о порядке разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ для взрослых
Подготовлено экспертами компании "Гарант"