[организационно-правовая форма, наименование государственного (муниципального) заказчика] |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]
[число, месяц, год] М. П. |
Положение
о порядке ведения претензионной и исковой работы в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов
[наименование государственного/муниципального заказчика]
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и определяет порядок организации и ведения претензионной и исковой работы в рамках исполнения государственных/муниципальных контрактов, заключенных [наименование государственного/муниципального заказчика] с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по результатам проведения закупок товаров, работ, услуг (далее соответственно - контракт, заказчик, контрагенты).
1.2. Нормативной базой претензионной и исковой работы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
- Закон о контрактной системе;
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
- положения контрактов.
При составлении претензий и исковых заявлений необходимо также руководствоваться судебной практикой.
1.3. Все исходящие претензии и исковые заявления оформляются на официальном бланке заказчика.
2. Основные задачи и функции претензионной и исковой работы
2.1. Основными задачами претензионной и исковой работы являются:
- понуждение недобросовестного контрагента к надлежащему исполнению обязательств по заключенному контракту;
- взыскание с недобросовестных контрагентов пеней, штрафов по контрактам в претензионном и (или) судебном порядке, а также судебных расходов в случае судебного разбирательства.
2.2. Основными функциями претензионной и исковой работы являются:
- осуществление контроля за надлежащим исполнением контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом;
- досудебное урегулирование споров, возникших в рамках исполнения контракта, а именно направление контрагенту претензий в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательств по контракту;
- подготовка исковых заявлений к недобросовестным контрагентам в рамках исполнения контракта в случае отказа контрагента от урегулирования возникшего спора в добровольном (претензионном) порядке;
- участие в рассмотрении дел по искам заказчика к недобросовестным контрагентам;
- подготовка документов для направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков;
- подготовка отчетов о претензионной и исковой работе.
3. Организация претензионной работы
3.1. Ведение претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов возлагается на [наименование структурного подразделения/должность работника] (далее - уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо).
3.2. Система контроля за исполнением условий контрактов должна в полной мере обеспечивать возможность оперативного и надлежащего реагирования заказчика на нарушения условий контракта контрагентом, в том числе своевременное документирование фактов выявленных нарушений, направление претензий и иное урегулирование спорных ситуаций.
3.3. Контрактная служба/контрактный управляющий в ходе исполнения контрактов организует непрерывный контроль за исполнением контрагентом условий контракта.
3.4. Основанием для предъявления претензии от имени заказчика является неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентами предусмотренных контрактами обязательств.
К фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту относятся:
- нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- нарушение объема поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- нарушение ассортимента поставляемого товара;
- нарушение качества выполняемых работ, оказываемых услуг;
- поставка некачественного товара;
- иные нарушения условий контракта.
3.5. В случае выявления ненадлежащего исполнения или неисполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, контрактная служба/контрактный управляющий не позднее [указать срок] с даты такого выявления направляет в уполномоченное структурное подразделение/должностному лицу письменное обращение о необходимости начала претензионной работы в отношении недобросовестного контрагента с приложением следующих документов:
- копия контракта;
- копия документа, подтверждающего ненадлежащее исполнение или неисполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом.
3.6. Уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо не позднее [указать срок] с даты получения письменного обращения определяет правовые основания для предъявления претензии и при их наличии предъявляет контрагенту претензию.
3.7. Претензия должна содержать следующие данные:
- о сторонах контракта: наименование, адрес;
- номер и дата контракта;
- основание предъявления претензии;
- доказательства нарушения обязательств по контракту;
- требование заказчика;
- сроки для добровольного исполнения требований заказчика.
3.8. Уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо вправе запрашивать дополнительные документы и информацию, необходимые для подготовки претензии. Должностные лица, ответственные за предоставление запрашиваемых документов, предоставляют их не позднее [указать срок] с момента получения запроса.
3.9. Претензия составляется в письменной форме за подписью должностного лица, обладающего правом подписи от имени заказчика, и предъявляется контрагенту по месту его нахождения.
3.10. Претензия передается нарочным под роспись или направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения, чтобы располагать доказательствами предъявления претензии.
3.11. О факте предъявления контрагенту претензии уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо информирует контрактную службу/контрактного управляющего с приложением копии претензии не позднее [указать срок].
3.12. Контрактная служба/контрактный управляющий контролирует исполнение контрагентом требований, содержащихся в претензии, а именно:
- проверяет полноту и соблюдение сроков исполнения требований, содержащихся в претензии;
- информирует уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо в случае полного или частичного отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в указанный в ней срок.
3.13. В случае неисполнения контрагентом заявленных в претензии требований в установленный срок заявленные требования подлежат взысканию в судебном порядке.
4. Организация исковой работы
4.1. В случае получения полного (частичного) отказа контрагента от исполнения заявленных в претензии требований или непоступления ответа на претензию в установленный в ней срок контрактная служба/контрактный управляющий не позднее [указать срок] с даты такого выявления направляет в уполномоченное структурное подразделение/должностному лицу письменное обращение о необходимости начала исковой работы в отношении недобросовестного контрагента с приложением следующих документов:
- копия контракта;
- копия документа, подтверждающего ненадлежащее исполнение или неисполнении контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом;
- копия претензии;
- информация о результатах рассмотрения контрагентом претензии;
- расчет суммы требований (основного долга и начисленных штрафных сумм);
- копии иных документов, имеющих отношение к неисполнению контрагентом обязательства по контракту.
4.2. Уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо не позднее [указать срок] с даты получения письменного обращения предъявляет исковое заявление в суд.
4.3. Форма и содержание иска, процедура предъявления иска регулируются главой 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главой 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
4.4. Уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо осуществляет сопровождение дела путем участия в судебном разбирательстве от имени заказчика.
4.5. Контрактная служба/контрактный управляющий контролирует поступление от контрагентов платежей в счет погашения задолженности по контракту, а также незамедлительно представляет в уполномоченное структурное подразделение/должностному лицу документы, имеющие отношение к взысканию задолженности по контракту (переписка, акты сверки расчетов и т. д.).
4.6. В случае погашения контрагентом задолженности (полного или частичного), достижения договоренности об условиях мирового соглашения или иной договоренности о погашении долга контрактная служба/контрактный управляющий незамедлительно направляет в уполномоченное структурное подразделение/должностному лицу письменное сообщение об этом с целью дальнейшей корректировки способов защиты интересов заказчика.
4.7. Контрактная служба/контрактный управляющий оказывает уполномоченному структурному подразделению/должностному лицу помощь в подготовке документов, а при необходимости обеспечивает присутствие в судебных заседаниях своих специалистов.
5. Рассмотрение поступивших претензий и исковых заявлений
5.1. При поступлении заказчику претензии и искового заявления в рамках исполнения контракта такие претензия и исковое заявление передаются в уполномоченное структурное подразделение/должностному лицу не позднее [указать срок] с даты их поступления.
5.2. Уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо не позднее [указать срок] с даты получения претензии, искового заявления направляет в ответственное подразделение служебную записку о предоставлении следующей информации:
- письменные пояснения по существу претензии, искового заявления;
- первичные и иные документы, подтверждающие возникновение и исполнение обязательства с участием заказчика: контракт со всеми изменениями, дополнениями и приложениями, счета и счета-фактуры, платежные документы, акт сверки задолженности, переписка с контрагентом и т. д.
5.3. Ответственное подразделение предоставляет запрашиваемые документы не позднее [указать срок] с момента получения запроса.
5.4. Уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо осуществляет правовую оценку возможных вариантов урегулирования претензионных и исковых требований не позднее [указать срок] с даты поступления документов.
5.5. По результатам правовой оценки может быть принято одно из следующих решений:
- отказ в удовлетворении требований, предъявленных в претензии, исковом заявлении. В данном случае оформляется письменный мотивированный отказ или отзыв на исковое заявление со ссылкой на нормативные правовые акты и обстоятельства, обосновывающие отказ;
- полное или частичное признание требований, предъявленных в претензии, исковом заявлении. В данном случае оформляется письменный ответ на претензию или заявление о признании иска с указанием на объем признанных требований.
6. Учет и хранение документации
6.1. В целях надлежащего контроля за претензионной и исковой работой уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо ведет журнал учета входящих и исходящих претензий, а также журнал учета исковых заявлений и движения по судебным делам.
6.2. Входящие и исходящие претензии, исковые заявления, ответы на претензии, отзывы на исковые заявления хранятся в [указать место хранения документации]. Срок хранения - [указать срок].
6.3. Уполномоченное структурное подразделение/должностное лицо представляет руководителю заказчика [указать периодичность] отчет о претензионно-исковой работе с анализом причин поступивших от контрагентов претензий и неисполнения контрагентами обязательств по контрактам.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
7.2. Настоящее положение доводится до сведения всех работников, ответственных за исполнение настоящего положения, персонально под роспись.
С положением ознакомлены:
N |
Ф. И. О. работника |
Дата |
Подпись |
1 |
2 |
3 |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о порядке ведения претензионной и исковой работы в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов
Подготовлено экспертами компании "Гарант"