Утверждено
[должность, Ф. И. О. руководителя
органа государственной власти]
приказ N [значение] от [число, месяц, год]
Положение об организации антимонопольного комплаенса
[наименование органа государственной власти субъекта Российской Федерации]
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об антимонопольном комплаенсе в [наименование органа государственной власти субъекта Российской Федерации] (далее - Департамент) разработано в целях соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации и утверждено для:
- выражения приверженности Департамента принципам законности, прозрачности ведения деятельности Департамента;
- изложения основополагающих принципов и правил, направленных на недопущение и предотвращение нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации (как со стороны Департамента, так и по отношению к нему);
- обеспечения осведомленности государственных гражданских служащих об общих требованиях антимонопольного законодательства Российской Федерации, об ответственности за их нарушение, а также о существующих в Департаменте механизмах, обеспечивающих их соблюдение;
- установления правил и определения круга мер, направленных на совершенствование культуры Департамента, внедрение, развитие и соблюдение лучших практик управления, а также стандартов и принципов делового поведения;
- недопустимости использования свободы экономической деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции;
- запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны Департамента, направленных на ограничение конкуренции;
- запрещения совершения действий, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства, в том числе приводящих к ограничению конкуренции;
- запрета антиконкурентных соглашений и действий;
- обеспечения конкуренции при проведении торгов;
- ограничения случаев непредоставления государственных преференций;
- предупреждения нарушений конкурентного законодательства в сочетании с действующим механизмом ответственности за правонарушения в указанной сфере.
1.2. Антимонопольная политика является стандартом Департамента общего значения, соблюдение ее положений является обязанностью всех без исключения государственных гражданских служащих Департамента.
1.3. При организации антимонопольного комплаенса [наименование органа государственной власти] руководствуется следующими принципами:
- заинтересованность руководства [наименование органа государственной власти] в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
- регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- обеспечение информационной открытости функционирования в [наименование органа государственной власти] антимонопольного комплаенса;
- непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в [наименование органа государственной власти];
- совершенствование антимонопольного комплаенса.
1.4. В дополнение к настоящему Положению об антимонопольном комплаенсе, Департаментом могут быть разработаны локальные акты, развивающие положения настоящего Положения об антимонопольном комплаенсе, регламентирующие порядок взаимодействия внутри Департамента при осуществлении антимонопольного комплаенса. При этом такие документы не должны противоречить настоящему Положению об антимонопольном комплаенсе.
1.5. Государственные гражданские служащие, занимающие руководящие должности в Департаменте, обязаны задавать стандарт поведения и личным примером формировать у государственных гражданских служащих понимание недопустимости и неприятие действий, которые могут привести к ограничению конкуренции. Государственным гражданским служащим следует учитывать, что нормы антимонопольного законодательства Российской Федерации применяются во взаимосвязи с иными отраслями регулирования.
1.6. Положение об антимонопольном комплаенсе Департамента содержит описание основных антимонопольных правил и ограничений, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении деятельности Департамента. При этом правила, установленные настоящим Положением об антимонопольном комплаенсе, не являются исчерпывающими в перечне ситуаций, в которых могут возникнуть риски нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
2. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Цели антимонопольного комплаенса:
- обеспечение соответствия деятельности [наименование органа государственной власти] требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности [наименование органа государственной власти].
2.2. Задачами антимонопольного комплаенса являются:
- выявление и управление рисками в области обеспечения соответствия деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- создание механизмов, обеспечивающих соответствие деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- внедрение механизмов реализации соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- регламентация процедур соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- обучение государственных гражданских служащих Департамента в целях соответствия их деятельности требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- осуществление контроля за функционированием и совершенствованием соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и соответствием деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
- обеспечение информированности и осведомленности государственных гражданских служащих об основных требованиях антимонопольного законодательства Российской Федерации, последствиях нарушений антимонопольного законодательства, а также о существующих в Департаменте, методах и механизмах, обеспечивающих соблюдение антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- повышение уровня оперативного выявления ситуаций, которые могут привести к нарушениям антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- установление мероприятий, направленных на совершенствование культуры Департамента, внедрение, развитие и соблюдение лучших практик управления, а также стандартов и принципов делового поведения;
- проведение оценки эффективности функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса.
2.3. Во исполнение поставленных задач антимонопольного комплаенса государственные гражданские служащие обязаны:
- в полной мере соблюдать требования, принципы и правила антимонопольного законодательства Российской Федерации и антимонопольного комплаенса;
- осознавать, что указанные в антимонопольном комплаенсе требования и правила не носят исчерпывающего характера;
- воздерживаться от совершения нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих служебных обязанностей руководствоваться интересами Департамента, не нарушая их из-за корысти, родства, дружбы или вражды;
- незамедлительно обращаться в Ответственное подразделение, к непосредственному руководителю в любой спорной ситуации, которая потенциально может привести к нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации.
3. Нормативное правовое регулирование основной деятельности
3.1. При осуществлении своей деятельности Департамент обязан соблюдать и предупреждать нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
3.2. В соответствии с настоящим Положением об антимонопольном комплаенсе обязательно соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", [указать иные нормативные правовые акты].
4. Требования антимонопольного комплаенса
4.1.# Недопустимые действия при осуществлении деятельности департамента:
4.1.1. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения Департамента.
4.1.2. Запрет на злоупотребление Департаментом доминирующим положением.
4.1.3. Запрет на согласованные действия Департамента, ограничивающие конкуренцию.
4.1.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, а также всякий акт конкуренции, противоречащий обычаям делового оборота или деловым обычаям, в том числе, но не ограничиваясь указанным:
- запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или направленные на это согласованные действия с участниками закупок;
- запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений.
4.2. При осуществлении закупочной деятельности Департамент руководствуются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о закупках), а также настоящим Положением об антимонопольном комплаенсе и иными нормативными правовыми актами.
4.3. Государственным гражданским служащим Департамента не следует допускать:
- проведения переговоров с потенциальными участниками закупок после объявления о проведении закупки в случаях, если такие переговоры прямо не предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- привлечения потенциального участника к подготовке закупочной документации либо технического задания, за исключением публичного обсуждения условий проведения закупки (если обсуждение предусмотрено законодательством Российской Федерации), включая закупочную документацию и (или) техническое задание;
- установления сроков на подачу заявок, более коротких, чем определено Федеральным законом о закупках;
- включения в закупочную документацию требований к закупаемым работам, услугам либо к участникам закупки, которым соответствует только один поставщик (подрядчик, исполнитель);
- принятия решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- включения в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включения в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- несоблюдения порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки);
- нарушения порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведения обязательного общественного обсуждения закупок;
- нарушения срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок;
- нарушения должностным лицом Департамента, сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных КОАП РФ, не более чем на два рабочих дня;
- размещения должностным лицом Департамента в единой информационной системе в сфере закупок или направления оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушения указанным лицом порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;
- размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки;
- размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график;
- размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено;
- отклонения заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признания заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранения участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признания заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признания заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушения порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушения порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией;
- неразмещения должностным лицом Департамента в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- установления порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов;
- включения в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включения в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой;
- утверждения конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определения содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;
- признания победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- сокращения сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушения порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт;
- заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных нужд;
- нарушения сроков заключения контракта или уклонения от заключения контракта;
- изменения условий контракта, в том числе увеличения цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- изменения условий контракта, в том числе увеличения цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нарушения порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта;
- несоставления документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправления мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания;
- приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- нарушения должностным лицом Департамента срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом;
- нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих правила закупок Департамента, предусмотренных Федеральным законом о закупках.
5. Работа с запросами антимонопольных органов
5.1. Департамент обязан представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию своевременно и в полном объеме необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
5.2. Требования настоящего раздела Положения об антимонопольном комплаенсе обязательны для государственных гражданских служащих Департамента при исполнении ими обязанности по представлению сведений и информации по запросам антимонопольных органов.
5.3. Посредством направления запроса антимонопольный орган может потребовать, в том числе:
- представления копий документов (акты, договоры, справки, деловая корреспонденция и т. д.);
- подготовки планов, графиков, таблиц и т. п., как по установленной антимонопольным органом форме, так и в произвольной форме на основании документов и информации, имеющейся в Департаменте;
- представления объяснений по обстоятельствам, интересующим антимонопольный орган.
5.4. За своевременную подготовку и передачу в антимонопольный орган документов и сведений (информации) по запросам антимонопольных органов ответственность возложена на уполномоченное подразделение.
5.5. Незамедлительно после получения запроса (требования) антимонопольного органа о предоставлении информации и документов уполномоченный орган организует подготовку необходимого пакета документов в установленный в запросе срок, привлекая при необходимости структурные подразделения, к сфере деятельности которых относятся требования антимонопольного органа, а также уведомляя о содержании уполномоченное подразделение.
5.6. Запрашиваемая информация и документы должны быть надлежащим образом оформлены и заверены подписью уполномоченного лица, представлены в антимонопольный орган в том виде, в каком указано в запросе (требовании), в бумажном виде или на электронном носителе. Если запрос не содержит указания на способ представления информации и документов, они представляются в бумажном виде.
5.7. Документы, содержащие информацию ограниченного доступа, представляются в антимонопольный орган в виде отдельного пакета документов с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами Департамента, регулирующими порядок представления такой информации.
5.8. Запрашиваемая информация и документы должны быть переданы непосредственно в антимонопольный орган до окончания рабочего дня последнего дня срока, установленного в запросе (требовании), либо направлены посредством почтовой связи заказным письмом до истечения установленного в запросе (требовании) срока с таким расчетом, чтобы они поступили в антимонопольный орган до истечения установленного срока.
5.9. В случае если в силу определенных обстоятельств Департамент не имеет возможности представить информацию и документы в антимонопольный орган в полном объеме, в установленный в запросе срок, уполномоченное подразделение направляет в адрес антимонопольного органа мотивированное ходатайство о продлении срока с обоснованием причин невозможности исполнения требования в установленный срок.
6. Выявление и предупреждение антимонопольных рисков
6.1. Государственные гражданские служащие Департамента при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны учитывать требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, знать и соблюдать запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных соглашений, обязаны выявлять и по возможности предупреждать возникновение антимонопольных рисков.
6.2. К сферам деятельности Департамента, связанным с применением антимонопольного законодательства Российской Федерации, в первую очередь, относится:
- совершенствование структуры и экономических механизмов поддержки в сфере промышленности, направленных на повышение эффективности функционирования отраслей промышленности и эффективное использование финансовых средств;
- предоставление субсидий из областного бюджета организациям обрабатывающих производств промышленности;
- осуществление функций государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Смоленской области;
- осуществление мероприятий по развитию экспорта промышленной продукции;
- разработка дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств областного бюджета;
- государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги);
- государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований и условий заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.
6.3. Основные риски Департамента связаны со следующими нарушениями:
- признание Департамента нарушившим антимонопольное законодательство Российской Федерации при осуществлении деятельности по осуществлению мероприятий по развитию экспорта промышленной продукции;
- нарушение Департаментом антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- нарушение Департаментом антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- нарушение Департаментом антимонопольного законодательства Российской Федерации при осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов;
- признание Департамента нарушившим антимонопольное законодательство Российской Федерации при организации проведения торгов, по результатам которых устанавливаются тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории [наименование субъекта РФ];
- признание Департамента нарушившим антимонопольное законодательство Российской Федерации при выполнении функций государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд [наименование субъекта РФ];
- выявление рисков руководства Департамента при решении вопросов, отнесенных к их компетенции.
6.4. Лица, замещающие руководящие должности Департамента, должны соблюдать требования Положения об антимонопольном комплаенсе и при осуществлении своих полномочий исходить из необходимости обеспечения конкуренции.
6.5. При рассмотрении в Департаменте вопросов, которые могут прямо или косвенно повлиять на состояние конкуренции, государственные гражданские служащие принимают решения, основываясь на законодательстве Российской Федерации, организационно-распорядительных документах.
6.6. Государственные гражданские служащие Департамента не должны допускать обещаний, высказываний, принятия обязательств, подтверждения возможностей, толкование которых может также приводить к нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации (создавать риски его нарушения).
6.7. Выявление рисков при выполнении функций государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд [наименование субъекта РФ] (далее - закупочная деятельность).
6.8. Закупочная деятельность осуществляется Департаментом в соответствии с Федеральным законом о закупках.
6.9. Государственные гражданские служащие, вовлеченные в процесс принятия и (или) согласования решений, принимаемых на любом этапе осуществления закупочной деятельности, должны обеспечивать соблюдение требований Положений об антимонопольном комплаенсе.
6.10. Уполномоченное подразделение при формировании документов, необходимых для подготовки закупочной документации и проведения закупочных процедур, должно соблюдать Положение об антимонопольном комплаенсе и принимать меры для недопущения (сокращения) антимонопольных рисков и рисков нарушения законодательства о закупках.
6.11. На этапе формирования документов, необходимых для подготовки закупочной документации и проведения закупочных процедур, в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства о закупках уполномоченное подразделение обязано действовать в соответствии с Федеральным законом о закупках и принятых в реализацию его положений нормативных правовых актов.
6.12. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением не реже одного раза в год проводится:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Департамента за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ нормативных правовых актов Департамента;
- анализ проектов нормативных правовых актов Департамента;
- мониторинг и анализ практики применения Департаментом антимонопольного законодательства;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.13. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
- осуществление сбора в структурных подразделениях Департамента сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
- составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте, который содержит классифицированные по сферам деятельности Департамента сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Департаментом на недопущение повторения нарушения.
6.14. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов Департамента должны реализовываться следующие мероприятия:
- разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Департамента (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
- размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
- осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
- представление руководству Департамента сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Департамента.
6.15. При проведении (не реже 1 раза в год) анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
- размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию; (наша ли компетенция);
- осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
6.16. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Департаменте уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
- осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Департаменте;
- подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Департаменте;
6.17. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
- отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Департамента по развитию конкуренции;
- выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
6.18. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением по уровням согласно приложению.
6.19. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
6.20. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6.21. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением не реже одного раза в год разрабатываются мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.22. Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.23. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Организация и функционирование комплаенс-системы
7.1. Система предупреждения антимонопольных рисков направлена на внедрение в деятельность Департамента стандартов ведения деятельности, формирование максимальной заинтересованности и личной ответственности в соблюдении антимонопольного законодательства Российской Федерации государственными гражданскими служащими при осуществлении их должностных полномочий, совершении: действий, влияющих на деятельность Департамента, проведении мероприятий по оценке рисков нарушения государственными гражданскими служащими антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятию мер их снижению.
7.2. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте уполномоченным подразделением определен отдел финансовой и организационно-правовой работы Департамента, поскольку отвечает установленным требованиям и подотчетен руководителю Департамента.
7.3. К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
- подготовка и представление руководителю Департамента Положения об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в Положение об антимонопольном комплаенсе), а также правовых актов Департамента, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих и структурных подразделений Департамента, разработка предложений по их исключению;
- консультирование государственных гражданских служащих Департамента по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
- организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Департамента по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- организация внутренних расследований (служебных проверок), связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
- взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми служебными проверками;
- информирование руководителя Департамента о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
- иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
7.4. Оценку эффективности организации и функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган, функции которого возлагаются на Общественный совет при Департаменте.
7.5. К функциям коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка мероприятий Департамента в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
8. Система работы с сообщениями о возможном нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
8.1. Работа с сообщениями о возможном нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации является одним из элементов системы контроля Департамента за соблюдением Положения об антимонопольном комплаенсе, целью которого является раннее выявление возможных нарушений и принятие оперативных мер для предотвращения антимонопольных рисков для Департамента.
8.2. Департамент изучает сообщения о возможных нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации и рассматривает их тщательно и с соблюдением положений о конфиденциальности.
8.3. Любое лицо, включая государственных гражданских служащих Департамента, которому стало известно о нарушении Департаментом антимонопольного законодательства Российской Федерации, может направить сообщение в письменной форме посредством почтовой связи, электронной почты.
8.4. Для увеличения скорости рассмотрения обращения в сообщении рекомендуется указание следующей информации:
- место совершения событий;
- период совершения событий;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, совершающего действия, нарушающие требования антимонопольного законодательства;
- суть событий, относящихся к предполагаемому случаю неправомерных действий, описанная с максимальной степенью объективности;
- потенциальный ущерб Департаменту и (или) состоянию конкуренции;
- документы, подтверждающие факты и события, описанные в сообщении;
- фамилия, имя, отчество и должность лиц, имеющих сведения о фактах;
- контакты для уточнения деталей по сообщению в случае такой необходимости, а также для обратной связи.
8.5. Порядок проведения служебных проверок по фактам выявленных нарушений (при необходимости их проведения) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
9. Обучение сотрудников в сфере антимонопольного комплаенса
9.1. При возникновении у государственных гражданских служащих любых вопросов, связанных с соблюдением требований Положения об антимонопольном комплаенсе при исполнении должностных обязанностей, государственные гражданские служащие вправе, а в случаях, прямо предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, обязаны направить обращение в уполномоченное подразделение с целью получения консультации.
9.2. Обращение должно быть направлено в письменной форме либо в электронной форме, принятой в Департаменте на адрес электронной почты Департамента, в том числе с приложением документов и материалов, послуживших причиной для направления обращения.
9.3. По результатам рассмотрения поступившего обращения уполномоченное подразделение готовит заключение при выявлении фактов нарушения (рисков нарушения) Положения об антимонопольном комплаенсе.
9.4. В случае если уполномоченным подразделением по результатам рассмотрения обращения выявлены признаки нарушения Положения об антимонопольном комплаенсе, принимается решение об инициировании служебной проверки.
9.5. Департамент осуществляют контроль изменений в нормативных правовых актах и практике применения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
10. Ознакомление гражданских служащих с положением об антимонопольном комплаенсе
10.1. Государственные гражданские служащие обязаны ознакомиться с содержанием Положения об антимонопольном комплаенсе и вносимыми в неё изменениями.
10.2. В целях содействия повышению уровня осведомленности в вопросах антимонопольного законодательства Российской Федерации в Департаменте - осуществляется информирование об изменении антимонопольных практик и обучение государственных гражданских служащих по вопросам работы антимонопольного комплаенса.
10.3. Обучение государственных гражданских служащих по вопросам реализации антимонопольного комплаенса осуществляется в соответствии с организационно-распорядительными документами об обучении государственных гражданских служащих Департамента.
11. Меры, направленные на осуществление департаментом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса
1.11. Общий контроль за организацией и функционированием в Департаменте антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем Департамента, который:
- вводит в действие Положение об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Департамента, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими Департамента Положения об антимонопольном комплаенсе;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
12. Ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
12.1. Ключевыми показателями эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте являются:
- показатель снижения количества правонарушений в области антимонопольного законодательства;
- показатель снижения количества привлечения должностных лиц к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
12.2. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте проводится на основании следующих документов:
- перечень нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте;
- заключение с предложениями по рассмотренным нормативным правовым актам и проектам нормативных правовых актов;
- справка о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного правового акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
12.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Департаменте включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
13. Доклад об антимонопольном комплаенсе
13.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
- о результатах проведенной оценки рисков нарушения Департаментом антимонопольного законодательства;
- об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Департаментом антимонопольного законодательства;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
13.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением.
13.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте.
14. Заключительные положения
14.1. Положение об антимонопольном комплаенсе вступает в силу и подлежит применению с момента подписания руководителем Департамента приказа об его утверждении.
Приложение
к Положению об организации
антимонопольного комплаенса
Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Департамента по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
Вероятность выдачи Департаменту предупреждения |
Существенный уровень |
Вероятность выдачи Департаменту предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
Вероятность выдачи Департаменту предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения об организации антимонопольного комплаенса
Подготовлено экспертами компании "Гарант"