Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Положение
о хирургическом отделении медицинской организации
[наименование медицинской организации]
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о хирургическом отделении медицинской организации (далее - Положение) определяет организацию деятельности хирургического отделения [наименование медицинской организации] (далее - медицинская организация).
1.2. Хирургическое отделение является структурным подразделением медицинской организации и предназначено для оказания пациентам специализированной медицинской помощи по профилю "хирургия".
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4 "О введении в действие СанПиН 3.3686-21" (далее - СанПиН 3.3686-21), Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 922н (далее - Порядок оказания медицинской помощи по профилю "хирургия"), Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н, Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1997 г. N 68.
1.4. Настоящее Положение обязательно для соблюдения всеми сотрудниками медицинской организации.
2. Организация отделения хирургии
2.1. Врачи хирургического отделения осуществляют диагностику, обследование, лечение пациентов, в том числе путем проведения хирургических операций.
2.2. В отделении хирургии функционируют постоянный и дневной стационар.
2.3. Хирургическое отделение также является учебной, клинической базой для [наименование образовательных организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций].
2.4. Хирургическое отделение возглавляет заведующий отделением хирургии, который в своей деятельности подчиняется [наименование должности руководителя] медицинской организации.
На должность заведующего хирургическим отделением назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (медицинское) образование специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", прошедшее подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности "Хирургия", стаж работы по специальности не менее [значение] лет.
2.5. Структура и штатная численность хирургического отделения, расписание работы определяются приказом [наименование должности руководителя] медицинской организации и определяются исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 8 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "хирургия".
2.6. Хирургическое отделение взаимодействует в своей деятельности со всеми структурными подразделениями медицинской организации.
2.7. Хирургическое отделение для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации.
3. Функции хирургического отделения
3.1. Основными функциями хирургического отделения являются:
- оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, путем выполнения операций с применением хирургических (в том числе микрохирургических) методов на основе стандартов медицинской помощи;
- подготовка и проведение диагностических процедур в стационарных условиях;
- освоение и внедрение в клиническую практику современных методов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний и состояний, требующих лечения методами хирургии;
- разработка и внедрение новых медицинских технологий, относящихся к лечению больных с заболеваниями по профилю "хирургия";
- разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества лечебно-диагностической работы в отделении хирургии;
- осуществление реабилитации больных с заболеваниями по профилю "хирургия" в стационарных условиях;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- оказание консультативной помощи врачам-специалистам других подразделений медицинской организации по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболеваний и патологических состояний, нуждающихся в лечении методами хирургии;
- ведение учетной и отчетной документации, предоставление в установленном порядке отчетов о деятельности Отделения, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4. Требования к хирургическому отделению
4.1. Структура хирургического отделения:
- смотровой кабинет;
- кабинет врачей;
- палаты для больных, в том числе одноместные (изолятор);
- операционная или операционный блок;
- перевязочная;
- перевязочная (для гнойных ран);
- процедурная;
- перевязочная (гипсовая);
- кабинет заведующего.
4.2. В хирургическом отделении предусмотрены:
- сестринская;
- кабинет старшей медицинской сестры;
- комната для хранения медицинского оборудования;
- помещение сестры-хозяйки;
- буфетная и раздаточная;
- столовая;
- помещение для сбора грязного белья;
- душевая и туалет для медицинских работников;
- душевые и туалеты для больных;
- помещение для санитарной обработки;
- санитарная комната.
4.3. Помещения хирургического отделения, их количество, состав и состояние должны соответствовать СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 г. N 44, СанПиН 3.3686-21, СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18.
4.4. Оснащение хирургического отделения осуществляется в соответствии со стандартами, предусмотренными приложениями N 6, 9 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "хирургия".
4.5. Все помещения хирургического отделения оборудуются вывесками с указанием номера помещения (кабинета) и его функционального назначения.
5. Требования к операционным блокам
5.1. Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата и чистоту воздуха. При размещении операционного блока изолированно от других лечебных корпусов операционный блок с другими лечебно-диагностическими и клиническими подразделениями соединяется удобными утепленными переходами. Операционные для неотложной хирургии могут быть размещены в составе приемных отделений.
5.2. В операционной допускается размещение одного операционного стола. Примечание. Согласно п. 3773 СанПиН 3.3686-21 исключение составляют методики, где технологией предусмотрена установка сразу нескольких столов, при этом должна быть обеспечена профилактика перекрестного инфицирования пациентов.
5.3. Зону общебольничного режима (после шлюза) отделяют от остальных помещений операционного блока "красной чертой". Вход персонала других отделений за "красную черту" запрещен. При необходимости, персонал других отделений должен проходить в операционный блок через санитарные пропускники, с соблюдением всех требований санитарной обработки.
5.4. В операционные блоки предусмотрены раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациентов доставляют через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора операционного блока.
5.5. В операционных предусмотрены автоматически закрывающиеся двери (доводчики, фотоэлементы, прочее). Все двери операционной должны оставаться закрытыми за исключением тех случаев, когда есть необходимость перемещения оборудования, персонала или больного. Лечебно-диагностическое оборудование в операционных по возможности должно крепиться на консолях. Число персонала, которому разрешено входить в операционную, особенно после начала операции, должно быть сведено к минимуму. По заданию на проектирование для обучения студентов должна быть предусмотрена трансляция операций в другое помещение.
5.6. Операционные должны быть пронумерованы и функционально разделены с учетом необходимого оборудования и степени чистоты оперативного вмешательства.
5.7. В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) должны быть каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и проводит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливают контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.
5.8. При подготовке стерильных столов необходимо соблюдать меры асептики:
- стол предварительно моют и дезинфицируют способом протирания одним из средств, рекомендованных для дезинфекции поверхностей в помещениях;
- простыни, используемые для подготовки стерильных столов, перед стерилизацией проверяют на целостность материала. При наличии повреждений их следует заменить. Альтернативой является использование стерильного одноразового хирургического белья или стерильных одноразовых специальных комплектов.
5.9. Перед извлечением простерилизованных материалов и инструментов (до вскрытия стерилизационных коробок/упаковок):
- визуально оценивают плотность закрытия крышки стерилизационной коробки или целостность стерилизационной упаковки однократного применения;
- проверяют цвет индикаторных меток химических индикаторов, в том числе на стерилизационных упаковочных материалах;
- проверяют дату стерилизации;
- на бирке бикса, упаковочном пакете ставят дату, время вскрытия и подпись вскрывавшего.
5.10. При подготовке большого инструментального стола две стерильные простыни, каждая из которых сложена вдвое, раскладывают на левую и правую половины стола местами сгиба - к стене. Простыни располагают "внахлест" таким образом, чтобы по центру стола края одной простыни заходили на другую простыню не менее чем на 10 см, а края простыней со всех сторон стола свисали не менее чем на 15 см. Поверх этих простыней выстилают третью простыню в развернутом виде так, чтобы её края свисали не менее чем на 25 см. Стол с разложенными на нем инструментами сверху накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое по длине простынного полотна, или двумя простынями в развернутом виде.
5.11. Большой инструментальный стол накрывают один раз в день непосредственно перед первой операцией. Во время работы инструменты и материалы с большого инструментального стола разрешается брать в стерильных перчатках с помощью стерильного корнцанга/пинцета. После проведенной операции на большой инструментальный стол дополнительно, пополняя из стерильной укладки, выкладывают инструменты и материалы, необходимые для следующей операции.
5.12. При подготовке малого инструментального рабочего стола его накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое, а затем стерильной пеленкой в развернутом виде, края которой должны равномерно свисать со всех сторон стола. Выкладывают стерильные инструменты и материалы, и сверху накрывают их стерильной пеленкой, сложенной вдвое. Альтернативой является использование простыни-чехла однократного применения из нетканого, воздухопроницаемого материала, устойчивого к проникновению жидкостей.
5.13. Малый инструментальный рабочий стол после каждой операции накрывают заново для следующей операции.
5.14. Приоритетной заменой большого инструментального стола являются индивидуальные укладки на каждую операцию, включая стандартный набор инструментов и отдельно упакованные инструменты, вскрываемые перед началом операции.
5.15. В операционной использованные медицинские инструменты сбрасывают в емкости, покрытые чистой простыней, и удаляют после каждой операции. При большой длительности операции допускается нахождение использованных инструментов в операционной до 6 часов (в зависимости от длительности операции). В этих случаях в целях предотвращения высыхания загрязнений, использованные инструменты орошают специальными аэрозолями. После операции многоразовые инструменты подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. Доставку использованных необеззараженных инструментов в ЦСО проводят в закрытых влагостойких контейнерах.
5.16. Члены операционной бригады входят на территорию операционного блока через санпропускник, где принимают душ и меняют одежду на операционные костюмы и шапочки, надевают соответствующую обувь (бахилы), затем надевают маски (предпочтительно однократного применения), закрывающие нос, рот и область подбородка, и проходят в предоперационную, где проводят обработку рук хирургов. После этого члены операционной бригады надевают стерильные халаты и перчатки с помощью медицинской сестры. Перчатки надевают после надевания стерильного халата. Анестезиологи (врач, медсестра) должны работать в чистой рабочей одежде (операционные костюмы, шапочки, соответствующая обувь или бахилы, надетые в санпропускнике) и стерильных перчатках.
5.17. Хирургические халаты, используемые в операционном блоке, должны быть воздухопроницаемы и устойчивы к проникновению влаги. Преимущество следует отдавать разовым халатам.
6. Требования к перевязочной
6.1. Перевязочная должна быть обеспечена необходимым количеством стерильных инструментов и расходных материалов. Наборы для проведения перевязок должны быть индивидуальными.
6.2. Стерильный перевязочный стол накрывается так же, как в операционной и используется не более 6 часов. На каждую перевязку накрывают "малый" перевязочный стол. При наличии индивидуальных стерильных наборов стерильный стол можно не накрывать, при этом в составе набора предусматривается стерильная салфетка.
6.3. Перевязочный стол для пациента (кушетка) дезинфицируют способом протирания и накрывают чистой простыней (пеленкой), предпочтительно однократного применения, перед каждой новой перевязкой.
6.4. Снятие повязки проводит медицинская сестра перевязочной в чистых (нестерильных) перчатках, которые меняет после каждого пациента.
6.5. Лечащий врач (оперирующий хирург) проводит перевязку в стерильных перчатках, которые меняет при каждой перевязке.
6.6. Все предметы со стерильного перевязочного стола берут стерильным корнцангом (пинцетом). В целях предотвращения вторичной контаминации "рабочей поверхности" корнцанга/пинцета (дистальная часть браншей) в операционной и перевязочной располагают корнцанг/пинцет на краю стерильного стола так, чтобы "рабочая поверхность" инструмента находилась под стерильной пеленкой, а поверхность, которая соприкасается с руками персонала (кольцевые ручки корнцанга или проксимальный конец пинцета) несколько выступала за край стерильного стола. Либо корнцанг/пинцет должен находиться в стерильном лотке, покрытом стерильной пеленкой, из-под которой выступают кольцевые ручки корнцанга или проксимальный конец пинцета. Если корнцанг или пинцет входят в стерильный операционный набор, их сбрасывают с другими инструментами после окончания операции (перевязки) для обработки и стерилизации. Пинцет или корнцанг менять через три часа использования. Данные инструменты подлежат незамедлительной замене, если имеется контаминация рабочих поверхностей биологическими жидкостями пациента, либо произошло нарушение стерильности.
6.7. По окончании перевязки отработанный материал, использованные перчатки, одноразовые халаты, пеленки сбрасывают в емкость для сбора отходов класса Б.
6.8. В конце рабочего дня проводят уборку перевязочной с обеззараживанием воздуха и рабочих поверхностей. Для проведения уборок имеется промаркированный инвентарь и уборочный текстиль.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения его приказом руководителя медицинской организации и действует до утверждения нового положения.
7.2. Все изменения и дополнения к настоящему Положению должны быть утверждены приказом [наименование должности руководителя] медицинской организации.
7.3. Настоящее Положение доводится до сведения работников персонально под роспись.
С положением ознакомлены:
N |
Ф. И. О. работника |
Дата |
Подпись |
1 |
2 |
3 |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма положения о хирургическом отделении медицинской организации
Подготовлено экспертами компании "Гарант"