Настоящая форма разработана в соответствии с положениями Методических рекомендаций "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций", утвержденных Министерством просвещения РФ 2 сентября 2022 г.
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, инициалы, [число, месяц, год] |
Инструкция по организации регулярной перевозки обучающихся школьным автобусом до места расположения образовательной организации и обратно по утвержденным школьным автобусным маршрутам
1. Общие требования
1.1. Настоящая инструкция по организации регулярной перевозки обучающихся школьным автобусом до места расположения образовательной организации и обратно по утвержденным школьным автобусным маршрутам (далее - инструкция) разработана и утверждена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Методических рекомендаций "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций", утвержденных Министерством просвещения РФ 2 сентября 2022 г. (далее - Методические рекомендации).
1.2. Настоящая инструкция определяет основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся [указать наименование общеобразовательной/дошкольной образовательной организации] (далее - образовательная организация) и их родителей (законных представителей) при осуществлении регулярной перевозки обучающихся образовательной организации школьным автобусом до места расположения образовательной организации и обратно по утвержденным школьным автобусным маршрутам.
1.3. В настоящей инструкции применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Обучающиеся - лица, осваивающие образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительного образования.
Регулярная перевозка обучающихся - перевозка обучающихся от мест проживания до места расположения образовательной организации и обратно по утвержденным школьным автобусным маршрутам.
Школьный автобус - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании образовательной организации.
Сопровождающее лицо - специально назначенное лицо (из числа сотрудников образовательной организации или родителей обучающихся), осуществляющее сопровождение перевозки обучающихся на основании приказа руководителя образовательной организации.
Ответственный за перевозку обучающихся по школьному автобусу - специально назначенное лицо (из числа сопровождающих лиц), которое осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в школьном автобусе.
Старший ответственный за перевозку группы детей - специально назначенное лицо (из числа сопровождающих лиц), которое осуществляет координацию действий водителей 2 и более школьных автобусов и ответственных по данным автобусам.
1.4. Регулярная перевозка обучающихся осуществляется школьным автобусом, соответствующим требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащим [на праве собственности/ином законном основании] образовательной организации.
1.5. Лица, организующие и (или) осуществляющие регулярную перевозку обучающихся школьным автобусом, а также обеспечивающие их сопровождение, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации, перевозимых школьным автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.
1.6. Обучающиеся обязаны знать и соблюдать инструкцию по технике безопасности при поездках в школьном автобусе.
1.7. Сопровождающие лица обязаны знать и соблюдать инструкцию для сопровождающего лица в школьном автобусе при осуществлении перевозки обучающихся школьным автобусом.
2. Основные условия организации специальной перевозки обучающихся школьным автобусом при проведении экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий обучающихся
2.1. Перевозка осуществляется образовательной организацией самостоятельно в связи с наличием необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базы, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении перевозки обучающихся.
2.2. Школьный автобус должен соответствовать:
- техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, или ГОСТу 33552-2015 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний";
- требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527.
Техническое состояние школьного автобуса должно отвечать требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, содержащихся в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения".
Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса. Сиденья для детей оборудуются удерживающими системами для детей, включающими в себя ремни безопасности.
Школьный автобус должен быть оборудован:
- ремнями безопасности для каждого пассажира;
- кнопками подачи сигнала водителю;
- средствами громкоговорящей связи;
- двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее двух литров каждый (один - в кабине водителя, другой - в пассажирском салоне школьного автобуса);
- двумя аптечками первой помощи (автомобильными);
- двумя противооткатными упорами;
- знаком аварийной остановки;
- исправным маячком желтого или оранжевого цвета, установленным на крыше автобуса или над ней, обеспечивающим угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
В школьном автобусе для перевозки обучающихся разрешается перевозить только обучающихся согласно утвержденному списку и лиц, их сопровождающих, назначенных соответствующим приказом.
Не разрешается допускать перевозку обучающихся и сопровождающих лиц, стоящих в проходах между сиденьями школьного автобуса.
Количество пассажиров автобуса для перевозки обучающихся не должно превышать числа посадочных мест.
Запрещается выезжать в рейс без специально назначенных приказом по образовательной организации сопровождающих лиц.
Движение школьного автобуса должно осуществляться без резких толчков, с плавным разгоном, а при остановке не допускается резкое торможение, за исключением случаев экстренной остановки.
Не рекомендуется перевозить обучающихся в темное время суток, в гололедицу и в условиях ограниченной видимости.
При подъезде к железнодорожному переезду водитель школьного автобуса обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
При движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен исправный маячок желтого или оранжевого цвета, установленный на крыше автобуса или над ней, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.
На школьном автобусе должны быть установлены опознавательные знаки:
"Перевозка детей" - в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы - 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади - 400 мм);
"Ограничение скорости" - в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака с указанием разрешенной скорости (диаметр знака - не менее 160 мм, ширина каймы - 1/10 диаметра) - на задней стороне кузова слева.
2.3. Образовательная организация:
- обеспечивает своевременное проведение технического осмотра, обслуживание и ремонт школьного автобуса для перевозки обучающихся в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- организует и проводит [предрейсовый/предсменный] контроль технического состояния школьного автобуса в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
- организует прохождение водителями дополнительных профессиональных программ и проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- регулярно проводит предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей в течение всего времени работы лица в качестве водителя школьного автобуса;
- обеспечивает соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации в области организации перевозок обучающихся, в том числе в части соблюдения режимов труда и отдыха водителей, а также соблюдение требований статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527, и т. д.;
- обеспечивает стоянку и охрану школьного автобуса для исключения возможности самовольного его использования водителями, а также посторонними лицами или причинения автобусу каких-либо повреждений;
Примечание. Учредитель образовательной организации, не обладающей необходимыми условиями, позволяющими обеспечить безопасность перевозок обучающихся, имеет право организовать хранение школьных автобусов в других организациях, имеющих необходимые условия, перечисленные в пп. 3.1.1-3.1.13 раздела 3 Методических рекомендаций.
- использует школьный автобус исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся и сопровождающих лиц.
2.4. Руководитель образовательной организации обязан:
2.4.1. Обеспечить профессиональную надежность водителей школьного автобуса в процессе их профессиональной деятельности, в частности:
- осуществлять прием на работу и допуск к осуществлению перевозок обучающихся водителей, имеющих стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних двух лет и не привлекавшихся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения;
- обеспечивать проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств проводится в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия; обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств);
- организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- организовывать регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
Примечание. Согласно положениям Методических рекомендаций обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств; обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства; обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.
- обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регистрируемых инструктажей, включающих следующие сведения: состояние погодных условий; протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения; конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств; расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков; информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами; меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов; действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам; особенности посадки, высадки и перевозки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха применительно к конкретному маршруту движения; особенности подачи школьного автобуса к месту посадки и высадки детей; особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с сопровождающими лицами;
- организовывать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности перевозок обучающихся;
- проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по организации перевозок обучающихся;
- организовывать прохождение сопровождающими лицами, ответственными за перевозку обучающихся по школьному автобусу#, и старшими ответственными за организованную перевозку группы детей обучения по организации перевозок обучающихся.
2.4.2. Обеспечить содержание школьного автобуса в технически исправном состоянии, предупреждения неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в частности:
- обеспечивать проведение технического осмотра, обслуживания и ремонта школьного автобуса в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- организовывать и проводить [предрейсовый/предсменный] контроль технического состояния школьного автобуса в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; для проведения [предрейсового/предсменного] контроля технического состояния школьного автобуса назначается контролер технического состояния автотранспортных средств в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- обеспечить охрану школьного автобуса для исключения возможности самовольного его использования водителями, а также посторонними лицами или причинения школьному автобусу каких-либо повреждений.
2.4.3. Участвовать в комиссионном обследовании школьных автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами, с оформлением результатов обследования актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации школьных автобусных маршрутов.
2.4.4. Осуществлять постоянное взаимодействие с органами Госавтоинспекции для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметров дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте перевозок обучающихся образовательных организаций школьными автобусами.
2.4.5. Прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях и пр.).
2.4.6. Организовать перевозочный процесс по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок детей, в частности:
- для обеспечения сопровождения перевозок групп детей назначить: сопровождающих лиц в каждый школьный автобус на весь период поездки; ответственного за перевозку обучающихся при нахождении в школьном автобусе нескольких сопровождающих лиц; ответственного за перевозку обучающихся с использованием 2 и более школьных автобусов;
Примечание. Согласно положениям Методических рекомендаций, если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери школьного автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь школьного автобуса.
- обеспечить проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих лиц и детей о технике безопасности во время поездки на школьном автобусе;
- обеспечить каждого водителя школьного автобуса: путевым листом; расписанием (графиком) движения по школьному автобусному маршруту регулярных перевозок; схемой школьного автобусного маршрута с указанием опасных участков; другими необходимыми путевыми документами;
- обеспечить ответственного за перевозку обучающихся по школьному автобусу или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей в школьном автобусе): списком лиц, помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в школьном автобусе в процессе перевозки, включающим в том числе:
а) детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);
б) сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.
2.4.7. Организовывать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых обучающихся, не превышающим число мест для сидения.
2.4.8. Составлять необходимые документы в соответствии с Инструкцией по предупреждению и учету ДТП и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.
2.4.9. В случае невозможности осуществления или продолжения осуществления перевозки обучающихся вследствие ДТП, технической неисправности автобуса (в том числе школьного автобуса), болезни (травмы) водителя, возникших в процессе такой перевозки, либо выявления факта несоответствия школьного автобуса установленным требованиям, либо выявления факта несоответствия водителя требованиям руководитель образовательной организации обязан принять меры по замене автобуса (в том числе школьного автобуса) и (или) водителя.
Примечание. Оригиналы документов хранятся организатором перевозки (руководителем образовательной организации) в течение 3 лет со дня завершения каждой организованной перевозки группы детей, во время которой произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадали дети, в иных случаях - в течение 90 календарных дней.
3. Основные мероприятия по организации школьных автобусных маршрутов
3.1. Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
3.2. Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению администрации муниципального образования в составе работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора.
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте проводится не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования).
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
3.3. Решение об открытии школьного автобусного маршрута принимается после устранения нарушений и повторного комиссионного обследования данного маршрута.
3.4. Не рекомендуется открытие школьных автобусных маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через: нерегулируемые железнодорожные переезды; через ледовые переправы.
3.5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" определено, что транспортному обслуживанию (до образовательной организации и обратно) подлежат обучающиеся общеобразовательных организаций и воспитанники дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, проживающие на расстоянии свыше 1 км от организации.
Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону.
Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Подвоз маломобильных обучающихся осуществляется специально оборудованным транспортным средством для перевозки указанных лиц.
Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
3.6. При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся.
Пространство, отведенное под остановку школьного автобуса для детей, ожидающих школьный автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда, снега.
В пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу.
Остановка школьного автобуса должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с пунктом 10.5 раздела 10 СП 42.13330.2016.
Остановки школьного автобуса оборудуются указателями. На указателях размещается условное обозначение знака школьного автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный автобусный маршрут" с указанием времени прохождения школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей.
3.7. Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий возможно предусмотреть пришкольный интернат из расчета 10 % мест общей вместимости образовательной организации.
4. Водитель школьного автобуса
4.1. К управлению школьными автобусами допускаются водители, имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних двух лет и не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
4.2. Выезжая в рейс, водитель должен иметь опрятный вид, быть вежливым и внимательным к пассажирам.
4.3. Водителю запрещается:
- управлять школьным автобусом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- передавать управление школьным автобусом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления школьным автобусом соответствующей категории или подкатегории;
- пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
- употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как школьный автобус был остановлен по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
- управлять школьным автобусом с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации;
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- применять маневры опасного вождения, выражающегося в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба;
- следовать со скоростью более 60 км/час;
- изменять маршрут следования;
- перевозить в салоне школьного автобуса любой груз, багаж или инвентарь, кроме ручной клади и личных вещей детей, производить обгон впереди идущего автобуса (при следовании в автомобильной колонне);
- выходить из кабины школьного автобуса при наличии детей в автобусе, в том числе при посадке и высадке детей;
- осуществлять движение школьного автобуса при посадке и высадке пассажиров;
- покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
4.4. Водитель перед выездом в рейс должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также инструктаж по охране труда.
4.5. Перед началом перевозки водитель обязан лично убедиться:
- в технической исправности школьного автобуса;
- в наличии необходимой путевой документации;
- в правильности оформления путевого листа;
- в наличии спереди и сзади на кузове школьного автобуса предупреждающего знака "Перевозка детей";
- в наличии двух исправных огнетушителей и двух укомплектованных медицинских аптечек;
- в наличии и исправности ремней безопасности на каждом пассажирском месте;
- в чистоте салона школьного автобуса и своего рабочего места.
4.6. Водитель в установленном порядке обязан представлять школьный автобус на предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.
4.7. Водитель обязан обеспечить безопасную посадку обучающихся в автобус только после полной остановки автобуса.
4.8. Во время посадки и высадки пассажиров автобус должен быть заторможен стояночным тормозом. Движение автобуса не допускается.
4.9. В аварийных ситуациях водитель школьного автобуса обязан:
- включить аварийную сигнализацию: при ДТП; при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; при ослеплении водителя светом фар; при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве); при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей", и высадке из него; и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен: при ДТП; при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.
Нахождение обучающихся в буксируемом школьном автобусе не допускается.
4.10. В случае получения обучающимся в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и пр., водитель школьного автобуса должен немедленно принять меры по доставке обучающегося в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу) для оказания ему квалифицированной медицинской помощи или с помощью проезжающих водителей сообщить о происшествии руководству образовательной организации, в Госавтоинспекцию и вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия скорой медицинской помощи оказать пострадавшему при необходимости первую помощь.
4.11. По прибытии из рейса водитель обязан:
- сообщить руководителю [указать наименование образовательной организации] о результатах поездки;
- установленным порядком пройти послерейсовый медицинский осмотр;
- провести техническое обслуживание школьного автобуса и устранить все выявленные неисправности;
- сообщить руководителю [указать наименование образовательной организации] о готовности к следующему рейсу.
По прибытии к пункту высадки детей из школьного автобуса водитель должен осмотреть салон автобуса. При обнаружении в салоне личных вещей детей передать их сопровождающему лицу.
4.12. При техническом обслуживании школьного автобуса водитель обязан руководствоваться требованием ГОСТ 33552-2015 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний" о двойном сокращении периодичности осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус для перевозки обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма инструкции по организации регулярной перевозки обучающихся школьным автобусом до места расположения образовательной организации и обратно по утвержденным школьным автобусным маршрутам
Подготовлено экспертами компании "Гарант"