Утвержден
[правовой акт органа исполнительной власти,
осуществляющего функции и полномочия учредителя]
от [число, месяц, год] N [значение]
Устав казенного учреждения здравоохранения
1. Общие положения
1.1. [Наименование учреждения с указанием его типа и характера деятельности] (именуемое далее - "Казенное учреждение") (далее - Учреждение) является унитарной некоммерческой организацией, созданной для оказания [государственных, муниципальных] услуг, выполнения работ и (или) исполнения [государственных, муниципальных] функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий [органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления].
1.2. Учреждение находится в ведении [органа государственной власти (государственного органа)/органа местного самоуправления], осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
1.3. Официальное наименование Учреждения:
- полное: [вписать нужное];
- сокращенное: [вписать нужное];
- на английском языке: [вписать нужное];
- сокращенное на английском языке: [вписать нужное].
1.4. Местонахождение Учреждения: [вписать нужное].
1.5. Учредителем и собственником имущества Учреждения является [вписать нужное].
1.6. Функции и полномочия учредителя и собственника Учреждения осуществляет [наименования органов исполнительной власти].
1.7. Учреждение создано [указать срок или без ограничения срока деятельности].
1.8. Учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом.
1.9. Учреждение имеет печать с полным наименованием на русском языке, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
1.10. Учреждение вправе создавать филиалы и открывать представительства.
Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени создавшего их Учреждения. Учреждение несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.
2. Предмет, цели и виды деятельности учреждения
2.1. Целью деятельности Учреждения является [вписать нужное].
2.2. Предметом деятельности Учреждения является [вписать нужное].
2.3. Для достижения целей, определенных в пункте 2.1 настоящего Устава, Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: [вписать нужное].
2.4. Видами деятельности, определяемыми настоящим Уставом, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, Учреждение может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) и полученной в установленном порядке аккредитации (в случае, если такая аккредитация является обязательной).
2.5. Приведенный перечень видов деятельности является исчерпывающим.
2.6. [Государственные или муниципальные] задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения [государственного или муниципального] задания.
2.7. Учреждение вправе сверх установленного [государственного или муниципального] задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного [государственного или муниципального] задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3. Организация деятельности учреждения
3.1. Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими юридическими и физическими лицами во всех сферах на основе настоящего Устава, договоров, соглашений, контрактов.
3.2. Для выполнения уставных целей Учреждение имеет право в установленном порядке:
- планировать свою деятельность и определять перспективы развития Учреждения по согласованию с Министерством;
- заключать договоры с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности Учреждения;
- запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию и материалы, необходимые для выполнения Учреждением поставленных перед ним целей;
- использовать имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, в соответствии с целями деятельности;
- расходовать денежные средства, приобретать или арендовать основные средства в пределах утвержденной в установленном порядке бюджетной сметы;
- принимать и (или) исполнять обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- вносить в Министерство предложения по изменению бюджетной росписи;
- принимать и увольнять работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- устанавливать для работников Учреждения дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников Учреждения и их поощрение в пределах бюджетной сметы;
- командировать работников Учреждения, в том числе за пределы Российской Федерации, для изучения имеющегося опыта работы в сфере деятельности Учреждения;
- получать лицензии, необходимые для осуществления видов деятельности, предусмотренных настоящим Уставом;
- осуществлять организацию капитального ремонта и проводить текущий ремонт зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении Учреждения;
- выполнять функции государственного заказчика по проектированию, реконструкции, расширению и техническому перевооружению, капитальному ремонту объектов капитального строительства, находящихся у Учреждения на праве оперативного управления;
- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе ассоциаций, союзов и иных общественных организаций по профилю деятельности Учреждения на территории Российской Федерации и за пределами Российской Федерации;
- выполнять функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, необходимых для осуществления деятельности Учреждения, за счет средств федерального бюджета;
- осуществлять другие права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности Учреждения.
3.3. Учреждение обязано:
- в полном объеме выполнять функции, возложенные на него настоящим Уставом, обеспечивать выполнение приказов, указаний, поручений и других распорядительных документов Министерства, а также планов организационных и иных мероприятий, утвержденных Министерством;
- обеспечивать реализацию мероприятий, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- обеспечивать результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований, предусмотренных Учреждению;
- отчитываться перед Министерством за состояние и использование имущества и бюджетных средств, а также представлять соответствующую отчетную документацию в полном объеме утвержденных форм и по всем видам деятельности;
- уплачивать налоги и производить иные обязательные отчисления, предусмотренные законодательством Российской Федерации (за счет доведенных им на эти цели лимитов бюджетных обязательств);
- обеспечивать работникам Учреждения гарантированный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, меры социальной защиты и безопасные условия труда;
- обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату заработной платы работникам Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать работникам Учреждения безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;
- организовывать повышение квалификации работников Учреждения;
- осуществлять организацию и ведение бюджетного, налогового, статистического учета и представление бюджетной отчетности в Министерство в порядке и сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, для казенных учреждений;
- обеспечивать сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и других);
- - не допускать нецелевого использования средств федерального бюджета, а также принятия обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления;
- представлять сведения об имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;
- выполнять государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать выполнение требований Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и нормативных актов по защите сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера;
- нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение обязательств;
- осуществлять внутренний финансовый аудит в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации;
- осуществлять предусмотренную настоящим Уставом приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для осуществления которых Учреждение создано, и соответствует этим целям.
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности Учреждения, предусмотренной настоящим Уставом, поступают в бюджет Российской Федерации.
3.4. Учреждение в своей деятельности использует формы первичных учетно-отчетных документов и бланков строгой отчетности, утверждаемых в установленном порядке.
4. Имущество и финансовое обеспечение учреждения
4.1. Источниками формирования имущества Учреждения являются: [вписать нужное].
4.2. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Собственником имущества Учреждения является [соответственно, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование].
4.3. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
4.4. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за Бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Право оперативного управления Учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
4.5. Финансовое обеспечение выполнения [государственного или муниципального] задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
4.6. Финансовое обеспечение выполнения [государственного или муниципального] задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Бюджетным учреждением учредителем или приобретенного Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
4.7. Финансовое обеспечение осуществления Учреждением полномочий [федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления] по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном [соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования].
4.8. Учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в [территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования)] в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
4.9. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление Учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в Уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
4.10. Учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Учреждение вправе вносить указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.
4.11. Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Учреждения.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Примечание. Уставом учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску Учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя Учреждения.
Руководитель Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
4.12. Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4.13. В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и Учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки, сделка должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
4.14. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление Учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам Учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества Учреждения.
5. Управление учреждением
5.1. Управление Учреждением осуществляется директором Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом на принципах единоначалия на основании заключенного с ним трудового договора.
Министерство при заключении с директором Учреждения договора устанавливает срок действия трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
5.2. Директор Учреждения назначается на должность и освобождается от должности приказом [наименование органа государственной власти (государственного органа)/органа местного самоуправления].
Директор Учреждения имеет заместителей, полномочия и обязанности которых определяются должностными инструкциями и приказами, утвержденными директором Учреждения.
5.3. Директор Учреждения подотчетен [наименование органа государственной власти (государственного органа)/органа местного самоуправления] и осуществляет свою деятельность на основании заключенного с ним трудового договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и иными регламентирующими документами Министерства и настоящим Уставом.
5.4. Директор Учреждения осуществляет руководство текущей деятельностью Учреждения и имеет следующие права:
- без доверенности действовать от имени Учреждения, представлять его интересы в различных организациях, в судебных органах, органах государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления;
- принимать обязательства от имени Учреждения;
- управлять имуществом Учреждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором;
- совершать сделки, соответствующие целям деятельности Учреждения, за исключением сделок, могущих повлечь отчуждение имущества, выдавать доверенности, открывать счета в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- на основании законодательства Российской Федерации и настоящего Устава издавать приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения, обязательные для выполнения работниками Учреждения;
- утверждать структуру и штатное расписание в пределах средств, направляемых на оплату труда;
- устанавливать условия оплаты труда, формы материального поощрения, утверждать положение об оплате труда и премировании работников Учреждения исходя из Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов Министерства;
- принимать на работу и увольнять с работы работников Учреждения, применять к ним меры поощрения и налагать на них дисциплинарные взыскания;
- назначать на должность и освобождать от должности руководителей филиалов и представительств;
- обеспечивать выполнение приказов и иных распорядительных документов Министерства;
- обеспечивать соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- представлять в установленном порядке особо отличившихся работников к награждению государственными наградами Российской Федерации, отраслевыми почетными знаками и почетными грамотами;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.5. Директор Учреждения разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.
5.6. Директор Учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, несет ответственность:
- за нецелевое использование средств федерального бюджета;
- за принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) субсидий;
- за сохранность имущественного комплекса, находящегося в оперативном управлении Учреждения, и его использование не по назначению;
- за другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации;
- за осуществление приносящей доходы деятельности, не предусмотренной настоящим Уставом;
- за нарушение порядка защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.7. Директор и работники Учреждения несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.8. Отношения работников и Учреждения, возникающие на основании трудового договора, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.
6. Реорганизация, изменение типа, ликвидация учреждения
6.1. Учреждение может быть реорганизовано в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.
Реорганизация Учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения.
6.2. Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации Учреждения, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном: [Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных казенных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении казенных учреждений субъекта Российской Федерации; местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных казенных учреждений].
6.3. При реорганизации Учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
6.4. Изменение типа казенного Учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа казенного Учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
6.5. Изменение типа казенного Учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом: [Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных казенных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении казенных учреждений субъекта Российской Федерации; местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных казенных учреждений].
6.6. Изменение типа казенного Учреждения в целях создания автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об автономных учреждениях".
6.7. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного Учреждения осуществляются в порядке, установленном: [Правительством Российской Федерации - в отношении федерального казенного учреждения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении казенного учреждения субъекта Российской Федерации; местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального казенного учреждения].
6.8. При ликвидации казенного Учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
6.9. Имущество Учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам казенного Учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.
7. Порядок внесения изменений в устав казенного Учреждения
7.1. Изменения в Устав казенного Учреждения вносятся в порядке, установленном [Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных казенных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении казенных учреждений субъекта Российской Федерации; местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных казенных учреждений].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма устава казенного учреждения здравоохранения
Подготовлено экспертами компании "Гарант"