В [наименование арбитражного суда,
в который подается заявление]
Истец: [Ф. И. О./наименование]
если истец - гражданин:
[дата и место рождения]
проживающий по адресу: [место жительства или пребывания]
[место работы или дата и место
государственной регистрации в качестве ИП]
[один из идентификаторов:
СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта,
серия и номер водительского удостоверения]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
если истец - организация:
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Ответчик:
[публично-правовое образование
в лице соответствующего управомоченного органа]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
ОГРН: [указать номер]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Примечание. Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со ст. 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе
Цена иска: [сумма цифрами и прописью] рублей
Исковое заявление
о взыскании убытков в связи с незаконным отказом уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества
Между [наименование уполномоченного органа] (арендодатель, уполномоченный орган) и [наименование истца] (арендатор) на основании [указать, на основании какого документа, например протокола об итогах аукциона] был заключен договор аренды объектов государственного/муниципального недвижимого имущества N [вписать нужное] от [число, месяц, год] (далее - договор), в соответствии с которым арендатору передано [указать наименование переданного в аренду имущества и его характеристики (площадь, кадастровый номер, адрес)].
В целях реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" истец обратился в [наименование уполномоченного органа] с заявлением от [число, месяц, год] N [значение] о реализации преимущественного права на приобретение [указать наименование переданного в аренду имущества], общей площадью [значение] кв. м, кадастровый номер [значение], расположенного по адресу: [указать адрес].
Письмом от [число, месяц, год] N [значение] [наименование уполномоченного органа] указал, что рассмотрев вышеуказанную заявку, установлено несоблюдение условий для реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, предусмотренных Законом N 159-ФЗ.
Данный отказ был обжалован истцом в судебном порядке.
Решением [наименование арбитражного суда] от [число, месяц, год] по делу N [значение] отказ уполномоченного органа в предоставлении истцу преимущественного права на выкуп арендуемого имущества признан незаконным, на уполномоченный орган возложена обязанность принять решение о реализации истцу преимущественного права на приобретение арендуемого имущества путем издания распоряжения об условиях приватизации арендуемого имущества и направления в адрес истца проекта договора купли-продажи.
Примечание. Согласно п. 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2011 г. N 145 "Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). В названном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда.
Проект договора купли-продажи был направлен в адрес истца [число, месяц, год].
В результате принятия уполномоченным органом незаконного решения об отказе в реализации истцом права на выкуп арендуемого имущества, истец понес убытки.
В соответствии со ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Ст. 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 2011 г. N 145 "Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" при рассмотрении дела о возмещении вреда, причиненного вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица), незаконность такого акта, решения или действия (бездействия), установленная судом в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, не подлежит переоценке в силу обязательности данного судебного акта (ст. 16 АПК РФ).
Поскольку отказ уполномоченного органа в выкупе арендуемого имущества был уже признан незаконным по делу N [значение], оснований для переоценки установленных по названному делу обстоятельств не имеется.
Истец период взыскания убытков определил с [число, месяц, год] по [число, месяц, год], то есть со следующего дня наступления срока, установленного ч. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ, для направления уполномоченным органом проекта договора купли-продажи по заявлению истца о выкупе, и до даты фактического его получения.
В случае совершения уполномоченным органом всех действий, возложенных на него ст. 9 Закона N 159-ФЗ, то есть своевременного принятия решения о приватизации арендуемого имущества и направления проекта договора купли-продажи, истец мог приобрести в собственность это имущество с прекращением арендных отношений. Поводом для продления аренды явился отказ уполномоченного органа и необходимость его признания незаконным в судебном порядке, за период оспаривания которого истец был вынужден уплачивать арендную плату.
Таким образом, учитывая, что в спорный период истец предпринимал меры для восстановления своего нарушенного права на выкуп арендованного имущества, в связи с чем он производил расходы на уплату арендных платежей, эта сумма в соответствии со ст. 15 ГК РФ признается убытками.
Иной подход позволял бы органу совершать действия в виде неправомерного отказа в выкупе при отсутствии на то законных оснований, оспаривание которых заинтересованными лицами увеличивало бы срок вынужденной аренды и необходимость для них нести большие расходы за пользование имуществом, несмотря на признание впоследствии отказа незаконным.
Аналогичный вывод изложен в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 марта 2019 г. N 307-ЭС18-16000 по делу N А56-57789/2017.
При этом Закон N 159-ФЗ направлен, как следует из его содержания, на поддержку малого и среднего предпринимательства. С этой целью субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется, в частности, преимущественное право на приобретение арендуемых ими объектов государственного и муниципального имущества, которое они могут реализовать в упрощенном (вне конкурсных процедур) по отношению к общим правилам приватизации порядке. Введение для этой категории предпринимателей упрощенного механизма реализации права на приватизацию отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации целям стимулирования свободы предпринимательской деятельности, поддержки конкуренции, становления и развития рыночной экономики, основанной на свободе собственности и договора. Это гарантирует экономическую самостоятельность более широкому кругу лиц, что, в свою очередь, содействует обеспечению занятости населения и права каждого на защиту от безработицы, более успешной реализации принципов социального государства и социально ориентированной рыночной экономики на основе баланса прав и законных интересов местного самоуправления и лиц, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, и в конечном счете способствует упрочению гражданского общества, верховенства права и демократии (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2, 3 и 4 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ в связи с жалобой администрации города Благовещенска").
Согласно п. 30 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 г.) лицо, имеющее право на выкуп арендуемого им имущества в соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вправе требовать взыскания ранее уплаченной им арендной платы за период оспаривания незаконного отказа в его выкупе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 16, 1069 ГК РФ, ст. 125, 126 АПК РФ,
прошу:
1. Взыскать с [наименование ответчика] в пользу [Ф. И. О./наименование истца] [сумма цифрами и прописью] рублей убытков.
2. Расходы по оплате государственной пошлины возложить на ответчика.
Приложение:
1) уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица/индивидуального предпринимателя;
5) доверенность и диплом на представителя;
6) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка;
7) расчет взыскиваемой денежной суммы;
8) выписка из ЕГРЮЛ на истца и ответчика.
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма искового заявления о взыскании убытков в связи с незаконным отказом уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества
Разработана: Компания "Гарант", май 2023 г.