Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 июля 2008 г. N КА-А40/6361-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2008 г.
ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) (далее Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее Инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить сумму излишне взысканных штрафов в размере 1 163 934 руб.; обязать налоговый орган начислить и уплатить РТРС проценты на сумму излишне взысканных штрафов в сумме 156 713 руб. 52 коп.; обязать налоговый орган начислить и уплатить РТРС проценты на сумму излишне взысканных налогов в сумме 506 243 руб. 28 коп.; обязать налоговый орган выплатить РТРС убытки в сумме 1 025 647 руб. 53 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 6 марта 2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал налоговый орган вернуть на расчетный счет РТРС сумму излишне взысканных штрафов в размере 1 163 934 руб.; обязал налоговый орган начислить и уплатить РТРС проценты на сумму излишне взысканных штрафов в сумме 156 713, 52 руб.; обязал налоговый орган начислить и уплатить РТРС проценты от излишне взысканных налогов в сумме 506 243, 28 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просит отменить принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы кассационной жалобы поддержал, просил суд кассационной инстанции отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований Обществу отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества возражал относительно доводов кассационной жалобы по основаниям, приведенным в обжалуемых актах.
Отзыв на кассационную жалобу представлен не был.
Обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит основания для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании результатов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение N 155 от 14.08.2006 г., согласно которому у Общества установлены суммы недоимки по налогам и пеням, наложены штрафы за неполную уплату налога. На основании данного решения в адрес Общества были выставлены требования N 184 и N 36 от 23.08.2006 г. В октябре 2006 г. Обществом произвело уплату налогов по головному предприятию в сумме 6 020 639 руб. и штрафов в сумме 1 207 737 руб.
Общество, не согласившись с указанным решением Инспекции, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения N 155 в части неуплаты налогов на общую сумму 5 242 086 руб. и штрафов на общую сумму 1 163 934 руб.
Решением Арбитражного суд г. Москвы от 27.11.2006 г. по делу N А40-62653/06-127-325 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое решение признано недействительным.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2007 г. по делу N 09АП-729/07-АК и Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.05.2007 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
По результатам проведенной Обществом и налоговым органом в июле, августе 2007 г. совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам с учетом вступившего в законную силу решения суда, установлена переплата Обществом 5 242 086 руб. по налогам и 1 163 934 руб. по штрафам.
В сентябре 2007 г. налоговым органом произведен зачет 5 242 086 руб. переплаты по налогам.
Сумма переплаты по штрафам в размере 1 163 934 руб. и установленные п. 5 ст. 79 НК РФ проценты, начисленные на сумму излишне взысканных налогов и штрафов, возвращены Обществу не были.
Полагая указанные бездействия Инспекции незаконными, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что требования Общества правомерны и основаны на ст. 79 НК РФ.
Как правомерно указал суд, выплаченные Обществом в соответствии с требованиями N 36 и N 184 суммы налогов и штрафов следует рассматривать как излишне взысканные, поскольку данные требования содержат указание на применение в случае неуплаты особого порядка взыскания, что является мерой принудительного характера.
Кроме того, налогоплательщик не был согласен с позицией Инспекции, что отражено в возражениях по акту выездной проверки N 178 от 31 июля 2006 г.
При указанных обстоятельствах, ссылка Инспекции на ст. 78 НК РФ неправомерна.
Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Само по себе отсутствие в НК РФ в тот период процедуры возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием как для удержания спорной суммы в бюджете, так и для отказа в возврате.
Таким образом, в соответствии с действовавшим до 1 января 2007 года порядком налоговый орган также был обязан вернуть излишне уплаченные (взысканные) штрафы.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) штрафов производился до 1 января 2007 года в судебном порядке.
В соответствии с п. 56 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ ст. 79 НК РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой правила о зачете (возврате) сумм излишне взысканного налога, установленные ст. 79 НК РФ, применяются в том числе к штрафам за совершение налоговых правонарушений.
Указанная редакция действует с 01.01.2007 г.
Как правомерно указал суд, ст. 79 НК РФ в новой редакции обеспечивает дополнительную гарантию защиты налогоплательщиков, потому на основании п. 3 ст. 5 НК РФ имеет обратную силу и применяется в отношении сумм излишне взысканных налогов, авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов до 1 января 2007 года.
При указанных обстоятельствах, правомерным является вывод суда о том, что налоговый орган обязан вернуть Обществу излишне взысканные налоги и штрафы с процентами, предусмотренными ст. 79 НК РФ в действующей редакции.
Расчет процентов проверен судом и налоговым органом не оспаривается.
Иная оценка стороной обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
При проверке принятых по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Поскольку налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, то она подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб., с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 марта 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2008 года по делу N А40-57815/07-112-333 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 госпошлину в сумме 1000 руб. за подачу и рассмотрение кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 июля 2008 г. N КА-А40/6361-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании