Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 июля 2008 г. N КА-А40/5462-08-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 г.
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице обособленного подразделения - Комбината общественного питания обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 50 по Москве по отражению наличия задолженности на 03.11.2006 г. в справке от об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
В обоснование своих требований заявитель указал, что налоговый орган неправомерно указал в справке от 09.11.2006 г. на наличие неуплаченного штрафа и пени, т.к. в принудительном порядке они не взысканы.
В качестве третьего лица по делу привлечена ИФНС России N 2 по г. Москве
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2007 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 г. решение арбитражного суда первой инстанции отменено и в удовлетворении заявленных требований Банку России отказано.
В кассационной жалобе Банк России просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
При этом указывается на несогласие с оценкой суда апелляционной инстанции находящихся в деле доказательств, которые, по мнению заявителя не доказывают правомерность отражения налоговым органом в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций задолженности по штрафам и пени.
В отзывах на кассационную жалобу ответчик Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 50 по г. Москве и третье лицо Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Москве обосновывая несостоятельность её доводов, просят оставить обжалуемое постановление без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ответчика и третьего лица просили оставить эту жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления от 18.03.2008 г.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все представленные лицами, участвующими в деле доказательства и доводы, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд апелляционной инстанции разрешил спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену или изменения судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, в связи с необоснованность его вывода относительно неправомерного указания налогового органа наличия задолженности, отказывая в удовлетворении Банку России в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Как установлено арбитражным судом в связи с обращением Банка России в лице обособленного подразделения - Комбината общественного питания в налоговый орган за справкой по форме предусмотренной приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 г. N ММ-3-19/206@ "Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению", 09.11.2006 г. была выдана справка, в которой по состоянию на 03.11.2006 г. числится задолженность по штрафным санкциям, наложенным не оспоренным и неотмененным решением налогового органа в сумме 631 4025 руб. 60 коп., задолженность по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 116 849 руб. 40 коп.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.05.2005 г. N ШС-3-10/201 утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" ("РБК"). Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами. При этом в соответствии с разделом VII Рекомендаций суммы начисленных (доначисленных, уменьшенных) налоговых санкций налоговым органом в карточке "РСБ" учитываются на основании, как решений судебных органов, так и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решения нижестоящих налоговых органов.
Решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, законно до тех пор, пока оно не будет признано незаконным вышестоящим налоговым органом или судом.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что с 08.12.2003 г. Центральный Банк Российской Федерации переведен на налоговый учет в Межрайонную ИФНС России N 50 по Москве (правопреемник Инспекции МНС России N 44 по Москве). В связи с вышеуказанным переводом 23.10.2003 г. между ИФНС России N 2 по ЦАО Москвы и Центральным Банком проведена сверка счетов, результаты которой нашли отражение в акте сверки от 23.10.2003 г. N 221. Из данного акта следует, что по налогу на пользователей автомобильных дорог у Комбината общественного питания Банка России имелась задолженность по пени в размере 116 849 руб. 40 коп., а также задолженность по налоговым санкциям. Вышеуказанная сумма пеней отражена в лицевой карточке Комбината общественного питания Инспекцией МНС России N 2 по ЦАО Москвы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 3.09.2005 г. по делу N А40-31972/05-111-355 подтверждено наличие у Комбината общественного питания задолженности по штрафам на основании решения ИМНС РФ N 2 по ЦАО от 05.04.1996 г. N 137, задолженности по пени по налогу в сумме 116 849 руб., с указанием на то, что налоговый орган обоснованно не принял решение о списании спорных сумм, так как истечение установленного законом срока для взыскания в бесспорном порядке не предусмотрено в качестве основания списания этих сумм.
Таким образом, по мнению арбитражного суда, законность отражений сумм задолженности в карточке заявителя подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы, что в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ является основанием для освобождения от доказывания по настоящему делу.
Кроме того, налоговым органом представлен сводный реестр поступивших доходов на счета за 27.12.2002 г., из которого усматривается, что Комбинат общественного питания Банка России признавал задолженность по налогу, и платежным поручением N 415 уплатил в бюджет 1 097 262 руб.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик обязан уплатить пени. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 НК РФ). Пропуск налоговым органом совокупности установленных в статьях 46, 47, 48, 70 НК РФ сроков на взыскание пеней не является основанием для исключения их из карточки налогоплательщика, сведения которого используются при составлении справки о состоянии расчетов с бюджетом. Не имеется оснований и для списания пеней и в соответствии со статьей 59 НК РФ.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 г. N ММ-3-19/206@ "Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что выданная заявителю 09.11.2006 г. справка оформлена в соответствии с пунктами 3 и 4 Методических указаний, утвержденных Приказом ФНС России от 23.05.2005 г. N ММ-3-19/206@ на основании сведений, указанных в карточках расчетов с бюджетом.
Согласно пункту 3 Методических указаний при формировании справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм: на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации; которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". В силу пункта 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических указаний, при формировании справки делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции нашёл отражение налоговым органом наличия задолженности в справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате пени и налоговых санкций от 09.11.2006 по состоянию на 03.11.2006 г. правомерным и обоснованным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции руководствовался статьёй 201 АПК РФ предусматривающей, что суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными только установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции по применению указанных в постановлении норм права соответствуют установленным им обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судов, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствую о нарушении судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2008 года по делу N А40-579/07-75-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Банка России без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июля 2008 г. N КА-А40/5462-08-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании