Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 июня 2003 г. N КА-А40/3539-03
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "РИФ-Дплюс" (далее - ООО "РИФ-Дплюс") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по г. Москве Минприроды России (далее - ГУПР и ООС по г. Москве) от 09.12.02 по делу об административном правонарушении.
Решением от 21.01.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.03, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные.
В отзыве на жалобу ответчик возражал против ее удовлетворения, считая обжалованные акты суда первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству.
В судебном заседании представитель ООО "РИФ-Дплюс" поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ГУПР и ОСС по г. Москве настаивал на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
ГУПР и ОСС по г. Москве постановлением от 09.12.02 назначил ООО "РИФ-Дплюс" административное наказание по п. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде " штрафа в размере 50.000 руб. В качестве нарушения признан факт осуществления строительно-монтажных работ по возведению "Кафе на 126 мест со встроенной котельной" по адресу: ул. Авиамоторная, вл. 39 в сквере им. Калинина и размещения пункта общественного питания в центральной части сквера без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Названное общество не согласилось с этим постановлением и обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в качестве административного правонарушения признается невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная документация любого вида подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями) государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрено, что специально уполномоченными государственными органами в области экономической экспертизы является уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области охраны окружающей природной среды, и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.00 N 726, указанное министерство является специально уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы. На основании п. 3 этого Положения министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Арбитражный суд г. Москвы, рассматривая данный спор, признал доказанным факт совершения обществом административного правонарушения. Суд оценил представленные ООО "РИФ-Дплюс" в обоснование незаконности привлечения его к административной ответственности заключения, выданные Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства г. Москвы на производство работ, и указал, что эти заключения не являются заключениями специально уполномоченного государственного органа.
Предметом исследования суда было и утверждение общества о том, что занимаемый им участок не отнесен к категории особо охраняемых природных территорий и строительство объекта на нем не требует проведения государственной экологической экспертизы. Это утверждение признано несоответствующим положениям ст. 12 вышеупомянутого Федерального закона, предусматривающей проведение обязательной экологической экспертизы всех видов градостроительной документации.
Арбитражный суд г. Москвы исследовал имеющиеся в деле доказательства в совокупности, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к правильному выводу о законности постановления ГУПР и ООС по г. Москве.
Довод жалобы о том, что Положением о Департаменте природопользования и охраны окружающей природной среды, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 19.01.01 N 38-РМ, названному департаменту представлено право специально уполномоченного государственного органа области государственной экспертизы отклоняется как несоответствующей. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об экологической экспертизе" наделение такими функциями осуществляет Правительство Российской Федерации, а не местная администрация.
Ссылка в жалобе на то, что упомянутая норма Федерального закона относит к числу специально уполномоченных государственных органов - территориальные органы, к которым относится вышеназванный Департамент, также не принимается во внимание. В ст. 13 Федерального закона "Об экологической экспертизе" речь идет о территориальных органах Минприроды России. Согласно Положению о Департаменте он является органом исполнительной власти города Москвы.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 21.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.03 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-245/03-94-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2003 г. N КА-А40/3539-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании