Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 июня 2003 г. N КА-А41/3576-03
(извлечение)
Государственное учреждение Московской области Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" (Управление "Мрсавтодор") обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Рузскому району Московской области N 307/175 от 13.09.2002 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки по земельному налогу за 2002 г.
ИМНС РФ по Рузскому району Московской области предъявлен встречный иск о взыскании с Управления "Мосавтодор" в соответствии с вышеназванным решением 469375,20 руб. штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в результате неправильного применения ставки налога на земли транспорта, расположенные вне населенных пунктов.
Решением от 09.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2003, первоначальное заявление удовлетворено, в удовлетворении встречного иска отказано. При этом судебные инстанции пришли к выводу о неправомерности применения налоговым органом при исчислении налога повышающего коэффициента рекреационной ценности земли 3,5, установленного ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области".
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ по Рузскому району Московской области, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель Управления против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в судебных актах.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Управление "Мосавтодор" является некоммерческой организацией, на балансе которого находятся автомобильные дороги общего пользования Московской области, сооружения на них, а также другое имущество, необходимое для содержания и нормального функционирования автомобильных дорог.
На основании постановления Главы Администрации Рузского р-на Московской области от 21.11.95 N 1811 Рузскому райотделу Управления предоставлены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки, занимаемые областными автодорогами в Рузском районе.
По мнению Управления, земли, находящиеся в его пользовании, относятся к землям транспорта и ставка земельного налога за эти земли должна составлять в 2002 г. 0,288 руб. за кв.м на основании ст. 9 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", с применением повышающих коэффициентов, установленных в 1994-2002 г.г. федеральными нормативными актами.
По мнению инспекции, данная ставка должна применяться с учетом повышающего коэффициента 3,5, установленного ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области", и составляет 1,008 руб. за кв.м.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тысяч человек.
В соответствии с п. 1 ст. 90 Земельного кодекса РФ, землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 90 ЗК РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; установления полос отвода автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли других категорий согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
Согласно ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
В соответствии со ст. 86 ЗК РФ в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно - гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п/п 4 п. 1 ст. 7, главой XVII ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов.
Земли, занятые под государственными автомобильными дорогами, т.е. земли транспорта, в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Следовательно, к землям транспорта, относящимся к отдельной категории земель и не имеющим рекреационной ценности, не может применяться повышающий коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Кроме того, в таблице 2 приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" (на которую имеется ссылка в ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области") установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха, в частности, в зоне отдыха Москвы, причем, коэффициенты установлены в зависимости от разной рекреационной ценности земель.
Однако, налог за расположенные вне населенных пунктов земли транспорта установлен в соответствии со ставками, определенными в таблице 1 приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю".
Довод кассационной жалобы о том, что все земли Московской области относятся к особо охраняемой территории и имеют рекреационную ценность, противоречит земельному и налоговому законодательству.
Учитывая изложенное, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 09.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 06.03.2003 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-15856/02 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ по Рузскому району Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 июня 2003 г. N КА-А41/3576-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании