Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 февраля 2003 г. N КА-А40/361-03
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2002 ООО "Межинком-СВ" отказано в иске к Межрайонной инспекции МНС РФ N 41 по г. Москве об отмене постановления инспекции от 30.07.02 N 99/11/10-11.
Постановлением апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу Арбитражного суда г. Москвы от. 13.11.2002 решение суда оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности привлечения ООО "Межинком-СВ" к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ.
В кассационной жалобе ООО "Межинком-СВ" просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст. 14.19 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя МИМНС РФ N 41 по г. Москве, возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции находит, что решение от 20.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2002 по делу N А40-30105/02-12-155 Арбитражного суда г. Москвы подлежат отмене, как вынесенные с нарушением требований закона.
Оспариваемым постановлением МИМНС РФ N 41 N 99/11/10-11 на ООО "Межинком-СВ" наложен штраф за нарушение, предусмотренное ст. 14.19 КоАП РФ. Статья 14.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Установление административной ответственности за нарушения, предусмотренные в диспозиции данной статьи, направлено на осуществление полномочий государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных ст. 5 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и принятыми в соответствии с ним "Временной инструкцией по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве" (утверждена первым заместителем Министра сельского хозяйства 28.12.2000 и заместителем Министра РФ по налогам и сборам 29.12.2000) и "Временной инструкцией по автоматизированному учету этилового спирта при его производстве" (утверждена заместителем Министра РФ по налогам и сборам 01.03.2002). С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии должностным лицом и организацией необходимых мер по учету алкогольной продукции либо в совершении действий (бездействия), направленных на нарушение установленного Федеральным законом N 171-ФЗ от 22 ноября 1995г. и подзаконными актами порядка учета алкогольной продукции.
Среди нарушений, связанных с названными приборами и счетчиками, могут быть: срыв и повреждение пломб, умышленное повреждение приборов, искажение результатов автоматизированного учета алкогольной продукции, отсутствие необходимой документации по учету, несвоевременное информирование территориальных инспекций о фактах сверхпредельных расхождений в результатах учета продукции.
В постановлении МИМНС РФ N 41 по г. Москве N 99/11/10-11 указано, что ООО "Межинком-СВ" нарушило Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Федеральный закон 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет правила ведения, принципы организации бухгалтерского учета в Российской Федерации. За нарушение правил ведения бухгалтерского учета административная ответственность предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ.
Субъектом данного нарушения может выступать исключительно должностное лицо организации.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Из протокола об административном правонарушении от 22.07.02 N 10/12 и оспариваемого постановления неясно, какой порядок учета этилового спирта и алкогольной продукции нарушен, каким законом определяется этот порядок.
Если речь идет о законе "О бухгалтерском учете", то должно быть указано, какое правило бухучета нарушено, какой статьей закона данное нарушение предусмотрено, кто виновен в данном нарушении.
Только после установления всех четырех элементов, характеризующих административное правонарушение, можно установить квалификацию правонарушения и ответственность за него, что не было сделано налоговым органом.
Учитывая изложенное, постановление МИМНС РФ N 41 по г. Москве подлежит отмене, как незаконное.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20.09.2002 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2002 по делу N А40-30105/02-12-155 Арбитражного суда г. Москвы отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 41 по г. Москве от 30.07.2002 N 99/11/10-11 по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Межинком-СВ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2003 г. N КА-А40/361-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании