Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 августа 2008 г. N КА-А40/5509-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2008 г.
Федеральная таможенная служба России обратилась в суд с иском о взыскании с Ассоциации международных автомобильных перевозок таможенных платежей в сумме 2.656.413 руб. 34 коп., ссылаясь на недовоз перевозчиком товара в место, определенное таможенным органом.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13 ноября 2007 года, оставленным без изменения постановлением от 14 марта 2008 года по делу N А40-161/07-84-2, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суды двух инстанций исходили из того, что таможенным органом пропущен срок для обращения в суд к АСМАП для взыскания таможенных платежей.
Не соглашаясь с выводами суда, Федеральная таможенная служба обжаловала судебные акты в кассационном порядке, ставя вопрос об их отмене.
По мнению заявителя, суды, при принятии решения, ошибочно руководствовались положениями ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации, что противоречит нормам международного права.
Как указано в жалобе, правоотношения между таможенной службой и АСМАП регулируются Конвенцией МДП 1975 года, а также Соглашением об обязательствах, связанных с применением Конвенции, заключенным между ГТК России и АСМАП 7 июня 2004 года.
Указанной Конвенцией, как считает Федеральная таможенная служба, суд и должен был руководствоваться при принятии решения, которая устанавливает 2-х летний срок для выставления требования к гарантийному объединению.
В заседании кассационной инстанции представитель таможенного органа поддержал доводы жалобы.
Представитель АСМАП возражал против доводов жалобы, указывая в письменном отзыве, что АСМАП является гарантом перевозчика при перевозке грузов. При недоставке груза за действия перевозчика по уплате таможенных платежей несет ответственность АСМАП. Однако эти требования могут быть заявлены таможенным органом в течение года.
3-е лицо в суд не явилось, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность состоявшихся по данному делу судебных постановлений проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.
Как следует из обстоятельств дела, в июле 2004 года перевозчиком - "T:mi Antsu-Trans" (Финляндия) осуществлялась перевозка товаров по книжке МДП. Прибывшие из Финляндии в Выборгскую таможню товары были направлены таможенным органом по процедуре внутреннего таможенного транзита в Ногинскую таможню по книжкам МДП NN ХЕ 42390140, ХЕ 423903905 и УХ 42390161.
Однако было установлено, что товары не были доставлены в место, определенное таможенным органом.
В этой связи Выборгской таможней перевозчику были выставлены соответствующие требования об уплате таможенных платежей. В каждом требовании был указан срок оплаты.
Поскольку требования перевозчиком исполнены не были, таможенным органом, согласно вышеприведенной Конвенции МДП 1975 года, аналогичные требования были выставлены АСМАП.
Однако, ссылаясь на пропуск годичного срока для выставления требований, АСМАП таможенные платежи не уплатил.
Судебные инстанции также, ссылаясь на указанные обстоятельства, оказали Федеральной таможенной службе о взыскании с АСМАП таможенных платежей, неуплаченных перевозчиком.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судебных инстанций, исходя из следующего:
Таможенным законодательством (ст.ст. 88, 90, 320 Таможенного кодекса Российской Федерации) предусмотрена в случае недоставки товара уплата перевозчиком таможенных платежей.
Если перевозка товара осуществляется по книжке МДП, то действует Конвенция МДП 1975 года. Соглашением от 7 июля 2004 года об обязательствах, связанных с применением названной выше Конвенции, заключенным между АСМАП и ГТК России установлено, что Ассоциация автомобильных международных перевозчиков является национальным гарантийным объединением, ответственным перед таможенными органами России за уплату таможенных платежей и пени, подлежащих взысканию в связи с нарушением операций с применением книжек МДП, выданных АСМАП.
Между тем, статья 11 Конвенции не предусматривает принудительное исполнение требования об уплате, предъявленного гарантийному объединению.
Однако возникшие в соответствии с Конвенцией и Соглашением отношения, связанные с уплатой таможенных платежей по способу обеспечения исполнения обязательств, сходны с поручительством. В этой связи суды двух инстанций правильно при разрешении спора руководствовались п. 4 ст. 367 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой закона, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного поручительством, не заявит требования к поручителю, то по истечении этого времени обязательства прекращаются.
Как установлено судами, срок исполнения требований об уплате таможенных пошлин перевозчиком наступил в 2005 году.
Иск о взыскании с АСМАП таможенных платежей был заявлен по истечении года.
Кроме того, судами установлены и другие нарушения таможенного органа, связанные с выставлением требований перевозчику, о чем подробно изложено в судебных актах.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правильно применили норму права и обоснованно отказали в иске.
Доводы жалобы о том, что применение годичного срока при взыскании с АСМАП за перевозчика таможенных платежей ошибочно, подробно исследованы судами и обоснованно отвергнуты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 ноября 2007 года и постановление от 14 марта 2008 года N 09АП-18641/07-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-161/07-84-2 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной таможенной службы России - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2008 г. N КА-А40/5509-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании