Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 июля 2008 г. N КА-А40/6755-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2008 г.
ООО "СтройТехнооОрг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 24 по городу Москве о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 666700 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИФНС России N 24 по г. Москве просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению налогового органа, законодателем конкретно не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов как, и не определен порядок его проведения. Налоговый орган полагает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование понятию налога не отвечают, положения статьи 78 НК РФ на них не распространены.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 24 поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представители ООО "СтройТехноТорг" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "СтройТехноТрг" обратилось 20.09.2007 с заявлением в ИФНС России N 24 о возврате излишне уплаченных денежных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 667700 рублей (ошибочно указан не тот КБК) перечисленных согласно платежному поручению от 14.09.2007 N 74.
Отказывая в удовлетворении данного заявления, налоговый орган указал, что, поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 НК РФ и не являются составной частью ЕСН, то ответчик не может произвести возврат указанных денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ.
Однако, в силу статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно статье 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Пунктом 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2004 года N 116н установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства.
В соответствии с пункта 30 указанного Порядка, взаимодействие Федерального казначейства с администратором поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о доведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему РФ, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Приказом ФНС России от 21 апреля 2006 года N САЭ-3-11/247@ "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы" полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ по главе 182 "Федеральная налоговая служба" и основные источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ согласно Приложению к данному Приказу на 2006 год закреплены за территориальными органами ФНС России, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Приложением к данному Приказу ФНС России является Перечень доходов, администрируемых территориальными органами ФНС России в 2006 году, где под N 19-22 указаны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые на выплату страховой, накопительной частей трудовой пенсии, а также страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии.
Установив данные обстоятельства, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о том, что налоговый орган как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование вправе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поэтому суды правомерно удовлетворили заявленные требования ООО "Созвездие" в полном объеме.
В связи с вышеизложенным, доводы налогового органа о том, что законодателем конкретно не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, равно как и его доводы о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование понятию налога не отвечают и положения статьи 78 НК РФ на них не распространяются, несостоятельны.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2008, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу N А40-62633\07-90-352 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 ст.78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
По мнению ИФНС, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию налога, и ИФНС не является органом, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов. НК РФ не определен порядок его проведения.
Суд признал неправомерным отказ ИФНС в возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных страховых взносов.
В силу ст.25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно ст.2 Федерального закона "О бюджетной классификации РФ" ФНС РФ является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, и на нее возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате излишне уплаченных платежей.
Пунктом?8 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами системы РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004?s. N?16н, установлено, что возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет.
Перечень доходов, администрируемых территориальными органами ФНС РФ в 2006 г., указан в Приложении к Приказу ФНС России от 21.04.2006?sода N?RАЭ-3-11/247@, в числе которых указаны и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ.
Поэтому суд счел, что налоговый орган как администратор страховых взносов вправе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2008 г. N КА-А40/6755-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании