Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2008 г. N 6234/08
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 13348/08 настоящее определение оставлено без изменения
Резолютивная часть определения объявлена 27.06.2008 г.
Полный текст определения изготовлен 02.07.2008 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Прониной М.В., судей Мартышкиной И.М., Харчиковой Н.П.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее - общество, заявитель) о признании недействующим с момента принятия пункта 3 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 21.09.2004 N 88-Э/4 "О внесении дополнений в постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 29.12.2003 N 111-Э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Якутгазпром" и реализуемый потребителям Республики Саха (Якутия)", с участием третьих лиц: ОАО "Якутгазпром" и ОАО "Ленагаз".
Протокол вела ведущий консультант Морозова Г.Н.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от открытого акционерного общества "Акционерная компания "Якутскэнерго": Михайлов С.В.;
- от Федеральной службы по тарифам Российской Федерации: Мецаев Б.К., Гладков А.А.;
- от ОАО "Якутгазпром": Амирханян Г.М.
ОАО "Ленагаз", надлежаще извещенное о месте и времени судебного разбирательства, не направило своего представителя для участия в судебном заседании. Представило отзыв на заявление ОАО "АК "Якутекэнерго".
Суд установил:
открытое акционерное общество "Акционерная компания "Якутскэнерго" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 3 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ России) от 21.09.2004 N 88-Э/4 "О внесении дополнений в постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 29.12.2003 N 111-Э/1 (далее - постановление N 111-Э/1) "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Якутгазпром" и реализуемый потребителям Республики Саха (Якутия)" (далее - приказ N 88-Э/4).
Заявитель считает, что пункт 3 приказа N 88-Э/4 в части вступления в силу в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 пункта 1 этого же приказа нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Представителем ФСТ России заявлено ходатайство о прекращении производства по делу. По мнению ФСТ России, оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом, поскольку не содержит правовых норм и не направлен на их установление, изменение или отмену, не распространяется на неопределенный круг лиц. Приказ N 88-Э/4 не проходил процедуру регистрации Министерством юстиции России, не был опубликован в "Российской газете", в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература". Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не относится.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-IIГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" дано определение нормативного правового акта и правовой нормы.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
В соответствии с постановлением N 111-Э/1 с 01.01.2004 оптовая цена на газ, добываемый обществом "Якутгазпром" и реализуемый потребителям Республики Саха (Якутия), составляла 685 рублей за 1 000 куб.м. (без НДС).
Постановлением от 28.01.2004 N 6-Э/12 ФЭК России внесла изменения в пункт 19 Временного положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ, утвержденного постановлением ФЭК России от 29.05.1998 N 22/1 (далее - Временное положение N 22/1), установив методику перерасчета оптовой цены на газ в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от расчетной объемной теплоты сгорания.
Названное постановление было опубликовано в "Российской газете" 28.02.2004 и вступило в силу с 10.03.2004.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 ФЭК России преобразована в ФСТ России, и ей переданы функции упраздненного ведомства.
Приказом N 88-Э/4 ФСТ России внесла дополнения в постановление ФЭК России N 111-Э/1.
В пункте 1 названного приказа указано, что оптовая цена на газ установлена на объемную единицу изменения газа (1 000 куб.м.), приведенную к определенным условиям: температура +20°С, давление 760 мм. рт. ст., влажность 0%, нормативная теплота сгорания 7 900 ккал/куб.м. (33 080 кДж/м3), а также дана формула перерасчета оптовой цены на газ в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от нормативной объемной теплоты сгорания.
Пунктом 2 приказа утверждена и введена в действие с 01.01.2005 предельная максимальная оптовая цена на газ, добываемый ОАО "Якутгазпром", в размере 891 рубль за 1 000 куб. м. (без НДС).
Пунктом 3 приказа установлено, что приказ вступает в силу с 01.10.2004.
Таким образом, оспариваемым приказом ФСТ России сообщала ОАО "Якутгазпром" о применении с 01.10.2004 стандартного показателя расчетной объемной теплоты сгорания газа, а также формулы перерасчета оптовой цены на газ с учетом его калорийности при отклонении фактической теплоты сгорания от нормативной.
Внесение указанных дополнений основано на пункте 19 Временного положения N 22/1.
Суд полагает, что приказ N 88-Э/4 не направлен на установление, изменение или отмену правовых норм, а направлен на организацию исполнения решения, ранее принятого ФСТ России. Кроме того, этот приказ адресован только одному поставщику - ОАО "Якутгазпром" для реализации газа потребителям Республики Саха (Якутия), соответственно, он не распространяется на неопределенный круг лиц. Оспариваемый приказ не проходил процедуру регистрации Министерством юстиции Российской Федерации. Приказ N 88-Э/4 не был опубликован в "Российской газете", в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, акт, признанный Министерством юстиции не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
Приказ N 88-Э/4 был опубликован в "Информационном бюллетене ФСТ России" N 7 от 29.09.2004. Порядок вступления этого приказа в силу указан в самом приказе.
Исходя из изложенного, суд считает, что приказ N 88-Э/4 не является нормативным правовым актом, данное дело Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации неподсудно, и производство по делу подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд принимает во внимание также то, что, оспаривая пункт 3 приказа N 88-Э/4, заявитель фактически оспаривает пункт 1 этого приказа. Между тем, приказом ФСТ России от 23.12.2004 N 391-Э/22 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Якутгазпром", с 01.01.2005 утратило силу постановление ФЭК России N 111-Э/1 и пункт 1 приказа ФСТ России N 88-Э/4.
Таким образом, приказ N 88-Э/4 в оспариваемой части действовал с 01.10.2004 по 31.12.2004 и на момент обращения заявителя в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации его действие прекратилось, то есть предмет спора перестал существовать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
производство по делу по заявлению открытого акционерного общества "Акционерная компания "Якутскэнерго" о признании недействующим с момента принятия пункта 3 приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 21.09.2004 N 88-Э/4 "О внесении дополнений в постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 29.12.2003 N 111-Э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Якутгазпром" и реализуемый потребителям Республики Саха (Якутия)" прекратить.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить открытому акционерному обществу "Акционерная компания "Якутскэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 09.04.2008 N 1589 в связи с подачей заявления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судья |
И.М. Марамышкина |
Судья |
Н.П. Харчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2008 г. N 6234/08
Текст определения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 13348/08 настоящее определение оставлено без изменения